Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство по своей сути всегда играло существенную роль в рыночной экономике, функционировании субъектов предпринимательства, а также формировании экономических результатов деятельности рыночной системы. Оно выполняло различные функции, от полного контроля при плановой экономике, до государственного регулирования процессами, в странах с развитой рыночной экономикой.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости финансовой системы, которая напрямую зависит от качества управления государственными и муниципальными финансами.
Современная экономика уделяет большое внимание проблеме сбалансированности государственного бюджета. В связи с этим одной из важных задач бюджетной политики является поиск оптимального решения проблем дефицита и его сбалансированности.
1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Понятие бюджетной системы
Важнейшим звеном любого государства является государственный бюджет. Без государственного бюджета не было бы государства, а без государства соответственно не было бы государственного бюджета, т. е. эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Та страна богата, что уважает бюджетную дисциплину. На сегодняшний день государственный бюджет олицетворяет себя в виде мощного насоса, который перекачивает средства из одного сектора экономики и перераспределяет их в другие сектора, для их поддержания и дальнейшего развития.
Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах.
Государственный бюджет в силу законодательства включает в себя финансовый план, другими словами смету о доходах и расходах на текущий финансовый год. Доходы включают в себя различные налоги и сборы.
Расходы - это расходы направленные на оборону, социальную сферу, культуру, науку, образование, здравоохранение, а также в развитие отдельных отраслей производства, если они важны и требуется субсидирование со стороны государства. Исходя из всего выше сказанного следует, что доходы большей части населения страны зависят от расходов государства. Это связанно с тем, что через бюджет идёт перераспределения значительной часть национального дохода. В странах в которых развита рыночная экономика с помощью бюджета перераспределяется чуть меньше половина национального дохода. Федеративное устройство РФ и наличие системы местного самоуправления породили существование целой системы бюджетов, научное значение раскрывается с помощью категории «бюджетное устройство».
В бюджетном законодательстве Российской Федерации нет такого понятия как «бюджетное устройство». Однако раздел 1 Бюджетного кодекса называется «Бюджетное устройство Российской Федерации». Исходя из проведённого анализа данного раздела, а также основываюсь на выводах, можно утверждать, что такое понятие как бюджетного устройства включает в себя три элемента:
1.Структура бюджетной системы РФ.
2.Бюджетную классификацию.
3.Принципы бюджетной системы. Бюджетная система представляет собой взаимосвязь бюджетов всех уровней .
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Из всего выше сказанного следует, что бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов 3-х уровней:
Федеральный бюджет.
Бюджет субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов).
Бюджеты муниципальных образований (районные, городские, поселковые).
Все перечисленные выше бюджеты являются самостоятельными. Структура бюджетной классификации определяется федеральным законом №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация Российской Федерации включает в себя:
-классификацию доходов бюджетов;
-классификацию расходов бюджетов;
-классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
-классификацию операций публично-правовых образований (КОСГУ).
Правовые основы бюджетной системы Российской Федерации закреплены в конституции Российской Федерации, в бюджетном кодексе Российской Федерации, в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год, в федеральном законе о бюджетной классификации, а также указы президента, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Минфина Россией Федерации и законы о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год Согласно БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1.2 Понятие государственного бюджета
В формировании и развитии экономики любой развитой страны ведущей, главной роли выступает государственное регулирование, действующее в рамках органами власти экономической политики. Одним из наиболее значимых механизмов, которые позволяют государству осуществлять социальное и экономическое функционирование, является финансовая система государства, основное звено которой - бюджетная система.
Государственный бюджет, занимает центральное положение в финансовой системе России и является основной составляющей государственных финансов, - неотъемлемый атрибут функционирования государства. Это не только финансовая база реализации функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета.
Для того чтобы определить понятие «бюджет», необходимо раскрыть его многогранное содержание. Государственный бюджет можно сформулировать как систему императивных денежных отношений, в процессе которых формируется и используется бюджетный фонд . Данное определение подчеркивает основную характеристику бюджета как фактор государственного принуждения.
С другой стороны, государственный бюджет - это «основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период» . Такой подход к раскрытию понятия бюджета отражает его важный признак - плановость.
