Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальное страхование - программа государственного страхования, которая обеспечивает защиту от различных экономических рисков ( например, потеря дохода из-за болезни, старости или безработицы) и участие в которой является обязательным. Социальное страхование считается одним из видов социального обеспечения.
Социальное страхование основано на признании того, что экономическая незащищенность в денежной экономике в значительной степени возникает из-за перебоев в получении доходов от работы, вызванных безработицей, выходом на пенсию в старости, смертью кормильца в семье или инвалидностью, краткосрочной или долгосрочной. Вклад социального страхования в экономическую безопасность заключается в основном в обеспечении частичного возмещения дохода от работы в то время, когда человек не работает по любой из этих указанных причин.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
1. 1. Понятие и виды социального страхования
Социальное страхование выступает как одна из форм социальной защиты населения от рисков, которые могут быть связаны с потерей работы, трудоспособности, доходов.
«Социальное страхование - это система мер поддержки нетрудоспособных граждан, которая реализуется государством посредством государственного страхового фонда, а также частных или коллективных страховых фондов. Так же социальное страхование можно рассматривать как систему отношений, касающихся способа перераспределения национального дохода, где лица, которые не принимают участие в общественном труде, имеют возможность получать содержание из специально созданных фондов» .
Источники формирования фондов социального страхования:
-государственные дотации;
-страховые взносы, которые оплачивают граждане, занятые трудом и работодатели.
Важная черта социального страхования – его финансирование из внебюджетных фондов, которые формируются за счет целевых взносов работников и работодателей.
Величина страховых выплат зависит от величины трудового вклада и страхового стажа.
Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.
В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.
Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:
-Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
-Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
- В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.
Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:
-Общее страхование;
-Профессиональное страхование.
Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.
Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.
Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.
Черты добровольного социального страхования:
-демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
-социальное партнерство работодателей и наемных работников;
-тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.
Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.
1. 2. Функции социального страхования
Благодаря социальному страхованию трудящиеся граждане могут рассчитывать на финансовую помощь при наступлении страховых случаев, а также при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий. Социальное страхование представляет собой совокупность мероприятий, направленных на предоставление социальных гарантий гражданам Российской Федерации, которые являются застрахованными лицами. Выплата материальной помощи осуществляется Фондом соцстраха только при наступлении страховых случаев, которые должны быть подтверждены документально.
Функции социального страхования в России заключаются в обеспечении финансовой помощи всем нуждающимся слоям населения, которые являются застрахованными лицами.
Фонд соцстраха постоянно проводит мероприятия, направленные:
-на поддержание социальной и экономической стабильности;
-на рост благосостояния российских граждан;
-на развитие социальной отрасли;
-на предотвращение стихийных бедствий;
-на улучшение демографической ситуации в стране (социальное страхование оказывает непосредственное влияние на рост рождаемости в государстве, стимулируя молодые семьи довольно существенной материальной помощью);
-на решение проблемы сиротства (фондом социального страхования оказывается материальная помощь приёмным родителям на каждого усыновлённого ребёнка);
-на обеспечение рабочими местами всех трудоспособных граждан, которые по тем, либо иным причинам не состоят в трудовых отношениях; н
-на сохранение общественных ценностей и т. д. Соцстрах формирует специальный фонд денежных средств, который регулярно пополняется как за счёт добровольных взносов, так и обязательных страховых сборов.
В его функции входит обязанность предупреждать возникновение страховых случаев, которые влекут за собой любой материальный ущерб для всех участников страховых отношений.
Благодаря социальному страхованию жители Российской Федерации получили возможность реализовать своё конституционное право на финансовое обеспечение в следующих случаях:
-при болезни, которая стала причиной временной потери трудоспособности;
-при наступлении старости;
-при частичной или полной потери трудоспособности в связи с инвалидностью; при беременности;
-при потере кормильца; при потере работы, которая являлась основным источником дохода и т. д.
«Защитная функция социального страхования позволяет застрахованным лицам получить необходимую материальную поддержку при потере рабочего места, которое является для них основным источником дохода. Фонд соцстраха окажет необходимую финансовую поддержку и в тех случаях, когда у трудящихся граждан возникнут непредвиденные расходы, которые не вписываются в рамки их привычного бюджета» .
Благодаря компенсирующей функции соцстраха всем застрахованным лицам обеспечивается своевременное возмещение ущерба, понесённого вследствие потери трудоспособности. Трудящимся гражданам компенсируются все расходы, понесённые при проведении лечебных мероприятий, направленных на восстановление здоровья. Фонд социального страхования финансирует не только общий курс лечебной терапии, но и проведённую реабилитацию.
