Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка будущих специалистов по специальности «Финансы» осуществляется в организациях среднего профессионального образования Российской Федерации. Требования к структуре, условиям и результатам освоения образовательных программ закреплены в нормативных документах, преимущественно - Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС СПО), профессиональный стандарт, Примерная основная образовательная программа (ПООП СПО). На основе этих документов преподаватель профессионального обучения выполняет разработку документов перспективного проектирования: рабочую программу по дисциплине, сводный тематический план, календарно-тематический план и планы конспекты занятий.
В настоящей курсовой работе обозначена полная последовательность анализа нормативных документов и разработки занятий педагогом профессионального обучения. Также выполнено проектирование занятий по дисциплине ОП 04 «Документальное обеспечение управления для подготовки по специальности 38.02.06 «Финансы». В качестве примера подготовки будущих специалистов приведена тема «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
Объект исследования: процесс подготовки будущих финансистов в организациях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: методика изучения темы «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
Цель выпускной квалификационной работы: на основе анализа методики обучения по дисциплине «Финансы» в организациях среднего профессионального образования выполнить проектирование занятий по теме «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить анализ ФГОС СПО по специальности 38.02.06 Документальное обеспечение управления для подготовки по специальности «Финансы».
2. Изучить и выполнить сравнительный анализ ПООП СПО по специальности 38.02.06 «Финансы».
3. Составить сводный тематический план изучения дисциплины ОП 04 «Финансы».
4. Составить фрагмент календарно-тематического плана изучения темы «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».
5. Выполнить проектирование учебных занятий по теме «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» с учетом методики подготовки будущих финансистов в организациях среднего профессионального образования.
6. Провести анализ хода изучения дисциплины по теме «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Изучить профессионалов, ведущих специалистов в подготовке будущих финансистов.
Методы исследования: анализ, сравнение, классификация, изучение методической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта, педагогическое проектирование.
Практическое значение: состоит в том, что материалы могут быть использованы в практике педагогов среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также студентами факультета 2Финансы и кредит» при выполнении курсовых и дипломных работ.
Курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.06 «ФИНАНСЫ» В УСЛОВИЯХ СПО
1.1. Анализ ФГОС СПО по специальности «Документальное обеспечение управления для подготовки по специальности 38.02.06 «Финансы»»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 38.02.06 «Финансы». Данный стандарт разработан и утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 года №65.
Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).
При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов. В Таблице 1 приведен перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 «Финансы».
Таблица 1
Перечень профессиональных стандартов
Код профессионального стандарта Наименование профессионального стандарта
1 2
08.006 Профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 236н
08.026 Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. № 625н
Очная форма обучения, которая не зависит от используемых методов обучения в подготовке специалистов составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 1 год 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, который также не зависит от методов обучения и методики преподавательского состава, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, не зависит от методов обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и полный объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
Образовательная программа, которая реализуется на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
Образовательная программа имеет следующую структуру:
- общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
- математический и общий естественнонаучный цикл;
- общепрофессиональный цикл;
- профессиональный цикл;
- государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена.
В Таблице 2 приведена структура и объем образовательной программы.
Таблица 2
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы Объем образовательной программы в академических часах
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл не менее 324
Математический и общий естественнонаучный цикл не менее 108
Общепрофессиональный цикл не менее 468
Профессиональный цикл не менее 1008
Государственная итоговая аттестация 216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования 2952
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 4464
Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.
В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО:
- финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
- участие в организации и осуществлении финансового контроля.
Кроме того, выпускник, который в полной мере прошел подготовку и освоил программу образования, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности:
1) Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.4. Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним;
ПК 1.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд.
2) Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:
ПК 2.1. Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов;
ПК 2.2. Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 2.3. Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга.
3) Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:
ПК 3.1. Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации;
ПК 3.2. Составлять финансовые планы организации;
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
ПК 3.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд.
4) Участие в организации и осуществлении финансового контроля:
ПК 4.1. Разрабатывать план и программу проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий, вырабатывать рекомендации по устранению недостатков и рисков, оценивать эффективность контрольных процедур;
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
ПК 4.3. Участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта финансового контроля;
ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, предусмотренных ФГОС СПО.
Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 года №65.
2 Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – Минск : Институт современных знаний ,1996.
3 Быченко, О. Г. Приемы экономического анализа / О. Г. Быченко. – Гомель, 2004.
4 Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М., 2004.
5 Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Минск : Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.
6 Иваненко, А. Ф. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта / И. Ф. Иваненко. – М. : Маршрут, 2004.
7 Витченко, М. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия железнодорожного транспорта / М. Н. Витченко – М. : Маршрут, 2003.
8 Быченко, О. Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : пособие по выполнению курсовой работы для студентов ФБ.
9 Налоговый кодекс РФ.
10 Курьянов, М.А. Активные методы обучения : метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.
11 Куцебо, Г. И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Куцебо. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016.
12 Кыстаубаева, К. Т. Интерактивные методы обучения на уроках информатики как одно из средств развития обучающихся // Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014.
13 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями).
14 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 836 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы».