Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы данного исследования обусловлена необходимостью поиска путей минимизации недостоверной классификации средств наземного транспорта. В процессе развития экономики и роста товарооборота средств наземного транспорта растет численность случаев оспаривания участниками внешнеэкономической деятельности классификационного кода ТНВЭД относительно средств наземного транспорта.
Средства наземного транспорта – довольно большая категория товаров, которая обеспечивают мобильность населения, а также средства наземного транспорта являются необходимыми во многих сферах жизни, таких как: перевозка людей, обработка земель, строительные работы. Кроме вышеперечисленного, категория средств наземного транспорта не ограничивается только готовой продукцией, в эту категорию включаются и запасные части, кузова, которые ввозятся с целью развития отечественного машиностроения. Кроме того, средства наземного транспорта, а особенно предназначенные для строительства и перевозок крупногабаритных товаров имеют высокую стоимость, а она влияет на размер таможенных платежей. Так как более чем на 50% государственный бюджет состоит из таможенных платежей, контроль достоверности заявленного кода ТНВЭД в отношении средств наземного транспорта приобретает принципиальное значение.
Ведущие автомобилестроительные корпорации из года в год проводят интенсивные разработки в различных направлениях модернизации и усовершенствования своих дорожных транспортных средств. Одним из наиболее эффективных путей решения этого вопроса является воплощением прогрессивных энергосберегающих и экологически чистых технологий в силовых установках автомобилей. Так что сейчас все больше растет потребность не только в эффективных, надежных и определенной мере безопасных, но и экологически чистых дорожных транспортных средств. Это позволяет россиянам приобщаться к новейшим разработкам и технологиям автомобильной отрасли, улучшать качество использования дорожных транспортных средств в путешествиях и перевозках [4]. Однако при этом возникает довольно актуальный вопрос таможенного контроля и таможенного оформления дорожных транспортных средств, ввозимых как товар гражданами в РФ для свободного обращения.
Актуальность этого вопроса связана также и с тем, что налогообложение дорожных транспортных средств осуществляется ввозной пошлиной, акцизным налогом (в зависимости от объема цилиндров двигателя и возраста транспортного средства по ставкам, определенным Налоговым кодексом РФ и налогом на добавленную стоимость. А значит, к непосредственной стоимости (как экономической категории) дорожного транспортного средства, ввозимого гражданином как товар для свободного обращения в РФ, приобщается дополнительное обременение налоговой нагрузкой в процентном разрезе к вышеназванным налогам – таможенным платежам. В связи с чем начисление таможенных платежей, которые подлежат уплате при осуществлении таможенного оформления в соответствии с таможенным режима импорта (выпуска в свободное обращение) товаров по товарным позициям группы 87 согласно ТН ВЭД) отмечается значительным удорожанием указанного товара на внутреннем национальном рынке России.
Объект исследования – современная практика классификации транспортных средств группы 87 ТНВЭД ЕАЭС.
Предмет исследования – трудности, возникающие при классификации средств наземного транспорта и пути их минимизации.
Цель исследования – провести анализ особенностей классификации в ТНВЭД средств наземного транспорта
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты классификации товарной группы «средства наземного транспорта» в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
2. Провести анализ развития внешнеторговых операций с товарной группой «средства наземного транспорта» и обозначить его перспективы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРНОЙ ГРУППЫ «СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА» В СООТВЕТСТВИИ С ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Место средств наземного транспорта в ТН ВЭД
Транспорт – совокупность средств, предназначенных для перемещения людей и грузов из одного места в другое. Термин транспорт происходит от лат. транс («через») и portare («нести»).
Ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию происходит постоянно, а правильное определение классификационного кода транспортного средства является необходимостью для правильного осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экономической деятельности.
В практике внешнеторговой деятельности в Российской Федерации для классификации и кодирования экспортных и импортных товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – это общий классификатор, основанный на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). ГС – это товарный классификатор, принятый в международной практике (в странах Европейского союза) в качестве товароведческой составляющей для публикации таможенных тарифов и статистики внешнеторговой деятельности.
