Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Рыночный механизм наряду с неоспоримыми положительными сторонами своего функционирования обладает и рядом таких, которые называют фиаско, или «провалы рынка». В частности, он не всегда может эффективно распределять ресурсы, не создает общественные блага, не устраняет отрицательные экстерналии, порождает монополии, макроэкономические колебания, которые в отдельных случаях не может устранить, приводит к значительной дифференциации доходов. Однако этим «провалы рынка» не ограничиваются.
Методологической основой подхода к анализу «провалов рынка» является метод экономической двойственности, нашедший применение у выдающихся экономистов: У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Й. Шумпетера, Дж. М. Кейнса, Дж. Гэлбрейта и других. В России экономистами, развивающими данный метод, были С. Франк, В. Дмитриев, М. Туган-Барановский. Значительный вклад в разработку метода экономической двойственности внес В. Афанасьев.
Все чаще возникают дискуссии по поводу того, что отечественная система сформировала целый ряд своеобразных устойчивых «провалов рынка», одна из особенностей которых - отрицательное влияние на спецификацию инвестиций и недостаточность общественного разделения труда.
Цель работы - характеристика провалов рынка как экономической категории. В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение понятия «провалы рынка» и их экономических и социальных издержек.
2. Определение возможностей государственного регулирования в противодействии провалам рынка.
Глава 1.Характеристика провалов рынка в экономике
1.1.Понятие провалов рынка
В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, проводит антимонопольную политику и поддерживает конкуренцию между предприятиями, контролирует и регулирует уровень занятости и цен, а также регулирует рынок через налогообложение. Государственное вмешательство в экономику объясняется несовершенством рыночной системы, которая может допустить провалы рынка . К ним относят: монополизацию, неравномерность в распределении доходов, неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов и загрязнение окружающей среды. Как правило, коммерческие предприятия не заинтересованы в производстве общественных благ. Особенность общественных благ состоит в том, что их полезность распространяется более чем на 1 человека, их нельзя предоставить одному лицу и запретить пользоваться другим. Поэтому предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов. Требует внимания государства и проблема с занятостью населения, которая, безусловно, влияет на экономический рост и несет за собой другие проблемы: малообеспеченность, высокую заболеваемость и смертность, увеличение числа преступности. Само государство возникло в результате потребности общества в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), которые смогли бы обеспечить населению безопасность, поддержание общественного порядка, хороших условий жизни и предоставить образование и медицинское обслуживание.
Рынок - динамическая и самостоятельная система, способная к саморегуляции внутренних процессов по взаимодействию ресурсов и факторов производства, обмену благ и взаимосвязи спроса и предложения в условиях конкуренции путем свободного ценообразования.
В рыночной системе, не подтвержденной централизации и обладающей существенной гибкостью ценовых характеристик благодаря свободной конкуренции, предложение находится в зависимости от спроса и постоянно подстраивается под него, лишая проблему дефицита, низкого качества и малой дифференциации продукции. Спрос на товары, работы и услуги постоянно меняется из-за изменений вкусов и предпочтений, моды потребителей, научно - технического прогресса и иных факторов. Производители обязаны учитывать данные факторы, так как в противном случае они рискуют не реализовать свою продукцию полностью или частично .
Идеальный рынок обязан сделать реальным любой обмен, если он выгоден для обеих сторон. Если рынок неспособен выполнить свою основную функцию, происходит «провал рынка», т.е. ограниченные ресурсы распределяются нецелесообразно. Еще к одной предпосылке «провалов рынка» относят отклонение от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию .
Сами несовершенства рынка проявляются следующим образом:
• Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к ее угасанию, появляются монополии. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен у государства.
• Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага Они либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества.
Рыночный механизм непригоден для устранения внешних эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами.
Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок игнорирует справедливость при распределении ресурсов и доход
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахинов Г.А. Экономика общественного сектора: Учеб.пособие / Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов. М.: ИНФРА- М, 2012. 345 с.
2. Балацкий Е. В. Институциональные и технологические ловушки: анализ идей // Журнал экономической теории. - 2012. - № 2. - С. 48-63.
3. Капелюшников Р. И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике-2009 // Экономический журнал ВШЭ. - 2010. - Т. 14. - № 1. - С. 12-69.
4. Каргин Е.С. Новый взгляд на государственный сектор экономики //Экономическое возрождение России. 2013. № 3 (37). С. 114-124.
5. Маршалл А. Принципы политической экономии.. - М. : Издательство Прогресс, 1983. - Т. 1. - 415 с.
6. Райзберг Б.А. Психологическая экономика: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2012. 432 с.
7. Современная экономика: Учебное пособие / под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 456 с.
8. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. / О. Уильямсон. - СПб. : Лениздат, 1996. - 702 с.
9. Экономика: Учебник / под ред. Р.П. Колосовой. М.: Норма, 2011. 345 с.
10. Baumol W. J. Enterpreneurship: Productive, Unproductive and Destructive / W. J. Baumol // Journal of Political Economy. - 1990. - Vol. 98. - № 5. - Pt. 1. - P. 893-920.