Другое определение государственного бюджета дано в Бюджетном кодексе РФ. Где на основании ст.6 бюджет определяется как тип образования и расходования фонда денежных средств, который предназначен для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления. Данное определение бюджета является более многогранным. Понятие отражает задачи, которые решаются бюджетной системой, и ее многоуровневой структурой, а также двойственностью структуры государственного бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная составляющая, которая представляет собой комплексность финансовых ресурсов для реализации государственной политики, а, с другой стороны – ее расходная часть, которая отражает конкретные меры использования бюджетных средств.
Бюджетный кодекс РФ сейчас сформирован как трехуровневая структура бюджетной системы Российской Федерации:
I уровень — федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных государственных фондов;
II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов;
III уровень — местные бюджеты, которые включают в себя бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты сельских и городских поселений.
Федеральный бюджет есть ничто иное как основной элемент в финансовой системе любой страны, который представляет собой комплексность образования и расходования денежных средств, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Федерации. Так через федеральный бюджет РФ реализуется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всей страны.
1.2 Принципы построения государственного бюджета
Принципы функционирования и организации бюджетной системы РФ регламентируются Бюджетным кодексом РФ. Следующие принципы:
-единства;
-разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы;
-самостоятельности бюджетов;
-полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-сбалансированности бюджета;
-эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-общего покрытия расходов бюджета;
-гласности;
-достоверности бюджета;
-адресности и целевого характера бюджетных средств.
Безусловно, бюджетная система зависит от типа государственного устройства страны. Так, бюджетное устройство — определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Так как Россия является федеративным государством, основы которого определяются конституцией страны, то взаимосвязь бюджетов разных уровней проявляется через систему бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.
2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Бюджетная политика России
Бюджетной политике, как и всей государственной финансовой системе, свойствены две основные функции – это контрольная и распределительная.
При помощи распределительной функции в государственном бюджете формируется распределение средств на непроизводственную и производственную сферы, межотраслевое и межтерриториальное распределение финансовых средств, создаются фонды специального целевого назначения, происходят централизация денежных средств в бюджете и их направление на обеспечение потребностей государственного значения.
Территориальное и межотраслевое распределение доходной части бюджета идет на обеспечение потребностей социального и экономического регионов и отраслей.
Социальная сфера является активным потребителем доходов государственного бюджета и не участвует в его формировании. Из государственного бюджета сотрудникам этой сферы выделяются средства на оплату труда, содержание учреждений непроизводственной сферы и техническое оснащение (здравоохранение, образование и пр.).
Через расходную часть бюджета государство выступает основным инструментом распределения средств и стимулирования инвестиций и экономики, повышения эффективности производства. Через государственный бюджет осуществляется поддержка государства различным отраслям экономики – национальная оборона, транспорт, сельское хозяйство, атомной промышленности, угольной промышленности, авиастроение и некоторым другим. Государственная поддержка в основном связана с реализацией окупаемых и высокоэффективных проектов. Для обеспечения экономических и социальных вопросов используются налоговые и неналоговые доходы.
При распределении средств через государственный бюджет особую важность приобретает социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике важными направлениями являются обеспечение наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, малоимущих социальных слоев, инвалидов), а также поддержка таких социальных сфер как здравоохранение, образование, физическая культура, ЖКХ, культура и кинематография и пр.
Контрольная функция бюджета государства реализуется в процессе формирования доходной части бюджета и финансирования отраслей национального хозяйства. В условиях экономических отношений значение бюджетного контроля в процессе концентрации средств только усиливается.
Функции бюджета в основном реализуются через процесс формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного регулятора, являющегося реализацией бюджетной политики и отражает направленность бюджетных отношений на решение социальных и экономических вопросов.
Таким образом, ключевыми функциями бюджета государства, как основа финансового плана государства, являются:
-перераспределение ВВП и национального дохода, влияющего на государственное регулирование и экономические процессы, финансовое поддержка социальной политики;
-надзор за формированием и использованием централизованного фонда финансовых средств.
Через федеральный бюджет проходит около 50% валового внутреннего продукта. Государственный бюджет в основном используется для территориального и межотраслевого распределения финансовых средств с учетом требований целесообразного размещения производственных ресурсов, развития экономики и обеспечения социальной культуры территориального значения. В условиях современности наиболее значимым является сельскохозяйственный, военный, энергетический, комплексы и дорожное хозяйство. Государственный бюджет способствует созданию рациональной сферы улучшению пропорций, общественного производства, более рациональному использованию средств бюджета. В процессе бюджетного планирования создаются наиболее эффективная взаимосвязь между нецентрализованными и централизованными фондами денежных ресурсов.
