Фрагмент для ознакомления
2
Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) с начала своего возникновения занимала значительное место в социальной помощи нуждающимся. Истоки и корни рассматриваемого явления уходят ко временам Крещения Руси (988). Можно отметить, что уже тогда начали складываться два важных направления помощи нуждающимся: монастырское, то есть помощь монастырей, и приходская помощь.
Общественное мнение прихожан настраивалось на необходимость помощи сироте, вдове, нищему. Людей, которые отказывались от подаяния нуждающемуся, осуждали. «Не творящему милости – суд без милости», – говорили в народе .
Объектом данного исследования является социальное служение РПЦ и особенно ее действия по отношению к обществу.
Предмет - польза социального служения РПЦ.
Целью данной работы является раскрытие особенностей и технологии социального служения РПЦ.
Цель предопределила следующие задачи:
1.Дать определение понятия «социальное служение»;
2.Выявить основные направления использования социального потенциала РПЦ в решении общественных проблем;
3.Рассмотреть современные формы и методы общественного служения РПЦ и оценить их эффективность и полезность для общества.
В своей работе мы опираемся на теоретические основы учения нескольких групп авторов:
- первая группа авторов, видевших в РПЦ основу русского общества и государства: Н.Д. Тальберг, П. Дерябин, архиеп. Филарет (Гумилевский), проф. Архим. Киприан Керн, проф. Е.Е. Голубинский, А.П. Щапов А.П., Н.М. Никольский, А.В. Карташев, Климов С.В., Максимов Е., которые видят в РПЦ основу русского общества и государства.
- вторая группа авторов, считавших деятельность РПЦ полезной и нужной: Н.С. Гордиенко, П.К. Курочкин, Д.С. Лихачев Д.С., Л.А. Дмитриев Л.А. и др.
- третья группа современных демократических авторов: В.И. Гараджа, М.В. Фирсов, М.Н. Громов, Н.С. Козлов, А.В. Мудрик, Я.Н. Щапов, В.О. Ключевский.
Глава 1. Теоретические аспекты социального служения РПЦ
1.1 Социальное служение: понятие, цели, деятельности
Реформирование социально-политической системы, начавшееся в конце 1980-1990-х гг., привело к тому, что миллионы россиян оказались за чертой бедности. Особенно трудно было тяжелобольным, инвалидам, престарелым, сиротам, беженцам и вынужденным переселенцам.
В новых условиях возросла потребность в оказании социальной помощи неимущим. В связи с этим был востребован потенциал и РПЦ в данном направлении, что свидетельствовало о ее вступлении в новый этап своего развития.
Социальное служение РПЦ проявляется во всех сферах жизни человека и включает в себя, кроме благотворительности, регулирование семейных отношений прихожан, утешение болеющих, ободрение воинов, утешение содержащихся в местах лишения свободы, поддержка умирающих, крещение, венчание и т.д. Сегодня священник имеет возможность посещать детские учреждения, больницы, воинские части, места заключения – быть везде, где требуется поддержка нуждающихся.
Естественно, что будущему православному священнику, приходскому социальному работнику важно знать истоки возникновения и развития церковного социального служения, его современное содержание, основные направления и формы.
Термин «служение» (диакония) традиционно используется в религиозной и религиоведческой литературе. Христианское служение св. апостол Павел называет даром вспоможения, ставя в один ряд с дарами учительства, пророчества, апостольства и др. (I Кор. 12:28). Термин «диакония» впервые употребляется в Новом Завете в рассказе об избрании семерых членов общины для служения миру, заключающегося в бескорыстном распоряжении общинными средствами и справедливом распределении их между всеми нуждающимися (Деян. 6:2, 3, 5). Согласно документам различных религиозных конфессий, социальное служение понимается, прежде всего, как осуществление благотворительности и милосердия — непосредственной помощи малоимущим и малообеспеченным в виде создания условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества.
