Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы состоит в том, что обеспечение устойчивого типа экономического роста, а также уровня и качества жизни населения в условиях ограниченности трудовых и природных ресурсов возможно только на базе инновационной модернизации экономики. Это означает, что в основе любого вида деятельности становится научно-технические достижения - результаты фундаментальных и прикладных исследований, изобретательской деятельности, опытно-конструкторских работ, основной и улучшения, инноваций. Но рост знаний сам по себе не принесет экономического или иного эффекта, если оно не будет достигнуто с помощью инноваций и инвестиций в принципиально новые или усовершенствованные системы машин, технологические процессы, источники энергии и др.
Ускорение научно-технического прогресса является фундаментальной основой долгосрочной стратегии - модернизации и перевода экономики на инновационный путь развития. Разработки прогноза научно-технологического развития страны в долгосрочной перспективе является исходной базой для обоснования приоритетов и выбора направлений реализации стратегии инновационного прорыва, повышения конкурентоспособности экономики России и обеспечения устойчивого экономического роста
Прогнозирования, стратегического планирования и программирования научно-технического и инновационно-технологического развития - наиболее сложных и ответственных задач ученых, специалистов, топ-менеджеров, государственных служащих, которые решают много проблем, связанных с инновационно технологического развития страны. Это связано с непредсказуемостью научных открытий, изобретений, значение инновационных рисков, приверженность устаревшим, но знакомые научного знания. Задача формирования отечественной инновационной системы как основы современного социально-экономического развития для нашей страны имеет особое значение. Экономика России остро нуждается в модернизации, идет старение основных фондов. Рост технологического отставания.
Конечной целью инновационных программ является повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий и бизнес-услуги, т. е. оптимального развития отрасли, сопровождается ростом его уровня технологии на уровне, сопоставимом с развитыми странами, рост экономической эффективности, в то время как рост занятости.
Предметом исследования выступают региональные программы Дальнего Востока.
Объектом исследования является Дальний Восток.
Целью работы является опыт программного развития Дальнего Востока России.
Задачи исследования:
изучить программирование регионального развития;
рассмотреть порядок разработки и содержание программ в региональном управлении;
определить характеристику программы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» ;
рассмотреть результаты реализации программы.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды ученых М.П. Буров, А.В. Воробьев, М.В. Глазырин, Н.В. Загудаева, А.В. Клименко, С.М. Мирзоева и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Программирование регионального развития
В рыночной экономике органы государственного и муниципального управления влияют на развитие подведомственных им территорий не только с помощью инструментов регулирующего воздействия. Большое значение имеют методы и инструменты активного воздействия, к которым относится программирование регионального развития.
Под программированием регионального развития понимается разработка и внедрение в практику специальных документов, которые задают цели, предусматривают процедуры, мероприятия и механизмы решения актуальных проблем регионального развития.
Методической основой программирования регионального развития является программно-целевой метод. Таким образом, как инструмент реализации определенной социально-экономической политики региона программирование выступает в виде системы различных программ, направленных на решение определенных народнохозяйственных проблем на уровне региона или муниципального образования. Данные программы выполняются государственными органами разного уровня или частными компаниями при государственной поддержке; возможны также институциональные структуры со смешанной государственно-частной собственностью .
Под целевыми программами понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, который дает возможность обеспечить эффективное решение определенных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. В зависимости от уровня их реализации, программы могут быть федеральными, региональными и отраслевыми. При необходимости, то есть в случае чрезвычайной важности региональных программ, им может присваиваться статус федеральных.
Использование программно-целевого подхода при регулировании социально-экономического развития региона имеет свой алгоритм, который включает: установление целей социально-экономического развития разработка мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий программы; ресурсное обеспечение намечаемых мероприятий. Общие цели регионального развития были описаны нами выше, в частности, к ним могут относиться как общерегиональные задачи, так и задачи более узкой сферы деятельности по срокам и охвату народнохозяйственной проблемы, например, создание новых рабочих мест, трансфер технологий в определенный вид деятельности, строительство новой дороги и т. д.
Естественно, чем глобальнее проблема, тем более широкий комплекс задач она затрагивает, тем больше времени требуется для ее решения. К самым сложным проблемам на региональном уровне относятся проблемы разработки комплексной программы социально-экономического развития территории, так как в этом случае пути решения данной проблемы будут непосредственно иметь отношение ко всем подсистемам народнохозяйственного комплекса региона, следовательно, в этом случае необходимо будет учитывать влияние целого комплекса факторов и ограничений. Обычно рассматривают состояние природного-ресурсного потенциала, современную социально-демографическую ситуацию, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность территории, прогноз социальной напряженности в регионе, геополитическое положение, позиционирование региона по отношению к соседним или сходным по природно-экономическим условиям, место региона в общероссийском разделении труда и т. д.
При разработке и реализации комплексной программы социально-экономического развития региона обычно подготавливается обширная система подпрограмм, каждая из которых имеет свои цели (как краткосрочные, оперативные, так и среднесрочные, долгосрочные, стратегические), связанные с обеспечением функционирования основных подсистем народнохозяйственного комплекса региона.
