Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблем привлечения инвестиционных ресурсов всегда играло важную роль в экономической науке. Это связано с тем, что инвестиции лежат в основе хозяйственной деятельности, определяя тем самым процесс экономического роста в целом.
Актуальность темы обусловлена тем, что если рассматривать инвестиционные ресурсы и их привлечение на государственном уровне, то можно заметить, что они распределяются по регионам неравномерно. Это обусловлено тем, что они концентрируются в крупных городах, а также в регионах, которые отличаются наличием богатых природных ресурсов. Поэтому для решения данной проблемы необходимо найти комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов.
На уровне предприятия также существует множество причин для развития управления политикой привлечения инвестиционных ресурсов и их эффективного использования. Во-первых, это выражается в необходимости обновления уже имеющейся материально-технической базы организации. Во-вторых, для увеличения и расширения производственной деятельности предприятию нужно обладать инвестиционными ресурсами. В-третьих, освоение новых видов деятельности также требует привлечения ресурсов.
Вся экономическая деятельность предприятия формирует устойчивость финансового положения, качество управления и, в частности, финансового управления показывает уровень финансового положения. Инвестиционная стратегия – одна из частей общей стратегии экономики предприятия, призвана носить по отношению к ней подчиненный характер и согласовываться с ее целями и задачами. Инвестиционная стратегия сама воздействует и влияет на формирование общей стратегии экономики предприятия. Это свидетельствует о том, что основной целью общей стратегии является: обеспечить высокие темпы развития экономики и повысить конкурентоспособности предприятия связано с развитием соответствующего товарного рынка.
Малые предприятия имеют меньший доступ к финансированию, чем более крупные предприятия, но финансирование все же может быть существенным фактором затрат. Инвестиционные стратегии направлены на снижение финансовых затрат за счет уменьшения выплачиваемых процентов и ускорения причитающихся платежей. Типичные стратегии включают стратегический план краткосрочного финансирования с меньшими затратами, чем долгосрочные обязательства, и предложение скидок за своевременную оплату. При анализе инвестиционной стратегии рассматриваются тенденции процентных ставок и обменные курсы, если применимо.
Цель данной работы – изучение стратегии формирования инвестиционных ресурсов предприятия.
Соответственно стоящей цели, предполагается решение таких задач, как:
- изучение теоретических основ разработки инвестиционной стратегии в современной организации;
- проведение финансово-экономического анализа деятельности данного предприятия;
- разработка инвестиционной стратегии, способствующей повышению эффективности инвестиционной деятельности предприятия.
Объект исследования – ООО ТК «Карико».
Исследуемое предприятие занимается оказанием услуг по перевозке грузовым автомобильным транспортом.
Предмет исследования – финансовое состояние ООО ТК «Карико».
При подготовке работы использованы такие методы исследования, как: экономико-статистический; аналитико-прогностический; балансовый, факторный анализ.
Структурно работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы формирования инвестиционной стратегии на предприятии
1.1 Понятие и сущность инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия – это часть общей стратегии экономики предприятия. Она призвана подчиняться ее и соответствовать ее целям и задачам. Существуют разные подходы к интерпретации инвестиционной стратегии.
Можно выделить 4 основных подхода:
1. Инвестиционная стратегия рассматривается с содержательной стороны, когда она должна включать два компонента: целевую финансовую стратегию и финансовую стратегию, основанную на ресурсах. Под целевой финансовой стратегией понимается стратегия увеличения стоимости организации, стратегия увеличения продаж и стратегия увеличения прибыли. В свою очередь, ресурсная инвестиционная стратегия рассматривается как стратегия самофинансирования и стратегия финансового инвестирования [3, с. 230].
2. Несколько иначе рассматривает финансовую стратегию Литовченко В.В., который характеризует организацию, указывая на то, что она выстраивает свои стратегии (и, прежде всего, финансовые), чтобы наилучшим образом использовать рыночные возможности для увеличения прибыли на вложенный капитал, независимо от локализации таких возможностей (фирма, город, регион и т. д.), и имеет достаточный ресурсный и рыночный потенциал для этого [15, с. 194].
3. Следующий подход основан на понимании инвестиционной стратегии через призму действий по планированию, прогнозированию и формированию финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, в том числе необходимых для обеспечения наличия других ресурсов (кадровых, материально-технических, сырьевых, нематериальных и др.).
При таком подходе инвестиционная стратегия выступает в качестве инструмента управления, на основе которого формируются финансовые ресурсы для обеспечения систематической, бесперебойной и устойчивой работы [8, с. 121].
4. Другие авторы рассматривают финансовую стратегию в контексте постановки целей, т.е. инвестиционная стратегия становится методом и инструментом, позволяющим максимизировать экономические выгоды организации и ее владельцев в текущем, краткосрочном и долгосрочном периодах.