В дореволюционном православном богословском словаре благотворительность определена как «одно из проявлений любви христианской, когда человек оказывает благодеяния и поддержку нуждающемуся в этом, безразлично, будет ли эта нужда духовная или телесная. Важное значение подобной помощи и поддержки непререкаемы… христианская благотворительность при этом не должна носить характер случайности, а должна основываться на возможно лучшем ознакомлении с нуждами неимущих. Она не должна проистекать из каких-либо суетных побуждений; ее основой должна служить самоотверженная любовь» .
В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Благотворительность — проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему» .
В православии милосердие — это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. Милосердие — это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, а «ради Христа». Помощь страждущим — помощь самому Христу (Мф.25:31–46).
Под социальным служением сегодня понимается исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия . Термин социальное служение служит, как правило, для обозначения деятельности, осуществляемой религиозными организациями, в отличие от социальной работы, выполняемой государственными организациями, — социальным обслуживанием населения, социальной защитой, социальной политикой.
Социальное служение рассматривается как один из каналов распространения религиозными организациями своих воззрений, в том числе, среди неверующих либо последователей иных религий, т. е. миссионерской работы. Православная точка зрения в этом вопросе приближается к тому, что благотворительная деятельность не должна быть плацдармом для целенаправленного миссионерства, не должна умалять потенциал бескорыстия и гуманности этой деятельности.
На все эти вопросы отвечает недавно вышедшее в свет учебное пособие «Социальное служение Русской Православной Церкви» (под редакцией д.п.н., профессора Н.Ф. Басова; кандидата богословия, священника Георгия Андрианова). Книга выпущена Издательским домом «Познание», общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Учебник вошел в список новой общецерковной литературы и рекомендован к публикации Учебным комитетом Русской Православной Церкви и Издательским советом Русской Православной Церкви.
В своем выступлении 24 июня 2010 г. в Днепропетровске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Когда мы говорим о развитии социальной работы в Церкви, то многие не знают, что такое социальная работа. А я скажу просто – это добрые дела. Это добрые дела по отношению к прихожанам, к слабым, больным, одиноким, и не только к прихожанам» .
Следует отметить, что важным источником для авторов пособия явились Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000), решения общецерковных съездов по социальному служению, которые проходят, начиная с 2011 г., решения Архиерейских соборов Русской Православной Церкви, материалы тематических сайтов (Милосердие.Ру, «Православие и мир», официальный сайт Московского Патриархата patriarchia.ru и др).
РПЦ с начала своего возникновения занимала значительное место в социальной помощи нуждающимся. Истоки и корни рассматриваемого явления уходят ко временам Крещения Руси (988). Можно отметить, что уже тогда начали складываться два важных направления помощи нуждающимся: монастырское, то есть помощь монастырей, и приходская помощь.
В исторических летописях отмечаются частые экстремальные природные явления, вызывавшие голод, который всегда сопровождался мором – эпидемиями, в результате которых вымирали сотни тысяч людей. Основными очагами призрения нуждающихся становились монастыри. Они содержали богадельные избы, больницы, детские приюты. Сюда стекались увечные, слепые, престарелые, вдовы, сироты. К началу XX в. только в церковно-монастырских богадельнях призревалось около 10 тысяч человек.
Довольно эффективной была приходская деятельность по оказанию помощи нуждающимся. Для сбора средств проводились тарелочные и кружечные сборы, устраивались детские приюты для подкидышей и сирот. Велико было значение приходов и в распространении грамотности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Веремчук В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 254 с.
2.Власова А. В. Благотворительность Русской Православной церкви в исследовательской практике дореволюционного периода // Вестник ЧелГУ. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-issledovatelskoy-praktike-dorevolyutsionnogo-perioda (дата обращения: 05.09.2021).
3.Воронова Елена Анатольевна Институт приходской благотворительности в России: историографический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-prihodskoy-blagotvoritelnosti-v-rossii-istoriograficheskiy-analiz (дата обращения: 05.09.2021).
4.Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: ИНФРА-М, 2005. – 348 с.
