Фрагмент для ознакомления
2
условия поставки товара. А поставка любого товара от продавца к покупателю (только если она не осуществляется на условиях Ex Works (Франко завод), т.е. на воротах завода) предполагает необходимость его доставки каким-либо видом транспорта, что практически в подавляющем большинстве случаев подразумевает включение в производственную цепочку перевозчика.
И хотя Международная торговая палата (ICC) все время подчеркивает, что Инкотермс «имеет дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договора купли продажи» (в определенных аспектах), анализ показывает, что все базисы поставки Инкотермс можно разделить на две группы в зависимости от возможности применения на том или ином виде транспорта.
Первая группа содержит правила, применимые для любого вида транспорта (EXW (Ex Works - Франко завод), FCA (Free Carrier - Франко перевозчик), CPT (Carriage Paid to - Перевозка оплачена до), CIP (Carriage and Insurance Paid to - Перевозка и страхование оплачены до), DAT (Delivered at Terminal - Поставка на терминале), DAP (Delivered at Place - Поставка в месте назначения), DDP (Delivered Duty Paid - Поставка с оплатой пошлин)). Эти термины могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки и независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. Они могут быть применены, например, если морская перевозка вообще отсутствует или используется частично.
Во второй группе содержатся правила, применимые для морского и внутреннего водного транспорта (FAS (Free Alongside Ship - Свободно вдоль борта судна), FOB (Free on Board - Свободно на борту), CFR (Cost and Freight - Стоимость и фрахт), CIF (Cost Insurance and Freight - Стоимость, страхование и фрахт)), так как пункт поставки товара и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами.
Во всех базисах поставки подробно расписаны обязанности как продавца, так и покупателя. Одним из обязательных пунктов этих обязанностей является раздел, касающийся договора перевозки. К примеру, согласно Инкотермс термин DAT означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или в месте назначения. Терминалом может быть причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения. Термин CPT определяет передачу товара продавцом перевозчику (или иному лицу, номинированному продавцом) в оговоренном месте, обязанность продавца заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения. При CFR продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения, и т.д. и т.п.
К сожалению, незнание особенностей Инкотермс участниками внешнеэкономической деятельности нередко приводит к включению в договор термина, не соответствующего согласованному способу транспортировки товара, например применению торговых терминов, предназначенных исключительно для морского и внутреннего водного транспорта, для перевозок другими видами транспорта. В частности, нередки случаи применения базиса поставки FOB при воздушных перевозках (термин FOB Airport существовал в редакции Инкотермс 1976 г).
Правильное использование терминов Инкотермс имеет большое значение для обеспечения правовой определенности, на которой должно быть основано взаимодействие между деловыми партнерами. В этой связи во избежание между сторонами споров и разногласий по поводу толкования применяемого базиса поставки в контракте следует по возможности всегда ссылаться на соответствующий документ, содержащий трактовку базисного условия поставки, на основании которого будет определяться содержание этого базиса (например, Инкотермс 2000 или Инкотермс 2010). К числу подобных источников делового оборота, на мой взгляд, можно также отнести и Йорк-Антверпенские правила об общей аварии, представляющие подробный свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, которые регулируют вопросы распределения убытков, понесенных судо- или грузовладельцем вследствие общей аварии, и термины которых также стоит включать в соответствующий договор.
Глава 2. Актуальные вопросы современного транспортного права
2.1. Проблемы правового регулирования транспортной деятельности
Современная жизнь немыслима без активного перемещения людей в пространстве, для осуществления которого используются все возможные способы: от самостоятельного передвижения до транспортных перевозок. Пассажирские перевозки играют важную роль в социальной и экономической жизни общества, обеспечивают основные потребности населения. Современный воздушный, водный и наземный пассажирский транспорт позволяет осуществлять перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных сообщениях, на любые расстояния. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта в наше время получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров. Доступность, повышенная маневренность и мобильность по сравнению с иными видами транспорта, комфортность поездок, автономность движения указанных транспортных средств обусловливают их высокую конкурентоспособность. Не случайно доля автомобильного транспорта общего пользования в общем объеме пассажирских перевозок составляет более 60%.