Основная цель инвестиционной стратегии – это достижение полной самодостаточности и независимости компании [2, с. 13].
Инвестиционная стратегия организации в основном связана с получением и использованием средств. Основная цель - обеспечить адекватное и регулярное поступление средств для удовлетворения настоящих и будущих потребностей коммерческого предприятия. Инвестиционная стратегия имеет дело с такими областями, как финансовые ресурсы, анализ структуры затрат, оценка потенциальной прибыли, бухгалтерские функции и так далее [14, с. 10]. Иными словами, инвестиционная стратегия имеет дело с доступностью источников, использованием и управлением средствами.
Таким образом, анализ различных подходов по формированию инвестиционной стратегии организации показывает, что это одна из важнейших функциональных стратегий, поскольку позволяет достигать долгосрочных целей, поставленных высшим руководством, поскольку содержит подробную политику привлечения и использование финансовых ресурсов организации.
Создание инвестиционной стратегии организации и мониторинг ее дальнейшей реализации - абсолютно необходимое решение, так как управление финансовыми ресурсами должно быть систематическим, это позволяет сформировать не только экономически рациональную структуру капитала, минимизировать риски, повысить прибыльность, но и способствует достижению стратегических целей развития организации.
Ключевым направлением инвестиционной стратегии является маржа продаж, выраженная как процент от прибыли, деленный на объем продаж. Достижение высокого процента чистой прибыли увеличивает акционерную стоимость и способствует росту цен на акции. Анализ инвестиционной стратегии показывает как стратегия пытается увеличить процентную прибыль, проверяет, реалистична ли стратегия и способна ли она достичь поставленных целей.
Таким образом, инвестиционная стратегия является важнейшим разделом и направлением стратегического управления организации, поэтому вопросы ее правильной оценки выходят на первый план. Существует множество видов финансовых стратегий, и важно выбрать и реализовать ту, которая обеспечит должное обеспечение развития организации финансовыми ресурсами, эффективно организует ускоренное воспроизводство капитала и будет стимулировать рост инвестиционной активности.
Разработка инвестиционной стратегии организации основывается на принципах новейшей системы менеджмента - системы стратегического менеджмента [4, с. 28].
Процесс выбора стратегических альтернатив включает в себя следующие основные этапы [5, с. 68].
Анализ. Цель данного этапа - определение «текущего состояния дел» на предприятии и выявление факторов его дальнейшего успешного развития. Как правило, данный этап включает в себя анализ внешней, деловой окружающей среды и ресурсного потенциала компании (внутренних возможностей).
Целеполагание. Цель данного этапа – четкое определение состояния организации, которого она должна достигнуть через определенное время. Для определения желаемого состояния важнейшим моментом становится выбор направления развития, которое существенно зависит от миссии компании.
Выбор. На этом этапе разрабатывается базовая стратегия компании в целом, стратегии развития структурных подразделений, подразделяемых на линейные (структуры, отвечающие за производство конкретной продукции), и функциональные - за эффективность применения конкретного ресурса фирмы.
Реализация стратегии. На практике очень сложно четко разграничить процесс планирования от непосредственной реализации выбранной стратегии.
По результатам исследования можно выделить ряд доминантных сфер в развитии деятельности финансов (рисунок 1.2.1).
Рисунок 1.2.1 – Доминантные сферы общей инвестиционной стратегии предприятия
Таким образом, из множества указанных методик оценки можно выделить количественные и качественные. При этом объем показателей, рассчитываемый по какой-либо методике, существенно отличается. Стоит учитывать, что среди перечисленных методик есть такие, которые дают не корректные результаты на российском рынке. В качестве универсальных показателей для оценки инвестиционной стратегии в настоящее время выступают финансовые показатели.
1.2 Механизм формирования инвестиционных ресурсов предприятия
Рассмотрим особо значимый для современных предприятий в России вопрос обновления производственных мощностей. Не секрет, что большая их часть нуждается в модернизации, так как досталась в наследство от советской эпохи. Многие настоящие собственники не обладают достаточным объемом ресурсов обновления мощностей, да и прошедшие кризисы сказались не лучшим образом на состоянии предприятий. Все это говорит о заинтересованности на всех уровнях финансовых вложений, к которым относятся:
- начальные инвестиции (вложения в новые компании, запуск венчурных проектов);
- реинвестиции (средства из прибыли ранее инвестированного проекта, вложенные вновь в этот проект);
- инвестиции на расширение бизнеса (вложения в смежные области к дополнительному бизнесу);
- инвестиции на частичное изменение бизнеса (вложения с целью модернизации или реорганизации существующего предприятия).