5.Голубинский, Е. История Русской Церкви (в 2 т.). Т. 1: Период первый, Киевский или Домонгольский. Вторая пол. т. / Голубинский Евгений Евсигнеевич ; изд. Имп. Об-ва Истории и Древностей российских при Московском Ун-те. - изд. 2-е, испр. и доп. - М., - 1904. - 926, XVIII с. ; 28 см. - Отд. прил. : Голубинский Е. Археологический атлас. - М. : Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1906. http://relig-library.pspu.ru/modules.php?name=1162
6.Доклад святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на освященном Архиерейском Соборе РПЦ 2 февраля 2011 г. // Журнал Московской Патриархии. 2011. Март. № 3.
7.Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. СПб., 2001. С. 25.
8.Знаменский П. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра. Казань, 1873. 850 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003544557
9.Зубанова С. Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX в.: дисс…. докт. истор. наук. М., 2002. 408 с.
10.Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси // Богословский вестник. 1892. Т. 1. № 1. С. 77-96 https://www.litmir.me/br/?b=114473&p=1
11.Костылева Татьяна Александровна Категории социального служения и основные понятия, связанные с ним // ОНВ. 2013. №3 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-sotsialnogo-sluzheniya-i-osnovnye-ponyatiya-svyazannye-s-nim (дата обращения: 05.09.2021).
12.Легеев М. В. «Историческое учение об отцах Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) и начало русской патрологии // Христианское чтение. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-uchenie-ob-ottsah-tserkvi-arhiepiskopa-filareta-gumilevskogo-i-nachalo-russkoy-patrologii (дата обращения: 05.09.2021).
13.Лютько Е. И. Роль митрополита платона (Левшина) в становлении церковной корпоративности (рубеж XVIII–XIX вв.) // Вестник ЕДС. 2019. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-mitropolita-platona-levshina-v-stanovlenii-tserkovnoy-korporativnosti-rubezh-xviii-xix-vv (дата обращения: 05.09.2021).
14.Махно Л. Л. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-sluzhenie-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 05.09.2021).
15.Московский церковный вестник. 1990. № 13. Июнь.
16.Попов Л. В., Розов Н. Х. К юбилею Славяно-греко-латинской Академии // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-yubileyu-slavyano-greko-latinskoy-akademii (дата обращения: 05.09.2021).
17.Рузанова Н.П. Практика социального служения православного монастыря в ХIХ веке // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №8-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-sotsialnogo-sluzheniya-pravoslavnogo-monastyrya-v-hih-veke (дата обращения: 05.09.2021).
18.Священник Г. Андрианов, Басов Н. Ф. Социальное служение Русской Православной Церкви: традиции и современность // Ипатьевский вестник. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-sluzhenie-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-traditsii-i-sovremennost (дата обращения: 05.09.2021).
19.Смулов А. М. Актуальные вопросы теоретического и практического обучения социального работника - православного миссионера в духовном вузе // Евразийский Союз Ученых. 2015. №2-3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-teoreticheskogo-i-prakticheskogo-obucheniya-sotsialnogo-rabotnika-pravoslavnogo-missionera-v-duhovnom-vuze (дата обращения: 05.09.2021).
20.Солнцев Н. И. Труды русских историков церкви в отечественной историографии XVIII - XIX веков : дисс. ... д-ра ист. наук. Нижний Новгород, 2009. 662 с
21.Соловьева Л.А. Социальное служение и благотворительность Православной конфессии и российских мусульман // Культура. Духовность. Общество. 2015. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-sluzhenie-i-blagotvoritelnost-pravoslavnoy-konfessii-i-rossiyskih-musulman (дата обращения: 05.09.2021).
22.Соч. прот. И. Вениаминова Состояние православной церкви в Российской Америке https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003560153/
23.Социальное служение Русской Православной Церкви; учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова, священника Георгия Андрианова ; сост. разд. II Н.Ф. Басов. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2019. – С. 4
24.Фирсов С. Л. Церковь, общество и власть при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле (Гундяеве) в 2013-2015 гг. (основные вехи развития взаимоотношений) // Вестник РХГА. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkov-obschestvo-i-vlast-pri-svyateyshem-patriarhe-moskovskom-i-vseya-rusi-kirille-gundyaeve-v-2013-2015-gg-osnovnye-vehi-razvitiya (дата обращения: 05.09.2021).