Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На фармацевтическом рынке одновременно обращаются лекарственные препараты, которые находятся на разных стадиях жизненного цикла. Жизненный цикл товара представляет собой концепцию, дающую описание сбыта товара, прибыли, потребителей, конкурентов и стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок и до снятия его с продажи. Стадия жизненного цикла товара определяет объем прибылей, объем общих капиталовложений и расходов производителя на маркетинг и рекламу, цена товара, поведение покупателей, степень конкуренции, отношение потребителей к товару и др. Следует применять в зависимости от рыночного "возраста" лекарственного средства различные стратегии продвижения и ценообразования.
Позволяет принимать более эффективные управленческие решения и получать максимум прибыли идентификация стадии жизненного цикла, на которой находится лекарственный препарат. Например, фирма-производитель на стадии внедрения на рынок проводит рекламную кампанию, делая акцент на ознакомление с новым продуктом потребителя.
Рекламные материалы производителя на стадии роста и развития напоминают о товаре потребителям. Производитель не вкладывает в фазе зрелости большие средства в рекламу, поскольку лояльные потребители обеспечивают большую часть продаж, они уже убедились в достоинствах этого лекарственного средства. Можно привлекать в аптеку, подстраиваясь под рекламу производителя, большее количество покупателей, стимулировать продажи, бороться за лояльность потребителей.
Знание "возрастных периодов" лекарственного средства позволяет понимать те мероприятия, которые проводятся производителями лекарственных препаратов, и оказывать влияние на его продажи в аптеке. Например, если препарат вошел в фазу "старения" и его продажи заметно снизились, то его производитель может перевести в стадию "нового рождения".
В современном экономическом мире проблема повышения качества занимает ведущее место и является приоритетом при обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении доверительных отношений между производителем и потребителем, удовлетворении материальных и социальных потребностей общества. Для обеспечения устойчивой деятельности предприятиям розничной торговли необходимо не только внедрять новые маркетинговые идеи, оригинальные рекламные решения, но и грамотно организовывать управление качеством обслуживания.
Целью работы является изучение четвертого этапа жизненного цикла лекарственных препаратов.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить жизненный цикл лекарственных препаратов;
− рассмотреть регуляторную стратегию в области разработки и производства лекарственных препаратов;
− изучить управление качеством продукции и процессов в фармацевтической отрасли.
Объект исследования: лекарственные препараты.
Предмет исследования: жизненный цикл лекарственных препаратов.
Глава 1. Жизненный цикл лекарственных препаратов
1.1. Этапы жизненного цикла лекарственны препаратов
Один традиционный жизненный цикл проходят только очень специфические товары. Большинство препаратов этим похвастаться не могут. Например, быстрым взлетом и таким же быстрым падением характеризуется жизненный цикл многих средств для похудения.
Могут быть описаны также сезонными кривыми жизненные циклы многих товаров аптечного ассортимента (например, противогриппозные средства, противоаллергические и т.п.) или когда препарат получает новое направление использования, кривыми возобновления.
Виды жизненного цикла лекарственных препаратов:
1. Традиционный жизненный цикл.
2. "Бум" - очень популярный товар, характеризуется стабильным сбытом в течение большого количества лет (например, Валокордин, Но-шпа).
3. "Увлечение" - быстрый взлет продаж препарата, быстрый сбыт ("модные" средства для похудения).
4. "Продолжительное увлечение" - быстрый взлет, быстрый спад, но остается устойчивый остаточный сбыт.
5. "Сезонный товар" - динамика сбыта характеризуется выраженным сезонным характером (например, противоаллергические, противогриппозные средства и т.п.).
6. "Усовершенствование лекарственного препарата" - направлено на расширение его применения, что вызывает после некоторой стабилизации сбыта возобновление периода роста.
7. "Провал" - препарат-неудачник, отсутствие успеха на рынке.
Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных этапов зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. Считается, что имеют более длительный жизненный цикл сырьевые товары, готовые изделия – более короткий. К тому же, на разных рынках жизненный цикл одного и того же товара может быть различным.
Жизненный цикл товара характеризует динамику объемов продаж и получаемой прибыли от момента выведения нового товара на рынок до ухода с рынка.
Жизненный цикл товара, как правило, состоит из нескольких этапов или стадий:
− исследование и разработка;
− внедрение; рост;
− зрелость;
− спад.
Иногда выделяют отдельно между стадией зрелости и стадией спада стадию насыщения, а также могут учитывать стадию разработки товара до его выхода на рынок или делят на две стадию роста: медленного роста и быстрого роста. Стадия жизненного цикла товара определяет степень конкуренции, поведение покупателей, объем получаемых прибылей, капиталовложений и расходов на маркетинг и рекламу, цену товара, отношение потребителей к товару и др.
С развитием рыночных отношений менеджмент предприятий особое внимание стал уделять исследованиям этапов жизненных циклов товаров, услуг, технологий, продуктов, что позволяет планировать совершенствование технологических процессов и модернизировать товары. При этом с помощью анализа жизненного цикла можно определить и сопоставить объемы затрат и прибыли, учесть временной период формирования каждого этапа жизненного цикла и выявить срок снятия товара с производства или прекращения использования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «О лекарственных средствах» № 86-ФЗ от 22.06.98
2. Приказ МЗ РФ от 04.03.2003. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
3. ГОСТ ИСО 9000-2015 «Национальный стандарт РФ. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». - М.: Стандартинформ, 2015.
4. ГОСТ ИСО 9001-2015 «Национальный стандарт РФ. Системы менеджмента качества. Требования». - М.: Стандартинформ, 2015.
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Национальный стандарт РФ. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». - М.: Стандартинформ, 2010.
6. Аванесов, Е. К. ISO 9001:2015 - На 10 лет вперед! / Е.К.Аванесов // Методы менеджмента качества. – 2014. - № 8. – С. 34-40.
7. Авдошкина О.И. Качество и безопасность лекарственных средств: международная стандартизация и система государственного контроля// Системное управление. - Саранск, 2014, № 3(24).
8. Адлер, Ю.П. Будущее стандартов ИСО 9001 сквозь призму глубины знаний [Электронный ресурс] / Ю.П. Адлер, В. Л. Шпер // электронный журнал Экономика и качества. – 2013. - №2(3). – Режим доступа www.eqjournal.ru/pdf/03/Адлер/pdf
9. Алферова, Т.В. Производственный менеджмент на предприятиях фармацевтической отрасли / Т.В. Алферова, Е.А. Третьякова, А.В. Буйлин. – Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2008. – 214с.
10. Афанасьев М.П. Маркетинг. Стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 2006-357 с.
11. Белобрагин, В.Я. Основы стандартизации: уч. пособие / В.Я. Белобрагин, А.В. Зажигалкин, Т. И. Зворыкин. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. - 464с.
12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, методо-логия и практика. - М.: Финпресс, 2000. - 467 с.
13. Другова З.К., Битерякова А.М. Система внутреннего контроля и качество управления // Российские аптеки. – №2. – 2007.
14. Зажигалкин, А.В. Применение нормативной базы как инструмент совершенствования деятельности в области контроля качества лекарственных средств и медицинских изделий / А.В. Зажигалкин, О.В. Мезенцева, Д.О. Скобелев, А.А. Топорков, И.А. Косорукова // Вестник Росздравнадзора. – 2015. - № 3-2015. – С. 69-76.
15. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. - 452 с. .
16. Киреев А.М. Исследование рекламы на жизненном цикле товара // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 5. - С. 43-49
17. Кириллова Т.К., Якобсон Ю.А. Особенности фармацевтического маркетинга // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 6. – С. 83-90
18. Комиссинская И. Г. Современная концепция менеджмента качества аптечной организации // Московские аптеки. – 2007. - №11.
19. Кононова С.В.Система обеспечения качества фармацевтических услуг в региональном фармацевтическом комплексе: Монография. -Нижний Новгород: Издательство ВГИПА, 2003.
20. Косенко, В.В. Контроль за обеспечением качества фармацевтической продукции в Российской Федерации / В.В. Косенко, С.А. Тарасова // Вестник Росздравнадзора. – 2011. - № 6. – С. 17.
21. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. Москва: КноРус, 2009. - 499 с.
22. Кулаев В. А. Егоров В.А., Гладунова Е.П., Ежков В.Н. Комплексная система управления качеством фармацевтической помощи // Фармация, 2011, № 3, C. 30-33
23. Лагуткина Т.П. Принципы управления качеством в деятельности аптечной организации // Вестник Российского университета дружбы народов. 2008.-N 4.-С.36-39.
24. Москвин В.А. Эволюция в области управления качеством /В.А.Москвин // Инвестиции в России.2004. №5.- С. 27-28.
25. Полесский В.А. Эволюция моделей системы качества: международная практика / В.А. Полесский, С.А. Мартынчик, В.Г. Запорожченко, В.З. Кучеренко // Экономика здравоохранения. - 2005. - №8. - С. 25-36.
26. Скулкова Р.С., Ягудина Р.И., Пархоменко Д.В. Формирование системы менеджмента качества аптечных организаций. Новая аптека. Нормативные документы. 2005.-N 4.-С.32-37.
27. Условия хранения лекарственных препаратов. – М.: Медицина, 2006. – 184с.