На современном этапе развития экономики многие организации осознают необходимость перспективного управления инвестиционными ресурсами и сознательного планирования инвестиционной деятельности. Осуществляется это на практике с помощью различных методологий предвидения направления инвестиционной деятельности и создания различных форм инвестиционных ресурсов.
Политика привлечения инвестиционных ресурсов подразумевает эффективное управление инвестиционной деятельностью, она осуществляется с помощью принципов стратегического менеджмента, в основе которого и лежит сбалансированное развитие инновационной деятельности предприятия.
Сбалансированное развитие инновационной деятельности базируется на общей стратегии экономического развития предприятия, так как инвестиционная стратегия должна соответствовать её целям. В начале процесса формирования данной стратегии определяются цели инвестиционной деятельности. Одновременно с формированием данных целей необходимо устанавливать их связь со стадиями жизненного цикла предприятия и целями его хозяйственной деятельности.
Реализуются стратегические цели по двум направлениям. К первому относится разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности, а ко второму стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Выбор одного из этих направлений зависит именно от жизненного цикла предприятия.
Стадия зарождения предприятия требует больших инвестиций, потому что именно в этот время организация формирует свое преимущество перед другими компаниями, вкладывая средства на развитие деятельности.
На стадии роста организация сталкивается с расширением рынка, а это требует больших вложений. Также на данной стадии осваиваются новые маркетинговые ниши, что подразумевает вклады в маркетинг.
Стадия зрелости в жизненном цикле предприятия означает усиленную конкуренцию, в которой необходимо защищать свои позиции. Соответственно инвестиции вкладываются в поддержание существующей стратегии, компания стремится к возвращению своих прошлых инвестиций.
Рассмотрим этапы осуществления политики привлечения инвестиционных ресурсов, которые имеют непосредственную связь с общей инвестиционной стратегией предприятия.
На первом этапе прогнозируются потребности, которые связаны с выбором предприятием объема инвестиционных ресурсов.
Второй этап включает в себя разработку формирования инвестиционных ресурсов, то есть определяются источники их поступления.
Третий этап включает в себя выбор методов финансирования различных инвестиционных программ и проектов. Также здесь рассчитываются пропорции в структуре источников инвестиционных ресурсов.
Четвертый этап направлен на оптимизацию структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.
Данное поэтапное определение политики привлечения инвестиционных ресурсов по периодам ее реализации способствует установлению последовательности и определению сроков достижения различных стратегических целей и задач.
При реализации политики привлечения инвестиционных ресурсов могут возникать различного рода ошибки. Для своевременного их выявления и для достижения определенных целей в установленное время предприятию необходимо выработать механизм оценок.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева Д.С., Ронова Г.Н. Инвестиционная стратегия: понятие и роль в развитии компании // В сборнике: Экономическая наука сегодня: теория и практика Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – М., 2019. – 106 с.
2. Болошин Г.А. Стратегический и инновационный менеджмент в вопросах и ответах: экспресс-подготовка к экзаменам. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 350 с.
3. Борисова В.Д., Сычев П.П. Особенности финансовых стратегий российских компаний // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2019. – № 24. – С. 230-234.
4. Гельвановский М.А. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 2018. – №3. – С. 67-77.
5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2018. – 468 с.
6. Гомилевская Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: учебник - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – С. 190.
7. Дударева О.В., Красникова А.В. Инвестиционная стратегия промышленного предприятия. – Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2019. – 121 с.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 415 с.
9. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. – М.: ЗАО Олимп – Бизнес, 2018. – 512 с.
10. Кононенко Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение качественных и количественных подходов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 2. – С. 75-81.
11. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 157 с.
12. Лебедев В.М. Управление организацией. Правовые вопросы: учебное пособие. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – С. 80.
13. Литовченко В.В. Общее и особенное в формировании финансовых стратегий // Известия Томского политехнического университета. – 2017. – №6 (308). – С. 194.
14. Непомнящий Е.Г. Экономическая оценка инвестиций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2017. – 292 с.
15. Никишкин В.В. Торговый маркетинг (маркетинг розничной торговли в схемах и рисунках): Учебно-наглядное пособие. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2017. – 372 с.
16. Пласкова Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: учебник - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. – 368 с.
17. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – № 1. – С. 63-77.
18. Серов В. М. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций: учебник - ИНФРА-М, 2020. – 302 с.
19. Стратегический менеджмент / под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2018. – 496 с.
20. Стратегическое рыночное управление / под ред. С.Г. Божук. – М.: Юрайт, 2020. – 304 с.
21. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т., Карпович О.Г. Экономический анализ: учебник - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 439 с.
22. Томпсон А.А.-мл., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – 14-е изд. – М.: Вильямс, 2018. – 928 с.
23. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М: Дело, 2018. – 448 с.
24. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В., Ловкова Е.С. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие - 2-е изд., доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 250 с.
25. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 384 с.
26. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 767 с.