Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конец XVII века в России характеризовался отсутствием выхода нашей страны к морю. Петр I имел мечту «прорубить окно в Европу» для России, открыв для нее выход к морю. Юг был «заблокирован» на то вре-мя Османской империей. Петр I обратил свое внимание на север – Балтий-ское море, которое находилось во владении Швеции.
Строящийся город – Санкт-Петербург - призван был стать «окном в Европу», то есть он должен был помочь России войти в отношения с Ев-ропой.
Сразу же началось строительство новой крепости: 16 мая 1703 года Петр I заложил основание Петропавловской крепости. Это и есть дата ос-нования Санкт-Петербурга. Название его было связано с апостолом Пет-ром [11, с. 129].
Заложенный город строился изначально как величественная столица. Для его строительства использовался лес из берегов Ладожского озера и Новгорода. Петром был введен налог: житель России, если он приезжал в строящийся город с товаром, привозил с собой определенное количество камней. В Москве был введен запрет на строительство домов из камня. Позже этот запрет распространился и на всю Россию
Целью данной работы является рассмотрение концепта «Петербург» в кинофильмах, литературе и искусстве.
Задачи:
- описать «петербургский текста и образ Петербурга в литературе, Петербург в творчестве А. С. Пушкина (поэма «Медный всадник»)
- рассмотреть Петербург в творчестве Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоев-ского
- проанализировать Петербург в литературных произведениях А. Блока
- изучить Петербург к И. А. Бродского;
- описать Петербург в кино и живописи.
В последние годы весьма актуальными становятся концептуальные исследования города как сложного, многомерного феномена, одной из важнейших констант общества.
Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания.
Объект исследования – образ Петербурга в искусстве.
Предмет исследования – Петербург в кино, живописи и литературе.
Глава 1. Концепт «Петербург» в литературе
1.1. Общая характеристика «петербургского текста» и образа Петербурга в литературе.
Петербург в творчестве А. С. Пушкина (поэма «Медный всадник»)
Авторы, обращающиеся в своих произведениях к образу Петербур-га, вольно или невольно оказываются во власти петербургского мифа, воспроизводя его основные элементы в своем тексте. Высокую степень ми-фологичности данного образа Ю.М. Лотман объясняет искусственностью, «умышленностью» возникновения Петербурга: «Город - механизм, посто-янно заново рождающий свое прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно. В этом отношении город, как и культура, - механизм, противостоящий времени. Рационалистиче-ский город-утопия был лишен этих семиотических резервов. Отсутствие истории вызвало бурный рост мифологии. Миф восполнял семиотическую пустоту, и ситуация искусственного города оказывалась исключительно мифогенной» [9, с. 306].
Ю.М. Лотман в своей статье «Символика Петербурга» выделяет не-сколько аспектов петербургской мифологии, которые во многом опреде-лили основные характеристики «петербургского текста». Во-первых, ис-следователь указывает на эксцентричность положения города относитель-но соотносимой с ним Земли: «Эксцентрический город расположен «на краю» культурного пространства: на берегу моря, в устье реки. Здесь ак-туализируется не антитеза земля/небо, а оппозиция естествен-ное/искусственное. Это город, созданный вопреки Природе и находящийся в борьбе с нею, что дает двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращенности есте-ственного порядка - с другой. Вокруг имени такого города будут концен-трироваться эсхатологические мифы, предсказания гибели, идея обречен-ности и торжества стихий будет неотделима от этого цикла городской ми-фологии» [9, с. 309].
Во-вторых, Ю.М. Лотман отмечает сосуществование противополож-ных оценок Петербурга: «Соединение в образе Петербурга двух архети-пов: «вечного Рима» и «невечного, обреченного Рима» (Константинополя) создавало характерную для культурного осмысления Петербурга двой-ную перспективу: вечность и обреченность одновременно» [9, с. 324]. Еще одна особенность «петербургского мифа» – «наличие некоего внешнего, не-петербургского наблюдателя»: «Петербург будет восприниматься как «Азия в Европе» или «Европа в России». Обе трактовки сходятся в утвер-ждении неорганичности, искусственности петербургской культуры. Важно отметить, что сознание «искусственности» является чертой самооценки пе-тербургской культуры и лишь потом переходит за ее пределы, становясь достоянием чуждых ей концепций» [9, с. 326]. В связи с этим, исследова-тель выделяет две основные черты петербургской «картины мира»: при-зрачность и театральность.