ТН ВЭД ЕАЭС – систематизированный перечень товаров, используемый в целях государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и включающий кодовое обозначение товара, его наименование и сокращенное обозначение единиц измерения [1, с. 54].
Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, классификация и кодирование товаров являются важными элементами таможенного дела. От правильного определения кода того или иного товара зависит обоснованное начисление и взыскание таможенных платежей.
ТН ВЭД предназначена для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности и решении задач государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых относятся: декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование); меры оперативного регулирования внешних связей, включая тарифное регулирование.
ТН ВЭД явилась дальнейшим развитием Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), применявшейся в РФ для классификации товаров в таможенных целях до 01.04.2000г.
Классификация представляет собой разновидность деления понятий, она представляет вид поэтапного деления и создает развернутую систему. Классификация может сохраняться долгое время, если в основе лежит научный характер [5].
ТН ВЭД является иерархической классификацией, это означает, что исходное множество элементов изначально имеет нулевой уровень классификации. В последующем выполняются определенные шаги:
1. Нулевой уровень делится на классы в соответствии с выбранным признаком, и образовавшиеся группы образуют первый уровень;
2. В свою очередь каждый класс следующего уровня делится на подклассы, согласно классификационному признаку или его значению, и образуется следующий уровень классификации;
3. Образовавшийся уровень становится текущим и к нему следует применять шаг под номером два.
Средства наземного транспорта относятся в ТН ВЭД к разделу 17 «Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование», к группе 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности». Группа 87 содержит 16 товарных позиций, все из которых будут рассмотрены ниже.
Общие положения группы 87:
В данную группу включаются следующие транспортные средства, за
исключением некоторых подвижных машин раздела XVI (см. пояснения к товарным позициям 8701, 8705 и 871 б):
1. Тракторы (товарная позиция 8701).
2. Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (товарная позиция 8702 или .8703) или грузов (товарная позиция 8704), или автомобили специального назначения (товарная позиция 8705).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Е.И. Контроль достоверности заявленного кода товара. Санкт-Петербург. 2019. – 100 с.
2. Блудова С.Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации / С.Н. Блудова, А.В. Гвоздиков. – М.: КноРус, 2017. – 196 с.
3. Вин-код на автомобили. [Электронный ресурс]: расшифровка VIN кода, проверка VIN номера. – Режим доступа: http://www.car-rev.ru/index.php/
avtosoveti/13.../70-vin
4. Гузенок А. А. Развитие внешней торговли России / А. А. Гузенок, Д. А. Лязгина, О. В. Гудкова // Дневник науки. – 2017. – № 12. – С. 1-6.
5. Дерево ТНВЭД ЕАЭС [Электронный ресурс]: «TKS.RU – все о таможне. Таможня для всех – российский таможенный портал» – Режим доступа: http://www.tks.ru/db/tnved/treе
6. Дьяков, В.И. Таможенное дело в спектре науки и образования: учебник / В.И. Дьяков. – Владивосток: ВФ РТА, 2019. – 330 с.
7. Импорт в Россию «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» [Электронный ресурс] https://ru-stat.com/date-Y2016-2021/RU/import/world/1787
8. Нестеров А.В., Бегишева И.В. Таможенный тариф как административно-правовой инструментарий // Административное право и процесс. – 2017. – № 7. – С. 38-42.
9. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ: учебное пособие / Рязанцев С. под общ. ред., С.Н. Блудова, А.В. Журова, А.Н., Кусков. – М: КноРус, 2018. – 204 с.
10. Старикова О.Г. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: учебное пособие для вузов / О.Г.Старикова. – СПб.: Интермедия, 2016. – 180 с.
11. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / Н.Н. Алексеева [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Алексеевой; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2018. – 243 с.
12. Товарооборот России «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru-stat.com/date-Y2016-2021/RU/trade/world/1787
13. ТН ВЭД [Электронный ресурс] Информационно-аналитический портал "TKS.RU - все о таможне. Таможня для всех - российский таможенный портал" – Режим доступа: http://www.tks.ru/db/tnved/tree
14. Экспорт из России «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru-stat.com/date-Y2016-2021/RU/export/world/1787