Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Ключевые вопросы социально-экономического развития России невозможно решить без обеспечения развития приоритетных направлений экономики и социальной сферы конкретных регионов и муниципальных образований. В современных условиях большое внимание уделяется организации и практической реализации программно-целевого планирования – одного из ведущих методов управления развитием как на уровне государства в целом, так и в территориальном аспекте. Принятие Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стало одной из предпосылок совершенствования инструментария, связанного с планированием развития, в том числе на региональном и муниципальном уровнях. Исходя из этого расширяется использование различных программ, в том числе в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, возрастают требования к их качеству и эффективности.
Объект исследования – государственное управление процессами экономики.
Предмет исследования – финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития.
Задачи работы:
изучить сущность финансовых механизмов государственного регулирования территориального развития;
выявить специфику финансовых механизмов государственного регулирования территориального развития;
раскрыть основные направления совершенствования финансовых механизмов государственного регулирования территориального развития.
Методологической основой работы, поставленных в ней проблем явились новейшие российские и зарубежные научные работы в области управления, планирования деятельности и развития участников рынков капиталов, ценных бумаг, законы Российской Федерации.
В работе нашли применение такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы аналитического, сравнений, системного подхода. Выполненные в работе методические разработки, теоретические положения базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых экономистов.
Работа состоит введения, из двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты финансовых механизмов государственного регулирования территориального развития
1.1. Сущность финансовых механизмов государственного регулирования территориального развития
В современных условиях вопросам государственного регулирования развития территорий уделяется большое внимание: принят Федерального закона N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, реализуется Указ Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 16 января 2017 года №13, на региональном и местном уровнях активно внедряются принципы стратегического планирования. При этом практика показала, что увеличение количества документов и их детализация сама по себе не обеспечивает экономического развития .
В сложившейся в последние годы ситуации, когда регионы и муниципальные образования сталкиваются с существенными экономическими проблемами, обусловленными нестабильностью внешней среды, актуализируются вопросы, связанные с поиском оптимальных инструментов обеспечения развития территорий. Сформированная система распределения финансовых поступлений между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями предопределяет очевидную нехватку налоговых и неналоговых поступлений в местных бюджетах, а значит проблемы связанные с обеспечением территориального развития.
Таким образом, представляется целесообразным уделить первостепенное внимание финансовым аспектам социально-экономического развития территорий; актуальным и значимым, на наш взгляд, является поиск наиболее результативных инструментов реализации данного развития.
Разрабатывая подходы к совершенствованию механизмов социально-экономического развития территорий следует конкретизировать содержание понятие «территория», так как оно трактуется современными учеными неоднозначно и исходя из этого цели и инструменты территориального развития также могут пониматься по-разному. Нам близко понимание территорий, сформулированное В. Н. Лексиным и А. Н. Швецовым, которые под территорией понимают определенную часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных или местных органов власти. В этом случае «регулирование территориального развития следует понимать как специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения». Такое регулирование они относят к обязательным функциям любого государства .
Таким образом, предполагается, что целью регулирования территориального развития являются положительные изменения в экономике и социальной сфере муниципальных образований, расположенных на территории конкретного региона, и субъекта федерации как их совокупности. Повышение качества и уровня жизни населения, проживающего на территории субъекта РФ, может быть в значительной степени достигнуто за счет развития территорий, имеющих соответствующий потенциал, и (в меньшей степени) за счет некоторого сглаживания диспропорций в финансово-экономическом положении муниципальных образований региона в целом.
Термины «социально-экономическое развитие территорий» и «территориальное развитие» используются в одном и том же значении. Такое развитие рассматривается в контексте развития конкретных муниципальных образований и субъекта Российской Федерации в целом. Особое внимание мы уделяем регулированию территориального развития на уровне региона, т.е. действиям органов власти субъекта РФ по обеспечению сбалансированного развития муниципальных образований региона и субъекта федерации в целом, ориентированных на повышение уровня и качества жизни населения конкретного региона. Региональные и муниципальные социально-экономические системы в качестве объекта исследований и управления имеют определенные различия, связанные, в первую очередь, с особенностями правового регулирования, масштабом, экономическим потенциалом. Региональные системы характеризуются большим количеством элементов и более сложной системой взаимосвязей между ними, но наше внимание в большей степени сконцентрировано на муниципальных образований, так как регулирование развития на данном уровне изучено в меньшей степени, а подобные разработки в современных условиях имеют большую практическую значимость, связанную с многочисленностью муниципальных образований (их более 18 тысяч).