Воспроизводительная функция соцстраха направлена на покрытие всех расходов застрахованных лиц, которые ними были понесены вследствие перенесённой болезни, полученной инвалидности, потери работы и т. д. Фонд социального страхования оказывает материальную поддержку людям пенсионного возраста, а также той категории граждан, которая находится в вынужденном отпуске по беременности или уходу за маленькими детьми. Рассчитывать на помощь соцстраха могут как застрахованные лица, так и члены их семей.
Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2. 1. Социальное страхование как фактор социально- экономического развития
Социальное страхование населения как фактор устойчивого развития играет весьма важную роль в развитии экономики страны. Ведь на страховое обеспечение граждан ежегодно выделяется внушительная часть бюджета. В Российской Федерации социальное страхование граждан, в том числе, осуществляется при помощи Фонда социального страхования РФ. Страхователями фонда являются работодатели, которые обязаны страховать своих сотрудников, а также физические лица, добровольно вставшие на страховой учет и уплачивающие страховые взносы. Взносы в Фонд социального страхования отчисляются из единого социального налога - 2,9 %. Одна из основных задач социальной политики государства – предоставление права каждому гражданину страны на достойный и качественный жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого, его родных и близких, и права на защиту в случае потери рабочего места, временной нетрудоспособности, инвалидности, достижения пенсионного возраста и в ином случае потери средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Одними их основных видов деятельности ФСС РФ является страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНИМ). Этот вид страхования доступен только работающим, так как пособия от ФСС РФ выплачиваются только застрахованным лицам. Но что полагается гражданам, работающим не официально или вовсе являющимися безработным? Рассмотрим какие выплаты положены гражданам, застрахованным в ФСС РФ и стоящим на учете в органах Социальной защиты населения до достижения их ребенком возраста 1,5 лет. Расчеты, представленные в работе, будут приведены исходя из МРОТ на 01.01.2020г. – 12 130 руб. и без учета районных коэффициентов. Рассмотрим схему выплаты пособий и выплат на рождение для работающих граждан. В данной работе будет рассмотрен случай расчета всех все видов выплат, которые полагаются женщине, вставшей на учет до 12 недель беременности, при рождении одного ребенка (без осложнений), при этом её ежемесячная заработная плата составляет 12130 рублей.
2. 2. Анализ современного состояния и особенностей функционирования Фонда социального страхования (ФСС) в современных условиях
В современных условиях вопросы совершенствования системы социального страхования становятся все более актуальными. Наличие разнообразных и существенных рисков, таких, как потеря дохода вследствие временной потери трудоспособности, потери работы, наступления старости, различные социальные или демографические риски (например, рождение детей или уход за ребенком), предопределяет огромное значение социального страхования как инструмента защиты граждан от возможного изменения материального или социального положения и экономической нестабильности.
С помощью системы социального страхования достигается корректировка доходов населения при наступлении тех или иных страховых случаев. Наиболее важным источником финансирования социальных потребностей граждан являются средства государственных внебюджетных фондов, среди которых Фонд социального страхования. Основным предназначением ФСС являются социальные выплаты, обеспечивающие материальную поддержку социально незащищенным слоям населения. Для финансирования социальных выплат ФСС должен быть наделен соответствующими доходными источниками.
За период 2015–2019 гг. доходы бюджета ФСС увеличились на 42,4 %. При этом поступление страховых взносов увеличилось на 35 %, что связано в первую очередь с повышением предельной величины базы для начисления страховых взносов с 711 тыс. руб. в 2015 году до 865 тыс. руб. в 2019.
«В настоящее время тариф страховых взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах предельной величины базы для исчисления страховых взносов установлен в размере 2,9 %. Для отдельных плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы. В 2020 году были сохранены действующие с 2006 года размеры тарифов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 %), дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса). Средневзвешенный тариф на 2019 год определен в размере 0,51 %» .
Расходы ФСС на выплату пособия по временной нетрудоспособности по ОСС составляют около 38 % всех расходов ФСС, на выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет – более 20 %, а пособие по беременности и родам – более 15 % всех расходов бюджета ФСС. Таким образом, указанные три вида выплат из ФСС составляют около 3/4 всех расходов Фонда.
В структуре расходов по ОСС (Обязательное социальное страхование) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством наибольший удельный вес занимают расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности (44,4 % всех расходов), на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (28,5 %) и на выплату пособий по беременности и родам (21 %) .
В структуре расходов бюджета ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний наибольший удельный вес занимают расходы на ежемесячные выплаты (56,6 % всех расходов) на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (16,3 %), на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (10,6 %).
