Фрагмент для ознакомления
2
Соединенных Штатах. Для российской реализации толкиенистской субкультуры свойственно больше не обращение к литературным интерпретациям и экспериментам, а обращение к ролевым постановкам игр и батальных сражений, происходящим в живом общении.
Подкатегория фанатов, называемая толкиенскими лингвистами, использует языки Толкина, в основном эльфийские, для написания писем, поэзии и песен. Эти фанаты изучают эволюцию, грамматику, лексику и алфавиты созданных языков. Языки Толкина имеют ограниченные словари, поэтому люди, пытающиеся использовать языки для практического использования, создали новую лексику, чтобы выразить себя; результатом стало создание множества новых диалектов, которые все вытекают из оригинальной работы Толкина как филолога. В российской культуре есть обширная традиция песенной интерпретации сюжетов Толкина. Это в первую очередь творчество Дениса Полковникова и рок-опера «Финрод», исполненная в соавторстве несколькими российскими исполнителями.
Фан-арт широко толкиенистов распространен в Интернете. Из-за выхода фильмов в последние пять лет увеличилось количество фанатских рисунков и рассказов в сети. Толкиенские игры, особенно компьютерные и видеоигры, также стали популярными среди поклонников, и игровая индустрия ориентирует на этот интерес. Есть многочисленные ссылки поп-культуры на Средиземье, а также сатиры и пародии на него.
Среди российских субкультур выделяют так же менее крупные течения, объединенные тематикой романтической компенсации повседневной рутины. Это диггеры, исследующие подземные пещеры и метро, анимешники, увлеченные просмотром японской мультипликации, хикки, протестующие против социальных контактов.
Эти субкультуры выражают особенности и данного времени, и общего для молодежи (в модели европейской цивилизации) стремления к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т. д.
Отдельно стоит отметить специфику оценок российских субкультур зарубежными исследователями. Они отмечают высокий уровень агрессивности российской панк-культуры по сравнению с западным аналогом и повсеместно задаются вопросом, насколько проблемна для российского общества такая субкультура с ее пропагандой делинквентного поведения. Субкультуру панка зарубежные исследователи тесно связывают с субкультурой скинхэдов, которая давно уже потеряла свои позиции в реалиях российской культуры, но с западной точки зрения до сих пор кажется знаковой и актуальной. Исследователи отмечают и агрессивность представителей самой субкультуры, и одновременно агрессивность ее продукта – музыки, суждений, литературного творчества.
1.3 Историческая синхрония развития молодёжных субкультур России и Турции
Для культуры России и Турции характерно сходство в «догоняющем развитии» по отношению к западным культурам. Вестернизация культуры России и Турции происходит примерно в одном темпе.
Для Турции характерны те же черты развития общества, что и для России, только в усиленном виде. В то время как Россия только переживает экономический кризис, Турция уже потерпела практически полный крах экономики. Существует экспансия западной культуры: в Турцию приходят американские фильмы, она уделяет внимание западной музыке. Но все это происходит не так свободно, как в России, а с поправкой на религиозные ценности.
Можно отметить, что черты, которые коренным образом отличают культуру Турции от культуры России – в основном это религиозные отличия, характеризующие мусульманское государство и его традиции. В культурно жизни Турции можно выделить ее светскую часть и религиозную часть, религиозная может быть малопонятна для российского человека, но в сфере светского развития молодежь Турции во много разделяет интересы российской молодежи.
Синхронизацию российской и турецкой культуры можно отметить еще в 60-е-70-е годы, в период распространения движения хиппи в обеих странах. Движение это широко распространилось в Турции и базировалось в Стамбуле, оно не было угнетаемо властями, поэтому имело широкие возможности для развития. Одновременно стоит отметить, что ввиду погодных и климатических условий Турция предлагает более благоприятную среду для расселения на ее территории больших субкультурных групп. Так в поселении Олимпос по сей день существует деревня хиппи на деревьях. Власти Турции благосклонно относятся к поселению и оборудовали рядом туристический курорт для визитеров, приезжающих приобщиться к философии хиппи.
Следует отметить, что в России такая работа не ведется, и коммуны хиппи, еще сохранившиеся в больших городах, никак не защищены государством и не имеют статуса достопримечательности.
Значение для Турции движения хиппи можно связать с самим взглядом хиппи на эту страну: Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, Индия и Непал — территории, которые виделись американским хиппи 60−70-х раем на земле.
Период 1990-х годов, для России ставший годами слома государственности и переориентации общественных отношений на коммерческую основу, в Турции так же является неспокойным временем. В 90-е годы молодое поколение начало мыслить свободней. Оно было, с одной стороны, близко левому движению, чтобы впитать основные революционные идеи, с другой стороны — оно обладало нужной дистанцией, чтобы судить объективно. Оно критиковало угнетение, власть и иерархию, которые имели место в марксистских организациях, и прокладывало дорогу движению против власти и авторитета: анархизм был рождён. Теперь в Турцию проникала и анархистская литература. Анархистское движение росло, привлекало к себе людей и показывало им новую альтернативу.
Так можно сказать, что в момент развития в России криминального анархизма, в Турции царил анархизм политический. Такие темы как экология, вегетарианство, веганство, феминизм, трансгендер или политика, касающаяся беженцев, от которых марксистское движение держалось в стороне, нашли свое место в анархизме. Это охватывает, конечно, например, и совместные действия или демонстрации с теми, кого эти проблемы касаются. Здесь Турция несколько опережает Россию, пришедшую к рассмотрению этих проблем почти на десятилетие позже.
В последнее десятилетие, во многом благодаря культурному взаимопроникновению ценностей стран и увеличению потока туристов, происходит синхронизация субкультурного пространства России и Турции.
Существует субкультура панков, которая развивается в России и Турции наравне и имеет одинаковые предпосылки в виде финансового упадка и криминализации общества. Живя в периферийных кварталах, уличные панки Турции, большинство из которых молоды, отличаются от своих сверстников своим неповторимым внешним видом и музыкальным вкусом. Более пристальный взгляд на их субкультуру показывает, что они в основном происходят из самых обездоленных семей низких социальных классов и испытывают социальные и психологические проблемы.
В Турции эта субкультура обозначается словом «апачи» , в России же не имеет специального названия – позиционируется как «панки» по названию музыкального направления. Стамбул стал свидетелем роста этой новой молодежной субкультуры за последние 10 лет. Это группы молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, которых легко выделить среди толпы благодаря атрибутике: шипам на одежде и украшений в виде шипов, вызывающей красочной одежде, цветным прядям волос. Но, прежде всего, они известны своим уникальным музыкальным вкусом, который можно охарактеризовать как техно-ремиксы.
Они слушают музыку в стиле панк, в Турции кроме того и исполняют под нее особый вид танца. В России не существует как таковой танцевальной традиции панка, но существует традиция «слэма» во время концерта любимого исполнителя, когда все желающие собираются у сцены и толкают друг друга в гуще толпы.
Они часто участвуют в уличных боях и спорах. Их имя приобрело широкую, хотя и отрицательную и даже уничижительную славу, что характерно для обеих стран.
Омер Мирач Яман, социолог Стамбульского университета, провел полевые исследования по новой молодежной субкультуре Турции для своей докторской диссертации. Опубликованная в качестве первой и единственной книги на эту тему в 2013 году, книга Ямана привлекла внимание специалистов.
По словам Ямана, эта субкультура является результатом масштабной урбанизации, которая произошла в Турции с 1950-х годов. Участники движения субкультуры «апачи» часто происходят из самых обездоленных семей, которые недавно мигрировали из восточной Турции. Их родители часто лишены хороших возможностей для трудоустройства, а дети страдают от проблем адаптации в школе. У них часто возникают проблемы с такими авторитетными фигурами, как учителя, полиция и работодатели.
Интервью с Яманом, проведенное со многими из этих молодых мальчиков и девочек, демонстрируют их глубокое чувство экономических и
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Абдуллина Т. С. Историческая готика и современная субкультура готов // Вестник КазГУКИ. 2015. №1. С.62-65
2. Автономное действие. История анархизма в Турции. Режим доступа: https://avtonom.org/news/istoriya-anarhizma-v-turcii Дата обращения: 29.12.2017
3. Баишев Н. Б. Спортивная повседневность в СССР как историографическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2015. №10. С.150-154
4. Гаук А. В. Социальные параметры поведения в байкерской субкультуре // Вестник БГУ. 2010. №14. С.24-27
5. Демидова-Петрова Е. В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. №3 (17). С.45-52
6. Иконникова С. Н., Большаков В. П. Теория культуры. Учебное пособие. – Спб. Питер. – 2011. – 589 с.
7. Колтунов Д. А. Молодёжные субкультуры на современном этапе развития российского общества. Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук. Тюмень, 2011. – 169 с.
8. Коротько Т. В. Начальное, среднее и среднеспециальное образование в Турции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №1. С.57-61
9. Левикова С.И. Готика как она есть, или о старо-новой молодежной субкультуре // Философские науки. - 2006. -№ 9. – С.9-11.
10. Левикова С. И. Феномен молодежной субкультуры: (cоциально-философский аспект): дисертация на соискание степени доктора философских наук / С. И. Левикова. – М., 2005. – 361 с.
11. Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Социально-психологические подходы к изучению молодежных субкультур в России // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №2 (30). С.191-200
12. Луков В. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С.147-151
13. Меднис Н. В. «Третий возраст» в философских и религиозных традициях Востока и Запада // Вестник БГУ. 2014. №6-1. С.35-39
14. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000. – 74 с.
15. Печкин С. М. Системный и околосистемный фольклор первой половины 90-х гг. XX в. н.э. Собрание, литературная обработка и комментарии. Режим доступа: http://pechkin.rinet.ru/x/smp/prose/hipanecdotes.htm Дата обращения: 29.12.2017
16. Позднякова В. Salfe made trip. Крупнейшие хиппи-фестивали. Режим доступа: https://selfmadetrip.com/krupneyshie-hippi-festivali/ Дата обращения: 29.12.2017
17. Пшишок А. А. Молодежная культура в современной России: функционально-видовой анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №2. С.158-166
18. Садыкова Д. А. Хип-хоп в пространстве современной культуры // ОНВ. 2013. №5 (122). С.236-238
19. Султанова М. А. Theodore Roszak and Counterculture – Rethinking the World’s Challenges. – Режим доступа: http://www.congress 2008.dialog21.ru/Doklady/20210.htm Дата обращения: 29.12.2017
20. Тахтамышева М. Х. Россия и Турция: пути развития // Экономический журнал. 2013. №1. С.145-151
21. Фефелов М. Б. Спорт, агрессия и футбольные беспорядки // Ученые записки РГСУ. 2009. №11. С.210-214
22. Чакмак М. С. Российско-турецкие отношения в новых геополитических условиях в отражении СМИ // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2013. №3 (35). С.154-162
23. Чибисова О. В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. №2. С.225-228
24. Щепанская Т. Б. Традиции городских субкультур / Т. Б. Щепанская // Современный городской фольклор. – Режим доступа: http://www.poehaly.narod.ru/subcult-fhtm Дата обращения: 29.12.2017
25. Яцевич О. Е. Дауншифтинг: от истории к современности // Теория и практика общественного развития. 2015. №9. С.184-186
26. Daily sabah. Turkish street punks: Urban subculture of underprivileged youth. Режим доступа: https://www.dailysabah.com/feature/2016/03/09/turkish-street-punks-urban-subculture-of-underprivileged-youth Дата обращения: 29.12.2017
27. Haddow D. Hipster : The Dead End of Western Civilization Adbusters Issue #79. Режим доступа: https:// www.adbusters. org/magazine/79/ hipster.html
28. Hollander J. A. Conceptualizing Resistance / J. A. Hollander// Sociological Forum. – Vol. 19, No. 4 (Dec., 2004). – P. 533–554.
29. Maksimović J. Hipsters : the End of Counterculture / by admin on Jan. 15, 2009, under Cover story. Режим доступа: http://www.whitecity.rs/?p=74 Дата обращения: 29.12.2017
30. Torwald M. What comes next, after hipsters? Режим доступа: http://www.news.com.au/lifestyle/fashion /fashion-trends/what-comes-next-after-hipsters/news-story/6f75b742d5a6df134ac16e45c1d536a3 Дата обращения: 29.12.2017
31. Thorne T. Dictionary of Moderne Slang. N. Y., 1996. P. 421.
32. Pilkington, H. Russia's Youth and its Culture: A Nation's constructors and Constructed. Routledge, 1994; Pilkington, H. (ed.) Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. Routledge, 1996.
33. Williams J. P. The Multidimensionality of Resistance in Youth-Subcultural Studies / J. P. Williams // The Resistance Study Magazine. – 2009. – Issue 1. – P. 20–33.