2.2 Доходы и расходы федерального бюджета РФ
В 2019 г. доходы федерального бюджета относительно предыдущего года выросли на 732,8 млрд руб. в номинальном выражении, но сократились в долях ВВП на 0,1 п.п. ВВП до 18,5% ВВП, что связано со снижением поступлений по нефтегазовой составляющей бюджета на 1,3 п.п. ВВП до 7,6% ВВП. При этом налоговые доходы увеличились на 1,0 п.п. ВВП до 10,7% ВВП, что является максимальным показателем за 2019-2019 годы. По итогу величина нефтегазовых доходов в общем весе доходов бюджета в 2019 г. сократилась до 40,8% против 46,2% в 2018 г., что говорит в пользу снижения зависимости бюджета от конъюнктурных доходов. Объем базовых нефтегазовых доходов, рассчитываемый исходя из бюджетного правила, составил 4967,4 млрд руб. (4756,3 млрд руб. в 2018 г.), а объем дополнительных нефтегазовых доходов – 3280,3 млрд руб. (4261,4 млрд руб. в 2018 г.).
2.3 Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета РФ
Кассовое исполнение федерального бюджета в 2020 г. с учетом бюджетных назначений, распределенных без внесения изменений в федеральный закон, составило 95,8% (в 2019 г. – 94,2%).
Наибольший рост (2020 г. к 2019 г.) отмечается по расходам, связанным с поддержкой экономики и социальной сферы в условиях пандемии, включая разделы (в реальном выражении): «Социальная политика» (на 1781,6 млрд руб., или на 36,5%), «Национальная экономика» (на 494,0 млрд руб., или на 17,5%), «Здравоохранение» (на 559,5 млрд руб., или на 78,4%), «Межбюджетные трансферты» (на 327,6 млрд руб., или на 32,7%).
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов в реальном выражении в 2020 г. выросли на 446,7 млрд руб., или на 27,9% относительно предыдущего года (табл. 11). При этом кассовое исполнение составило 97,4% от утвержденных годовых назначений, что на 6,0 п.п. выше кассового исполнения за аналогичный период 2019 г., причем улучшение кассового исполнения нацпроектов наблюдается по большинству из них. В то же время следует заметить, что расходы по национальным проектам в 2020 г. осваивались довольно неритмично: так, по состоянию на 1 декабря 2020 г. уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета на нацпроекты был равен только 78%. Однако по итогам года уровень освоения средствна национальные проекты превысил кассовое исполнение по расходной части федерального бюджета в целом.
Доля расходов на национальные проекты в общем объеме расходов федерального бюджета в 2020 г. увеличилась до 9,4% против 8,8% в 2019 г., что свидетельствует о некотором росте доли производительных расходов в федеральном бюджете. В реальном выражении выросли объемы финансирования в 2020 г. по проектам: «Здравоохранение» (на 79,3%), «Экология» (на 63,0%), «Жилье и городская среда» (на 62,6%). Сокращение объемов финансирования в 2020 г. в реальном выражении по сравнению с 2019 г. отмечается только по проектам «Производительность труда и поддержка занятости» и «Международная кооперация и экспорт» (на 38,5 и 14,2%), что преимущественно обусловлено особенностями планирования расходов.
Дефицит федерального бюджета по итогам января – декабря 2020 г. составил 4113,4 млрд руб. против профицита в объеме 1974,6 млрд руб. за аналогичный период 2019 г., соответственно, вырос и ненефтегазовый дефицит с 6273,1 млрд руб. до 9063,6 млрд руб. По движению денежных средств федерального бюджета, учитываемых в качестве источников покрытия дефицита бюджета, следует отметить, что в 2020 г. на внутреннем рынке было привлечено 5176,3 млрд руб. при планируемом объеме размещения 2324,8 млрд руб., на внешнем рынке объем заимствований составил 180,6 млрд руб. и объем погашения – 381,2 млрд руб. (плановые объемы – 207,2 млрд и 343,1 млрд руб. соответственно).
По состоянию на 1 января 2021 г. объем государственного внутреннего долга составил 14 751,4 млрд руб. (включая государственные гарантии в объеме 695,2 млрд руб.), объем государственного внешнего долга – 56,7 млрд долл.