Как демонстрирует табл. 2, общий объем расходов бюджета ФСС за период 2015– 2019 гг. увеличился на 20,6 %.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕДОСТАТКИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
3. 1. Проблемы социального страхования
Социальное обеспечение в целом и социальное страхование в частности наиболее глубоко встроены в систему общественных отношений. Размышлять о нем вне представления об общественных ориентирах и идеалах, социальном желаемом и экономическом действительном невозможно. Это требует междисциплинарного подхода к изучению проблем социального страхования. В сложном междисциплинарном переплетении с философией, историей, социологией, политологией, социальной психологией особое место занимает взаимодействие права и экономики. Особенно актуально для социального страхования взаимодействие с экономикой в силу того, что оно невозможно без актуарных расчетов, разложения, суммирования и переложения страховых платежей, их администрирования. От экономических возможностей работодателей и государства зависят размер страховых платежей, минимальный уровень социальных пенсий и пособий и др.
В наше время социальная защита не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и этим отчасти объясняются трудности становления рыночных отношений в стране. Для потребителей страховых услуг нет четкого представления о том, в какой форме должно осуществляться обязательное социальное страхование. Основной проблемой социального страхования в Российской Федерации является сумбурное принятие нормативно правовых актов, провозглашающих обязательность страхования. Следствием этого идет такое негативное последствие, как социальная несправедливость, то есть низкие размеры социальных страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью. Решить такой вопрос можно путем установления в различных законодательных актах единых подходов к обозначению размеров страховых сумм и выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина. Такое решение урегулировало бы равноправие граждан Российской Федерации на получение страховых выплат.
«Следует указать на то, что в РФ существует такая проблема, как отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Это исходит из того, что ряд организаций и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на весомые льготы по уплате отчислений в Фонд Социального Страхования Российской Федерации (ФСС РФ)» . Для того, чтобы решить данную проблему, необходимо перенести бремя не страховых выплат на федеральный и региональные бюджеты. Так же, в данном вопросе будет уместно оптимизировать страховые расходы
Нельзя не затронуть проблему касаемо порядка и условий оплаты труда гражданам, занятым в производстве. Следует иметь в виду, что выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имею четко выраженную страховую характеристику. Расходы по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам. Другие расходы, такие как расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую тенденцию.
3. 2. Совершенствование механизма социального страхования
Кризисные явления, вызванные мировой пандемией, негативно влияют на состояние экономики и социальную сферу всех стан. В этих условиях задачей государства является защитить население от падения доходов, снижения уровня жизни, ухудшения социальных условий. Меняющиеся условия требуют совершенствования социальной политики и механизма ее реализации, изучение которого и является целью данного исследования. Гимранова Р.Г. считает, что государственная социальная политика Российской Федерации направлена не только на обеспечение общества социальными благами, но и на оказание материальной поддержки той части населения, которая находится в сложной жизненной ситуации.
«Социальная политика должна содействовать развитию общественного производства и его отдельных отраслей. Основным инструментом государственной социальной политики являются социальные выплаты, обеспечивающие материальную поддержку социально незащищенных слоев общества. Существуют недостатки существующей социальной политики: разрыв между доходами и обязательствами системы социального обеспечения и страхования; низкий уровень пенсий; сложности в развитии негосударственных пенсионных фондов; «заморозка» накопительной пенсии» .
Во первых, прямая поддержка доходов населения через систему социального обеспечения, реализует защитную функцию социальной политики, средства направляются наиболее нуждающимся категориям. Во-вторых, создание благоприятных условий для работающих граждан для усиления трудовой активности и стимулирования производительного труда. Формирует различные источники удовлетворения потребностей работающего населения через установление минимальной заработной платы. Реализации политики занятости. В-третьих, развитие личности, повышение культурного уровня.
«Социальные потребности граждан в Российской Федерации обеспечиваются за счет нескольких источников: средства бюджетов разных уровней бюджетной системы, средства государственного социального страхования, средства работодателей и собственные средства граждан. Наиболее важным источником являются средства государственных внебюджетных фондов, которые обеспечивают получение застрахованными лицами пенсий и пособий» . Страхование на случай потри трудоспособности и материнства осуществляет Фонд социального страхования, деятельность которого реформировалась в результате изменения государственной политики и экономических условий. С 2017 года администрирование части взносов на социальное страхование передано налоговым органам. За фондом сохранилось администрирование взносов на страхование от несчастного случая на производства и профессионального заболевания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:
· временная нетрудоспособность в результате болезни, травмы, беременность и родов, ухода за членами семьи;
· постоянная нетрудоспособность вследствие инвалидности и старости;
· потеря трудового дохода в связи с невозможностью трудоустройства;
· потеря дохода семьи в случае смерти кормильца для иждивенцев;
· возникновение непредвиденных расходов в случае оплаты медицинских услуг, рождения и воспитания ребенка, оплаты ритуальных услуг по погребению.
Объект социального страхования – имущественные интересы граждан, связанные с компенсацией потери трудового дохода или оплатой внезапных расходов, возникающих вследствие наступления социальных рисков.