Фрагмент для ознакомления
2
Пункт 4. Описание предметной области. ( 4.1 понятие эмпатии и ее характеристики 4.2 проявления эмпатии 4.3 механизмы эмпатии 4.4 представления об эмпатии мужчин и женщин ) (14-15 страниц) и 5 пункт Рабочая концепция исследования
В исследовании использовали методику Бойко "Диагностика уровня эмпатии"
Глава 4. Исследование эмпатии
4.1 Понятие эмпатии и ее характеристики
Исследования эмпатии в психологической науке связано с именем американского исследователя – Э. Титченера, который одним из первых приводит данное понятие в науку. Происходящий от греческого «empatos» – «чувствование», «проникновение», термин «эмпатия» с начала XX века появляется в трудах указанного автора.
Термин эмпатии определялся весьма вариативно разными исследователями на разных этапах научного развития с акцентом на различные стороны феномена эмпатии.
Определение эмпатии, без введения данного термина, можно найти в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), где автор пишет, что психологическое состояние пациента учитывается аналитиком, который ставит себя в это состояние и старается понять его, по соотношению со своим собственным.
М. Мид указывала, что эмпатия позволяет занять позицию другого человека, примерить на себя его роль с одновременным пониманием чувств, мыслей и установок другого человека.
В 50-е годы XX века феномен эмпатии рассматривается уже более широко, в исследованиях в рамках общей психологии, детской, социальной и медицинской психологии. Авторы анализируют анатомо-физиологические механизмы появления и развития эмпатии в онтогенезе, особенности развития эмпатии у ребенка, связь эмпатии с различными психологическими и/или личностными образованиями. Немало исследований было проведено на уровне эмпирического исследования эмпатии, анализа ее прикладных аспектов: искренность, «прозрачность» отношений в социальных группах, адаптация ребенка, управление малыми группами, психотерапевтические ресурсы эмпатии, потребность в эмпатии для специалистов «помогающих» профессий (педагоги, медики, социальные работники, священнослужители, психологи, психоаналитики, психотерапевты) и т.д. (Долгова, Мельник, Петрова, 2015).
В отечественной научной психолого-педагогической школе, в большинстве воем отсутствует противопоставление эмпатии, как эмоционального явления, интеллектуальному познанию. Феномен эмпатии включает как рациональный, мыслительный компонент, так и чувственный, эмоциональный в неразрывном единстве (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Р.Г. Селиванова, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова и др.). Саржвеладзе Н.М. подчеркивает, что, эмпатия, структурно, включает три компонента: когнитивный, чувственный и поведенческий.
Эмпатия рассматривалась в науке также как мотив и условие проявления альтруизма личностью (В.А. Петровский, В.В. Шпалинский, П.М. Ершов и др.). Эмпатия рассматривается здесь в сочетании с помогающим поведением, формируя подход, в котором рассматривается эмпатия как деятельность, активное со-действие, помощь другому человеку, группе и т.д.
Данный подход транслируют Н.Н. Обозов, С.А. Тарновский (Обозов, 1990). Авторы рассматривают эмпатию, как активную реакцию одной личности на посыл от другой. Н.Н. Обозов подчеркивает, что сопереживание и оказание взаимной помощи необходимое условие истинно человеческого существования. При этом без взаимной поддержки невозможно ни коллективное, ни индивидуальное бытие (Обозов, 1990). Автор также выделил три формы проявления и существования эмпатии: когнитивный, эмоциональный и действенный вариант, которые включаются в структуру авторской иерархической, структурно-динамический модели эмпатии, в которую входит объект/источник и субъект эмпатии. Кроме того, автор подчеркивает, что можно выделить компоненты, которые могут быть соотнесены с выделенными формами.
К. Роджерс рассматривал понятие эмпатии в контексте психологии терапевтической работы. Автор, в рамках исследований в гуманистическом направлении, подчеркивал, что погрузиться в состояние эмпатии, значит, воспринять внутренний мир другого точно и с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. В таком состоянии личность как будто становится этим другим, но без потери ощущения «как-будто» (Rogers, 1995). В своих более поздних исследованиях, автор анализирует понятие «переживания» Е.Гендлина,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля): дисс. … канд. психол. наук. — Казань, 2011. — 195 с.
2. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый 2012. – №08 август (Том 2)
3. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М. – Воронеж, 1996. – 255 с.
4. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук. —Новосибирск, 2011. – 180с.
5. Бызова Л.В. Архетипическая обусловленность гендерной идентичности современной женщины// Седьмая волна психологии. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 –с. 180 С.77-81
6. Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности: дисс. … канд. психол. наук. — Ставрополь, 2007. — 172 с.
7. Васильченко О.Э. Развитие эмпатии на занятиях изобразительной деятельностью как условие успешной социализации ребенка и гармонизации личности // Кисляков А.В., Щербаков А.В. (ред.) Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: Материалы Международной научно-практической конференции Часть 2: Материалы Международной научно-практической конференции (Челябинск, 30 сентября – 2 октября 2013 г.). — В 2-х ч. — Челябинск: ЧИППКРО, 2013. — 464 с. С.42-46
8. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
9. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95524.htm.
10. Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. – 187 с.
11. Кондаков А.М., Данилюк А.Я., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
12. Калиниченко Н.В. Взаимосвязь выраженности лидерских качеств и гендерной и профессиональной идентичности// Седьмая волна психологии. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 –с. 180 С.36-40
13. Котоманова О.В. Особенности профессиональной карьеры женщины//Вестник Бурятского государственного университета.- 2008, №5. С.215-219
14. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев : Лыбидь, 1990. - 191 с.
15. Пантелеева В.В., Баранецкий И.И. Развитие эмпатии младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – №4 (31), 2017 С.74-79
16. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Психология доверия в организации //Психологический журнал, 2017. – том 38, №6, с.65-76
17. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси.: Мецниереба, 1989. - 206 с.
18. Филатов В. П. Парадоксы эмпатии / В. П. Филатов // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991.
19. Шишлова Е.Э. Гендерные аспекты делового и лидерского стилей// Т.А. Жалагина Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство: материалы Международной научно- практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 412 с.С.132-136
20. Rogers С. Empatic: an unappreciated way of being // Houghton Mifflin Harcourt, 1995. - 395 р.