Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия античности – система познания человека и окружающего его мира - существовала в период с VIII в. до н. э. по VI в. н. э. на территории существовавших в то время цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.
Античная философия предопределила всю последующую историю философии, она остаётся тем фундаментом, без изучения которого невозможно миропонимание и миропознавание.
Выявить особенности античной философии возможно лишь обладая знаниями о направлениях философских мыслей, поэтому в работе представлены основные школы античной философии и некоторые их представители, во второй главе показаны особенности.
Тема представляется актуальной в её классическом основании для понимания мировой философии как части культуры.
Исследование проводилось по имеющимся источникам по следующему плану:
1. Выявить периодизацию античной философии.
2. Показать основные школы, их представителей и основные направления философской мысли.
3. Сформулировать особенности античной философии.
4. Сделать вывод об особенностях и сформулировать его в заключении к работе.
Глава 1. Краткая историческая справка об античной философии и её представителях
Достаточно многочисленные и доступные для изучения первоисточники дали возможность провести периодизацию античной философии, и первым периодом в этой системе стал период предфилософской традиции, VIII—VII вв. до н. э., представителями которой были Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай.
Традиция эта по сути своей не была философией как таковой, однако именно она создала фундамент для будущего философии. Литературные произведения этих сказателей трактовались более поздними философами как оформленные и самодостаточные философские учения. Авторы рассказывали в своих стихах об учении о противоположностях, космологии, судьбе.
Один из мыслителей, Гесиод, в своей поэме «Теогония» попытался соединить в одно генеалогическое древо разрозненные сведения обо всех известных богах. Поэт и философ Орфей был основателем знаменитой предфилософской школы — орфизма. Суть учения орфиков – ответвление от общепринятых религиозных представлений того времени, своеобразное отступничество, или ересь. Однако, орфизм был популярен в VI -V веках до н. э. и интересен тем, что был предвестником эволюционной картины мира Эмпедокла и утверждал равенство людей и двуполярную суть человеческой природы, в которой есть телесное, грубое начало и высшее, духовное. Мыслитель Лин был уверен в том, что когда-то всё сущее было вместе и всё, что есть было частью целого. В будущем всё снова повторится, и всё сущее станет одним целым. Другими словами, бытие бесконечно и существует вечно.
Один из орфиков, Ферекид, создал произведение под названием «Космогония». Ему представлялось, что устройство мира есть результат воздействия божественных сил на всё земное. Он говорил о вечносуществующих трёх богах, которых он выделял: Зевса, Хтонии (Геи) и Хроноса. Ферекид был первым из известных мыслителей, кто стал выделять стихии: огонь, воздух и воду. И не только выделять, но и описывать их происхождение (их сделал Хронос из своего семени), и дальнейшие их превращения - из них возникают звёзды, солнце, луна, воздух, море, и далее божественные сущности.
Далее, он был первым, кто утверждал вечность человеческих душ. Ферекид разработал, таким образом, целостную космогонию, которая, согласно позднейшим исследованиям, стала рубежом между простым миросозерцанием и первыми научными мыслями античных философов.
Таким образом, в этот наиболее ранний, предфилософский период работы мыслителей носят характер литературных сказаний и содержат самые первые формулировки направлений мыслей, вокруг которых будут в дальнейшем формироваться целые учения античной философии. Другими словами, это было время закладки фундамента под будущую античную философию.
Следующим периодом в системе античной философии стала греческая натурфилософия. Время её расцвета - VII—V вв. до н. э. Мыслителей – натурфилософов интересовали проблемы космогонии и космологии, рассматривая которые, они фактически первыми создали фундамент для точных наук.
Существовало несколько школ натурфилософии и целая плеяда известных нам философов. Представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес учил, что всё сущее, что есть в природе, содержит в себе первоначало с функциями двигателя, которое можно назвать и богом, и душой. Вода – первооснова всего и вся, всё существующее рождается из воды и в неё возвращается при смерти. Вода тождественная божественному началу, а бог – вечен, поскольку никем не был никогда рождён.
Другой представитель милетской школы, Анаксимандр, создал свой термин для обозначения первоначала – апейрон, то есть «беспредельный». Он считал апейрон основой всех других начал, стихий природы. Рассуждая, он говорил, что если признать одну из стихий первоначалом, то она вберёт в себя все остальные стихии и уничтожит всё разнообразие, что есть в природе. Апейрон по сути своей бесконечно, ибо только бесконечность может создать бесконечное множество всего сущего. Апейрон имеет природу бесконечную, а значит, божественную.
Школа пифагорейцев славилась своими мыслителями Пифагором, Алкмеоном Кротонским, Архитом. Пифагорейцы ставили во главу угла число – всеобщее первоначало и одновременно посредник между физическим миром и богом, поскольку число логично и не может быть ошибочным как чувство. Душа человека – вечна, она может проживать множество жизней на земле, стремясь стать как бог. Чтобы достичь этого стремления, нужно вести правильный образ жизни и искать истину в повседневной жизни, наполнять свою жизнь благими делами.
Школа элеатов – это Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский. Рассуждали над вопросами познания вечного бытия. Именно они выявили, что мнение одного человека и истина – не одно и то же. Единственное, что есть в мире – бытие. Сознание и мышление разума – также бытие. Поскольку не существует небытия, то бытие было всегда, оно вечно. Бытие есть суть настоящее, не существует ни прошедшего, ни грядущего.
Гераклит был основателем собственной школы; кроме него самого нам известен Кратил. Гераклит, представитель эфесской школы, создал учение, энциклопедичное по своей объёмности. Его главные тезисы таковы: Всё сущее, что существует, постоянно изменяется, это его неотъемлемое свойство; все изменения реализуются через «логос» – противостояние противоположностей, которое является обязательной закономерностью для всего сущего. Первоначало всего сущего – огонь. Каждые 10 800 лет весь мир поглощается огнём и из этого огня рождается новый мир и всё повторяется с начала. Огонь рождает мир и воздух, воздух рождает воду, а вода – землю. Человеческая душа может быть хорошей и плохой. В обоих случаях она состоит из воздуха, но в первом случае она сухая, а во втором – влажная.
Анаксагор собрал вокруг себя Архелая и Метродора Лампсакского.
Атомисты представлены такими именами как Демокрит, Левкипп и Метродор Хиосский. Именно они ввели в науку гипотезу, со временем подтверждённую, о неделимых частицах вещества. Греческое «атомос» - «неделимый». Количество существующих в природе атомов бесконечно, они не только неделимы, но и непроницаемы, внутри них отсутствует абсолютная пустота. Атомы могут иметь разные размеры и объёмы, могут отстоять друг от друга на бесконечные расстояния, но могут и находиться в определённой упорядоченности. Атомы могут как соприкасаться, сталкиваясь, так и разлетаться на бесконечные расстояния друг от друга. Именно атомы образовывают простые и сложные тела. Понятно, что атомистами было предсказано и броуновское движение, и существование простых и сложных веществ.
Философы, не примыкавшие ни к одной из школ - Эмпедокл и Диоген Аполлонийский. Знаменитая школа софистов была весьма многочисленна и складывалась из старших софистов (Горгий, Протагор, Антифонт) и младших софистов (Фрасимах, Калликл, Критий).
Натурфилософия, как наука, которая соединяет все разрозненные знания о природе в единую систему и принципы, на которых эта система строится, занимала умы мыслителей, которые развивали свои идеи прежде всего о создателе всего сущего – боге и о том первоначале, из которого всё это сущее состоит.