Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема способностей и задатков человека – одна из первостепенных теоретических проблем в психологической и педагогической науках и неотъемлемая практическая проблема.
«Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности» (С.Л. Рубинштейн).
Человек не рождается на свет, обладая уже какими-нибудь определёнными способностями. Врождёнными могут быть лишь некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшим значением обладают особенности нервной системы, мозга. Данные анатомо-физиологические особенности, которые образуют врождённые различия между людьми, называются задатками.
Задатки обладают немаловажным значением для развития способностей (к примеру, свойства слухового анализатора существенны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Однако задатки — лишь одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак ещё не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основании могут выработаться различные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают ещё в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определённых условиях жизни и деятельности людей.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ психологической характеристики способностей и задатков человека.
В соответствии с целью курсовой работы, определены и задачи:
1) провести литературный обзор подходов к определению способностей и задатков человека;
2) установить особенности способностей и задатков человека;
3) экспериментальным путём выявить способности человека;
4) экспериментальным путём выявить задатки человека.
К основным методам исследования относятся сбор, анализ и синтез полученной информации. Также в практической части исследования использовался экспериментальный метод. В качестве методик были использованы «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Н. Климова, Тест механической понятливости Дж. Беннета (для взрослых и детей с 12 лет), Тест пространственного мышления (ТПМ) И. С. Якиманской, В. Г. Зархина, Х.-М. Х. Кадаяса.
Структура курсовой работы представлена следующим образом: введение, теоретическая глава, состоящая из двух параграфов, экспериментальная глава, состоящая из двух параграфов, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Литературный обзор подходов к определению способностей и задатков человека
Общеизвестно и общепризнано, что основная трудность в исследовании способностей связана с определением самого понятия «способность». На донаучном, интуитивном уровне это не имело принципиального значения, однако при научной разработке проблемы способности необходимо принимать во внимание данное понятие, так как в какой-то мере продолжают преобладать взгляды, сформировавшиеся в предшествующий период.
Ещё со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности исследовались в качестве некоторых скрытых «качеств», «силы», «сущности» и так далее. Конечно, современная психология в понимании данных «сущностей» продвинулась дальше, однако, вместе с тем, при исследовании способностей какой-то элемент таинственности по-прежнему преобладает.
Указывая на недостаточную определённость понятия «способность», специалисты активно занимались исследованием построения специальных способностей: музыкальных, педагогических, технических, математических и иных. В результате психология обогатилась значительным количеством содержательных исследований, не раскрывающих, однако, основательно самого понятия «способности». Необходимо подчеркнуть, что и в иных науках довольно значительное число понятий трактовалось неверно.
В психологии категория «способности» относится к основным. Аристотель выделял десять основных категорий, под которые подходило все, что подлежит осмыслению: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Наиболее общими зачастую считают три категории: вещь, её свойство (либо качество), отношение одной вещи к другой. Следовательно, способность может исследоваться либо в качестве вещи, либо в качестве свойства вещи, либо в качестве отношения одной вещи к другой.
Исследованиями подтверждено, что способности — прижизненные образования, что их развитие происходит на протяжении жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
Глубокий анализ проблемы способностей был представлен Б.М. Тепловым [1]. В соответствии с развиваемой им концепции, врождёнными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, формирующие определённые предпосылки для развития способностей, которые называются задатками.
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врождённые) анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей человека.
Всё своеобразие определений способностей, которые отражены в литературе, возможно условно классифицировать по трём группам.
В первую группу включаются определения, которые характеризуют способности в качестве индивидуально-психологических особенностей личности, которые являются условием эффективного исполнения той или иной продуктивной деятельности либо её освоения, не сводимые к знаниям, умениям либо навыкам [1, 2, 3, 4].
Вторую группу содержат определения, которые характеризуют способности в качестве психических свойств личности, которые обеспечивают эффективное исполнение конкретных видов деятельности либо их освоение [5, 6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. – 536 с.
2. Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. М.: "Культура и спорт", Изд. объединение "ЮНИТИ", 1997. 287 с.
3. Петровский А.В. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
4. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
5. Психология (под ред. А.А. Смирнова). М., Учпедгиз, 1962. – 559 с.
6. Рудин, П.В. Психология, учебник под ред. Рудина П.А., М.: Физкультура и спорт, 2000. – 461 с.
7. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 1981. – 383 с.
8. Платонов К.К. Личность и труд / Сб. статей под ред. К.К. Платонова. М., 1965. – 365 с.
9. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса / Советская психотехника. 1934. Т. VII. № 1. – 40 с.
10. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М., 1961, - с. 9—20.
11. Тесты способностей [Электронный источник] – URL: https://testonjob.ru/blog/test-sposobnostey/ (дата обращения: 07.12.2022).
12. [Электронный источник] – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1670401849&tld=ru&lang=ru&name=exponent_doc_126_1619459485.pdf&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0&url=https%3A%2F%2Fmetodpanorama.vcht.center%2Fstorage%2Fexponents%2Fdocs%2Fexponent_doc_126_1619459485.pdf&lr=240&mime=pdf&l10n=ru&sign=b998b7d2741a3875669a107a977846fd&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1670401849%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dexponent_doc_126_1619459485.pdf%26text%3D%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BA%25D0%25B8%2B%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fmetodpanorama.vcht.center%2Fstorage%2Fexponents%2Fdocs%2Fexponent_doc_126_1619459485.pdf%26lr%3D240%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3Db998b7d2741a3875669a107a977846fd%26keyno%3D0%26nosw%3D1 (дата обращения: 07.12.2022).
13. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: ИД «Бахрах», 1998. – С. 569–572.
14. Bennett G. K. Manual for The Bennett Mechanical Comprehension Test, Form S and T (2nd ed.). San Antonio: The Psychological Corporation; русифицированный вариант представлен в пакете «Одаренность» комплекса компьютерной диагностики Effecton Studio.
15. Якиманская И. С., Зархин В. Г., Кадаяс Х.-М. Х. Тест пространственного мышления. Методические рекомендации по работе с тестом (для психологов-профессионалов). М., 1988.