За 2020 г. объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте увеличился с 7,8 трлн руб. (или 125,6 млрд долл.) до 13,5 трлн руб. (183,3 млрд долл.), в том числе за счет зачисления дополнительных нефтегазовых доходов, сформировавшихся по итогам 2019 г. и валютной переоценки. Объем средств ФНБ, направленный на финансирование дефицита федерального бюджета в 2020 г., составил всего 289,8 млрд руб. Другими словами, средства ФНБ не использовались в рамках антикризисного пакета Правительства России.
3. Проблемы государственного бюджета РФ
Для понимания реальности завершившегося года важно выделить в ней несколько специфических черт, влияющих на оценку ситуации и меры антикризисной и посткризисной экономической политики. Прежде всего имеется в виду наличие трех типов противоречий экономической ситуации, которые и делают кризис уникальным.
Первое противоречие состоит в необходимости активного использования мер фискального и монетарного стимулирования при крайне ограниченной эффективности этих мер. Проблема не только в рисках макроэкономической стабильности, которые связаны с применением этих мер.
Одна из самых сложных проблем экономической политики в условиях кризиса: обеспечение баланса между антикризисными мерами и достижением средне- и долгосрочных целей развития страны. Последнее, по сути, является синонимом структурной модернизации
Хотя кризис 2020 г. не является по природе своей структурным, однако остаются нерешенными структурные проблемы, остро заявившие о себе в 2008–2009 гг. и оставшиеся с тех пор неразрешенными. Тогда начался глобальный структурный кризис, который был нейтрализован эффективной антикризисной политикой.
К проблемам и вызовам, которые отчетливо обозначились в ходе Великой рецессии, но так и не нашли решения, относятся прежде всего: устойчиво низкие темпы роста, неэффективность денежного регулирования, беспрецедентно высокий государственный долг и бюджетные дефициты в ряде ведущих стран, кризис глобальной торговли и растущее неравенство (с углубляющимся разрывом между доходами от собственности и доходами от труда). К этому перечню следует добавить климатические вызовы, которые все более явно влияют и на экономическую повестку, и на политическую.
Вместе с тем коронакризис внес свои особенности в повестку структурных реформ. Теперь вопросы модернизация здравоохранения оказываются в центре структурной повестки всех стран – и развитых, и развивающихся.
Экономическая, социальная и политическая роль здравоохранения резко возросла, что еще будет в течение длительного времени влиять на политические дискуссии и бюджетные приоритеты.
Еще одним структурным следствием пандемии стал мощный импульс в развитии цифровизации. Как это не раз случалось в истории, на протяжении предшествующих примерно двух десятилетий накапливались изменения, которые затем под воздействием внешнего фактора (в прошлом это могла быть война, сейчас – пандемия) приводят к качественному скачку. За один 2020 г. внедрение цифровых технологий резко ускорилось, что становится важнейшим фактором (и драйвером) структурной модернизации.
Вместе с тем, вырабатывая и реализуя антикризисную политику в условиях пандемии, некоторые эксперты обращали внимание на риски повторения опыта сохранения фирм ценой отказа от модернизации. Масштабные антикризисные программы действительно могут иметь долгосрочные негативные эффекты, причем не только макроэкономические (значительный объем госдолга), но и структурные, к которым относится поддержание зомбикомпаний.
Сочетание краткосрочных (антикризисных) и долгосрочных мер является непростой задачей с точки зрения ее практической реализации. Первые призваны купировать социальные и политические риски, что часто противоречит стратегическим задачам. «Созидательное разрушение» – красивый термин, достаточно точно описывающий роль экономических кризисов и суть модернизационных задач. Однако в реальной жизни он создает сложности, решение которых не всегда оказывается по силам политической системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в ходе формирования бюджетного фонда государства. Типом проявления данных экономических отношений являются различные формы платежей организаций, учреждений и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, аккумулируемые в государственный бюджет. расходы государственного бюджета представляют собой выделяемые финансовые средства на обеспечение задач и функций государства. Главным назначением которых заключается в обеспечении развития экономики государства, социальной области, военной обороны и пр. Расходы государственного бюджета классифицируются на непроизводительные и производительные, капитальные и текущие расходы, по экономическому назначению в разрезе статей и перечная расходов.