Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Детская книга способна доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствует формированию его личности. Важную роль в ее создании принадлежит не только содержанию, но и оформлению: хорошая бумага, красочные рисунки, красивый шрифт.
Литература для детей представляет большой интерес для издательской деятельности. Это огромный и очень живой рынок. Спрос на книги для детей стабилен. Больше всего в книжных магазинах продается именно детских книг. Однако, их выбор становится достаточно проблематичным. Родители стремятся купить своим детям от года до десяти лет проверенную классику, отдавая предпочтение общепризнанным писателям. Следует понимать, что книги прошлого не всегда соответствуют переживаниям и мечтам современных детей. Им необходима книга, которая повествует о современной действительности.
Среди изданий современных писателей для детей есть тоже много интересных, познавательных и нравоучительных книг. Каждое современное издательство стремится выпустить такие книги, которые были бы интересны детям. За отбором произведений для выпуска изданий тщательно следит редактор издательства.
Объект исследования – детская литература.
Предмет исследования – издание Георгиева С.Г. « Ёлки-палки: фельдмаршал Пулькин!».
Цель исследования – выявить особенности изданий произведений современных писателей детской литературы.
В процессе исследования нам предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности детской литературы;
- выявить особенности редактора над изданием детской книги.
- проанализировать издание Георгиева С.Г. « Ёлки-палки: фельдмаршал Пулькин!».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Особенности современной детской литературы
1.1 Понятие о детской литературе как особой формы издания
Детской литературой принято считать часть общей литературы,
ориентированной на детей-читателей и отличающуюся художественной спецификой, адекватной детской психологии.
Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка.
Детская литература выполняет следующие функции:
- коммуникативную. Предусматривает формирование личности ребенка как члена социума под воздействием литературы;
- эстетическую. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. От прочитанного дети получают эстетическое удовольствие;
- гедонистическую. Тесно связана с эстетической. Призвана доставлять удовольствие от чтения, создавать позитивное настроение;
- познавательную. Литература знакомит детей с миром людей и явлений;
- нравственную. Детская литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями;
- дидактическую. Назначение детской литературы — приобщить детей к универсальным ценностям человеческого бытия[1, с. 48].
Детская книга способна воспитывать своих читателей средствами художественного слова.
Специфика детской литературы всегда была предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей надо писать иначе, чем для взрослых. Однако, всегда находились те, кто считал, что специфика детской литературы заключается в узком круге тем.
Очень правильно было подмечено А.И. Якимовичем, что специфика детских книг состоит в выборе важного и интересного материала для детей.
Специфика детской литературы, прежде всего, обусловлена возрастом
читателей, поэтому ее классификация осуществляется по возрасту:
- младший дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
- старший дошкольный возраст (от 4 до 6 лет);
- младший школьный возраст (от 7 до 10 лет);
- средний школьный возраст (от 11 до 14 лет);
- старший школьный возраст (от 15 до 17 лет)[5, с. 73].
Литература, адресованная каждой возрастной группе, имеют свои особенности.
Литература для младшего дошкольного возраста – это книжки-картинки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски и т.д. В качестве литературного материала в них собраны сказки, загадки, шутки, песни, стихотворения, прибаутки, скороговорки.
Литература для старшего дошкольного возраста содержат тоже много стихотворений сказок, в них присутствует много фольклора. Для младших дошкольников рассчитаны и первые коротенькие рассказы о природе, животных, людях. В любимые дошкольниками сказки вводится такой элемент фольклора как перевертыш, при котором возникает смешение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений.
В младшем школьном возрасте добавляется больше учебной и развивающей литературы. Литературные произведения становятся больше по объему.
Литература для детей среднего и старшего школьного возраста представлена рассказами, повестями, романами. Для них предназначено много научно-популярной литературы, справочных изданий.
Существует также классификация детской литературы по видам и типам:
Первая категория
Литературно-художественные
Научно-популярные
Учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения)
Вторая категория
Справочные (словари, энциклопедии)
Для досуга (альбомы с наклейками, кроссворды и т.д.) [13, с. 25].
Наибольшую сложность вызывает дифференциация понятий «детская
литература» и «литература для детей». Филологи эти понятия считают синонимичными, а в теории редактирования эти понятия дифференцируют. Детская литература употребляется в двух значениях. Так называют произведения, созданные самими детьми и литературу, созданную для детей определенного возраста с учетом специфики их восприятия произведения.
Понятие «литература для детей» более широкое. Оно включает в себя детскую литературу и произведения, написанные для взрослых, но читаемые детьми[4].
Детская книга – тип книжного издания, одно из важнейших средств
личности, образования, распространения знаний. Детская книга предполагает не только чтение, но и рассматривание картинок, обучение, раскрашивание, игры и т.д.
Понятие «детская книга» шире понятия «детская литература». Детская книга отличается богатством типологической палитры издания,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.
2. Георгиев С.Г. Ёлки-палки: фельдмаршал Пулькин!: для мл и ср. шк. возраста] / Сергей Георгиев; худож. Е. Нитылкина. – М.: РОСМЭН, 1997. – 72 с.: ил.
3. Георгиев С.Г. Ребёнок – всегда новый человек: [на анкету «ДЛ» отвечает детский поэт С.Георгиев] / С.Г. Георгиев; Л.У. Звонарёва // Дет. лит. – 2000. – №5-6. – С. 94-96.
4. Георгиев С.Г. Писатели о себе : ответы дет. писателя Сергея Георгиева на «нестрогую» анкету журнала / С.Г. Геогиев / Читаем, учимся, играем. – 2003. – №4. – С. 105
5. Карайченцева С.А. Современное литературно-художественное книгоиздание российской федерации: Конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности 021600 "Книговедение и организация книжной торговли". - М.: Изд-во МГУП, 2000- 234 c/
6. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред. С.Г.Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.
7. Чем привлекает издателей рынок детской литературы // Книжный бизнес Online.
8. Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов /
ред.-сост. В.Д. Стельмах, Дж.Я. Коул. М.: НФ «Пушкинская библиотека»; Белый город, 2006. 274 с.
9. Калянина Л. Детская литература в тупике // Эксперт. – 2001. - №30
10. Кормчий Л. Забытое оружие. О детской книге // Правда. 1918. 17 февр. № 28. С. 3.
11. Ланин Б.А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 55—60.
12. Ищенко М. Потребительские предпочтения на рынке детской литературы // Книжный бизнес Online.
13. Преображенский А. Рынок детской литературы: проблемы и надежды // Молоко. – 2005. – 34 с.
14. Пантос Р. «Детская книга вытесняется с рынка» // Книжный бизнес Online.
15. Мещеряков В.: «Чтение – мощнейший рычаг воспитания» // Книжный бизнес Online.
16. Молдавская К.А. Тенденции развития, критерии оценки и продвижение современной литературы для детей и подростков. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. - 63 с.
17. Фролова М.Р. Особенности современной литературы //www.clib.yar.ru
18. Шафферт Е.А. Современная детская литература как результат работы
малых издательств (на примере издательств «Самокат», «КомпасГид» и «Розовый жираф») // VIII Юдинские чтения. Материалы межд. науч.-практ. конф. Красноярск: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, 2015. 145—153.