Едва ли найдется в России XIX и начала XX веков хоть один писа-тель, для кого Санкт–Петербург ничего бы не значил. Существует даже понятие «петербургская литература». Другое дело, что вовсе не во всех романах, рассказах и стихах бывшая столица выставлена в выгодном све-те.
А. С. Пушкин относился к Петербургу как, наверное, никто другой. В Петербурге он провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъ-ема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - ду-эль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта.
Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как «град Петров» и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах. Александр Сергеевич придал Петербургу силу самостоятельного бытия, описал духовное начало города, живущего собственной жизнью, то спокойной и тихой, то полной бедствий и страданий. Прекрасно и грозно раскинувшееся на костях и болоте величественное творение Петра Первого существует по своим законам, и никто не в силах бороться с его могучей стихией.
Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» занимает особое ме-сто. Описанию Петербурга автор отводит значительную часть поэмы. Наиболее развернутое описание города и его истории мы видит во «Вступлении» к поэме. Во «Вступлении» Петербург представлен в двух состояниях: «до» и «после» основания города. Так, в начале XVII века, территория будущего Петербурга - это малозаселенные, болотистые бере-га:
«...По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца...» [14]
«...Где прежде финский рыболов...
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод...» [14]
Проходит сто лет. Петербург начала XIX века - это крупнейший го-род Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петер-бургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петер-бурга принимает корабли «со всех концов земли».
Говоря о Петербурге, Пушкин, конечно же, упоминает о знаменитых белых ночах:
«...Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады..» [14]
Памятник Медному кумиру - это воплощение власти, которая не только не имеет границ, но и беспощадна. Следовательно, Петербург - это город, который подавляет волю человека, губит их жизнь, подавляет че-ловека. Но с другой стороны город на Неве – это место, где таится много тайн и загадок, где бушуют стихии и неожиданно оживают памятники. Образ Петра в поэме - это грозное божество, которое окутано святым по-крывалом и его высота недосягаема.
Петербург в изображении поэта имеет двойственную характеристи-ку: положительную и зловещую. Положительная характеристика: пре-красный город, величественный град с изящными формами. Зловещее описание: бушует стихия как тиран, которую невозможно успокоить. Чи-татель видит не только очарование и великолепие этого города, но и его нищету.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авдонина Л.Н. Номинативное поле концепта «Петербург» в худо-жественной картине мира А. Блока//ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №2. С. 5-9
2) Арутюнова Н.Д. Колеблющийся мир Достоевского: между обра-зом и концептом /Н.Д. Арутюнова // Язык. Личность. Текст: Сб.статей к 70-леию Т.М. Николаевой / Ин-т славяноведения РАН; отв. ред. В.Н. Топоров. – М. : Языки славянских культур, 2005. – С. 883-896
3) Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. Ис-следования разных лет. М.: Худож. лит., 1975.
4) Бердяев Н.А., Миросозерцание Достоевского / Н. Бердяев о рус-ской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И.Новикова. – ч.1. Свердловск: Издательство Уральского. универси-тета, 1991,
5) Блок А.А. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.2. Стихотворения и по-эмы. 1907 – 1921 / сост. и примеч. Вл. Орлова / А.А. Блок. – Л. : Худож. лит., 1980. – 472 с.
6) Виноградов В.В. История слов. М., 1999.
7) Гоголь Н. В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. М.: Русская книга, 1994// https://ilibrary.ru/text/78/index.html (дата обращения 02.06.2021)
8) Достоевский Ф.М., Преступление и наказание / Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 9-ти т. Т. 3. Москва: Астрель: АСТ, 2008.
9) Лотман Ю.М. Символика Петербурга / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Семиосфера. = СПб., 2000.
10) Лотман, Ю.М. Миф - имя - культура / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Семиосфера. - СПб., 2000. – c. 525 – 543.
11) Мавродин В.В. Основание Петербурга: Л.: «Советская Рос-сия»,1978.
12) Манн Ю. В. Поэтика Гоголя // Манн Ю. В. Творчество Гоголя: Смысл и форма.- М., 2007
13) Попова З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З.Д. Попо-ва, И.А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2007. – 250 с.
14) Пушкин А. С. Медный всад-ник//https://ilibrary.ru/text/451/p.1/index.html (дата обращения 02.06.2021)
15) Толстой Н.И. Имя в контексте нарицательной культуры / Н.И. Толстой, С.М. Толстая// Язык о языке: Сб. статей / под общей ред.Н.Д. Арутюновой. – М. : Языки русской культуры,2000. – С. 597-624
16) Топоров, В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской ли-тературы» / В.Н. Топоров // Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Об-раз; Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995. – с. 259 – 366.