1.2. Экономико-правовые инструменты регулирования территориального развития
Основными экономико-правовыми инструментами регулирования территориального развития, по нашему мнению, являются правовое регулирование, механизмы стратегического планирования, перераспределение полномочий, финансовое регулирование. Указанные инструменты следует рассматривать как систему, так как они находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности друг с другом. С учетом целей нашего исследования в данной статье мы не рассматриваем механизмы, связанные с регулированием территориального развития в социальной сфере, не отрицая при этом их роль и значение в общем обеспечении социально-экономического развития региона. Такими механизмами, которые не стали предметом данного исследования являются, например, механизмы демографической и миграционной политики, механизмы комплексного развития областей социальной сферы, а именно, образования, здравоохранения, культуры, туризма. При этом экономические механизмы и инструменты, которые рассматриваются в данном исследовании, ориентированы не только на достижение экономических результатов, которые могут быть измерены с использованием показателей налоговая база, налоговые и неналоговые доходы бюджетов, но и на достижение социальных целей, связанных с повышением качества жизни населения, решением социальных проблем территорий .
Рассмотрим особенности применения каждой из групп инструментов. Вопросы местного развития рассмотрены в ряде документов федерального и регионального уровня, которые в данном случае могут рассматриваться как общие для всех муниципальных образований страны или региона правовые инструменты. Так, сущность стратегического планирования на уровне муниципального образования рассмотрена в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
По сравнению с аналогичными требованиями к региональным документам, сущность муниципальных рассмотрена в ст. 39 Федерального закона N 172-ФЗ весьма сжато. Для сравнения следует отметить, что в отношении регионов указанный закон подразумевает намного более детальное регулирование состава и содержания документов в области стратегического планирования, а именно в ст. 32 Федерального закона N 172-ФЗ рассмотрено содержание стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, установлены основы порядка разработки, утверждения и корректировки указанной стратегии, определен ее характер как базы для разработки государственных программ региона, его схемы территориального планирования и непосредственно плана мероприятий по реализации данной стратегии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 26. - Ст. 2729.
3. Айвазян, С.А. Социальные индикаторы: учебник / С.А. Айвазян, Ф.М. Бородкин. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 607 с.
4. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
5. Видяпин, В.И. Региональная экономика: учебник / В.И. Видяпин, М.В. Степанов, В.И. Видяпин, М.В. Степанов, Н.И. Синдяшкин. – М.: Инфра-М, 2019. – 666 с.
6. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: учебное пособие / А.И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 238 с.
7. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.Г. Глушкова, В.В. Курнышев. – М.: КноРус, 2019. – 256 с.
8. Кириллова, Т.А. Система показателей для оценки уровня оплаты труда / Т.А. Кириллова // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2020. - N 3.
9. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2020. – 272 с.
10. Лехтянская, Л.В. Созидательная сила труда, способная изменить качество жизни в России / Л.В. Лехтянская // Российское предпринимательство. - 2020. - № 4 (226). - С. 70-74.
11. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
12. Орешин, В.П. Региональная экономика и управление: учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2019. – 156 с.
13. Плисецкий, Е.Л. Региональная экономика: учебное пособие / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. – М.: КноРус, 2019. – 272 с.
14. Поляк, Г.Б. Региональная экономика: учебник / Г.Б. Поляк. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 464 с.
15. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2019. – 288 с.
16. Порядина, Е.Д. Влияние изменения качества жизни населения на инновационный потенциал Российской Федерации / Е.Д. Порядина // Креативная экономика. - 2020. - № 10 (58). - С. 80-85.
17. Сбережения населения как показатель экономического благосостояния и внутренний источник инвестиций // Финансы и кредит. – 2020. - №20 (452). – С. 12-16.
18. Такмакова, Е.В. Доходы населения как экономическая категория и показатель развития экономки / Е.В. Такмакова // Российское предпринимательство. - 2020. - № 7 Вып. 2 (163). - С. 9-13.
19. Трифонов, Е.В. Новое качество жизни населения в условиях гуманистической цивилизации / Е.В. Трифонов // Российское предпринимательство. - 2020. - № 17 (215). - С. 17-22.
20. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2019. – 416 с.
21. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2020. – 224 с.
22. Царева, В.М. Рыночные отношения и качество жизни / В.М. Царева // Российское предпринимательство. - 2020. - № 7 (205). - С. 15-20.
23. Уровень жизни: Федеральная служба государственной статистки. Официальный сайт: электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
24. Официальный сайт статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gsk.ru.