Каждая комплексная программа социально-экономического развития региона обычно имеет несколько обязательных структурных элементов, например:
1) анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона;
2) оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды;
3) состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе;
4) концепция социально-экономического развития региона;
5) основные целевые подпрограммы;
6) механизм осуществления программы;
7) ресурсное обеспечение программы;
8) координация программных мероприятий;
9) оценка эффективности осуществления программы;
10) организация, формы и методы управления программой.
Сама процедура разработки комплексных региональных программ имеет определенный алгоритм, который опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике последовательность действий (рис. 3.8).
Программы комплексного развития региона обеспечиваются ресурсами из федерального бюджета на основе рассмотрения бюджетных заявок. Обычно в бюджетной заявке дается экономическое обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в текущем году. Каждая бюджетная заявка рассматривается на основании рекомендаций Министерства экономического развития и торговли и Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.
Обычно любые комплексные программы социально-экономического развития в силу своей сложности и длительности реализуются в несколько этапов. Для того чтобы избежать неудач при ее реализации в случае появления каких-либо незапланированных негативных изменений во внутренней или внешней среде региона, обычно определяются и альтернативные варианты достижения поставленных задач на разных этапах реализации. Такому подходу способствует внедрение принципов сетевого планирования в организации работ.
Методической основой программно-целевого подхода, применяемого при программировании регионального развития, являются следующие методы: составление балансов, экономико-статистические расчеты, метод «дерева целей», экономико-математические методы и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. – 2 августа.
4. Градостроительный кодекс: Федеральный закон РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Земельный кодекс: Федеральный закон РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Аганбегян, А.Г. О неотложных мерах по возобновлению социально-экономического роста / А.Г. Аганбегян // Проблемы прогнозирования. 2019. № 1. – С. 3–15.
7. Буров, М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием. / М.П. Буров. – М.: Дашков и К°, - 2017. – 445 с.
8. Воробьев, А.В. Эволюция научных взглядов на стратегическое финансовое планирование за рубежом / А.В. Воробьев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary _20382399_66919839.pdf/
9. Глазырин, М. В. Инновационный социально-производственный комплекс на уровне муниципального образования / М.В. Глазырин. - Москва: Наука, 2019. - 310 c.
10. Горелова, И. В. Есть ли будущее у стратегий социально-экономического развития регионов / И. В. Горелова // Современные проблемы территориального развития : электрон. журнал. – 2017. – № 2.
11. Дальний Восток: перспективы развития (общая характеристика) // FB.ru. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/ 193948/dalniy-vostokperspektivyi-razvitiya-obschaya-harakteristika
12. Демьяненко, А.Н. Несколько слов о проекте Национальной программы развития Дальнего Востока / А.Н. Демьяненко // Регионалистика. 2019. № 3. С. 5–12.
13. Загудаева, Н.В. Особенности инвестиционной политики региона / Н.В. Загудаева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/ 4(19).pdf
14. Зарубежный и отечественный опыт применения программно-целевого метода в государственном управлении/статья. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.net/11_87695_zarubezhniy-i-otechestvenniy-opit-primeneniya-programmno-tselevogo-metoda-v-gosudarstvennom-upravlenii.html
15. Информация взята с официального сайта Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия Дальний Восток и Забайкалье. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.assoc. fareast.ru/fe.nsf/pages/realizac.htm
16. Клименко, А.В. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 2): препринт WP8/2016/04 (ч. 2) / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). – 40 с.
17. Перспективы развития Дальнего Востока // Государственные вести. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosnews.ru/ analytics/politics/37
18. Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf.
19. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование / Р.А. Попов. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 c.
20. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/strategy-for-socio-economic-development-of-the-far-east-and-the-baikal-region-until-2025
21. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urexpert.online/wp-content/uploads/2017/03/DVBR2025.pdf
22. Федорова, В.А. Мировой и Российский опыт решения территориальных проблем городов / В.А. Федорова, Г.Р. Сафина // Успехи современного естествознания. – 2017. – № 11. – С. 141-145.
23. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru.
24. Фролова, Е.В. Межмуниципальное сотрудничество в современных российских условиях / Е.В. Фролова // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. - № 1(14). - С. 40-48.
25. Храбров, Е.А. Зарубежный опыт стратегического планирования развития отдельных территорий // Актуальные вопросы экономики Выпуск – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://cyberleninka.ru/article/n/ zarubezhnyy-opyt-strategicheskogo-planirovaniya-razvitiya-otdelnyh-territoriy.
26. Шарин В.И. Программно-целевой метод: реалии и проблемы реализации – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spso66.ru/ programmno-celevojmetod-realii-i-problemy-realizacii/
27. Широков, А. Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация / А.Н. Широков - М.: КноРус, 2016. - 550 с.
28. Шедько, Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум / Отв. - Ю.Н. Шедько. - М.: Юрайт, 2016. - 503 c.