В силу действующего гражданского законодательства перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. ст. 784, 786 ГК РФ). Перевозка пассажиров автомобильным транспортом признается деятельностью, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, в связи с чем к субъекту, осуществляющему данный вид деятельности, закон предъявляет повышенные требования. Вместе с тем организация перевозок требует усовершенствования, в том числе правовыми средствами. Очевидно, что правовое регулирование организации перевозок должно соответствовать существу общественных отношений, складывающихся между участниками транспортного процесса, и предусматривать механизмы стимулирования сотрудничества и самоорганизации. Недооцененность гражданско-правового договора как регулятора отношений, складывающихся в процессе организации и осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, нередко приводит к ошибкам в выборе наиболее приемлемых средств правового регулирования отношений как между перевозчиками и пассажирами, так и между владельцами транспортных инфраструктур. Существующие проблемы в сфере автомобильных пассажирских перевозок породили многочисленную судебную практику.
Анализ правоприменительной практики показал, что дела, связанные с перевозкой пассажиров, носят либо административный, либо гражданско-правовой характер. Несмотря на то что судебная практика по административным делам не вытекает непосредственно из договора перевозки пассажиров, она напрямую связана с данными правоотношениями. При этом административные дела, как правило, направлены на привлечение перевозчиков к ответственности за невыполнение лицензионных требований. В частности, наиболее распространенными административными правонарушениями являются осуществление лицензируемого вида предпринимательской деятельности без получения соответствующего разрешения либо нарушение лицензионных предписаний.
Гражданские дела в сфере пассажирских перевозок, в свою очередь, можно разделить на несколько групп: 1) споры между перевозчиками и пассажирами о нарушении гражданско-правовых требований о перевозке пассажиров и багажа; 2) дела о причинении внедоговорного вреда источником повышенной опасности в результате использования пассажирского автомобильного транспорта; 3) требования прокуроров и Роспотребнадзора к перевозчикам в защиту конкретного гражданина либо в защиту неопределенного круга лиц об устранении нарушений прав потребителей автотранспортных услуг.
К числу проблемных вопросов в сфере пассажирских автоперевозок, нашедших отражение в материалах правоприменительной практики, в частности, относятся: отсутствие четко прописанных правил организации и осуществления междугородних (межмуниципальных) перевозок; отсутствие прозрачной системы тендеров на получение маршрутов; отсутствие понятного механизма получения бюджетных субсидий за перевозку льготной категории граждан для перевозчиков негосударственной формы собственности; недостаточное урегулирование использования такого вида пассажирского транспорта, как легковое и маршрутное такси.
Особо следует выделить проблемы, связанные с организацией автотранспортных перевозок. Возникающие в связи с организацией предоставления транспортных услуг населению правоотношения включают в себя две группы общественных отношений: во-первых, гражданско-правовые отношения, основанные на договоре перевозки между перевозчиками и пассажирами; во-вторых, административно-правовые, основанные на административных предписаниях органов власти и местного самоуправления. В настоящее время решение вопросов транспортного обслуживания населения относится к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления. В то же время соответствующие полномочия на государственном уровне законодательно не определены. В условиях правовой неопределенности уполномоченные органы принимают нормативные правовые акты, устанавливающие механизмы административного регулирования рынка регулярных перевозок, которые нередко опротестовываются как противоречащие принципам свободной конкуренции. При этом, учитывая особую
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, N 46, ст. 5555.
5. Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7627.
6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» // Российские вести, N 227, 23.11.1993.
8. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
9. Проект Федерального закона N 423427-4 «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. по делу N А40-173404/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Решение Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 28 февраля 2012 г. N 2-191/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Ахундов Р.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 27.
13. Братановский С.Н., Остапец О.Г. Правовая организация управления транспортным комплексом Российской Федерации: Моногр. Саратов, 2012. С. 79.
14. Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012. N 6. С. 26.
15. Гражданское право в системе права // Яковлев В.Ф. Избранные труды. М.: Статут, 2012. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 1. С. 755.
16. Долгов С.Г. Проблемы заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств // Гражданское право. 2015. N 5. С. 27 - 30.
17. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015. С. 26.
18. Костикова А.В. Буквальное толкование договора // Арбитражные споры. 2012. N 4. С. 121.
19. Лернер Б.Е. Гражданско-правовые договоры как средства самоорганизации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 24.
20. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. С. 98.
21. Соловьева Т.Л. Обычай делового оборота как один из источников транспортного права // Транспортное право. 2017. N 1. С. 5.
22. Стребкова О.С. К вопросу о правовом статусе перевозчика по договору перевозки пассажиров автомобильным транспортом // Юридический мир. 2011. N 8. С. 35 - 37.
23. Стрельникова И.А. Проблемы правового регулирования транспортной деятельности // Современное право. 2012. N 1. С. 96 - 102.