Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При всем количестве форм политики, которые были созданы в период Античности, только одна сыграла важную роль в истории Древней Греции и Древнего Рима. Этой основной формой уклада политики был полис. С полисом связываются характерные черты культуры Античности, ее достижения. Полис продолжал оставаться государственным образцом даже после того, как он утратил независимость в структуре эллинистических монархий Востока и Римской империи. Полис являлся примером разновидностям общин. Его воссоздавали наследники Александра, а после – Цезари в Риме. И только после того, как были исчерпаны все возможности, мир Античности отказался от полиса .
Полис как феномен устройства государства связывается с условиями географии, общества и политики, в которых оказались народы, населявшие бассейн Эгейского моря. Данные обстоятельства повлияли на миросознание населения Древней Греции. Греческая цивилизация, к тому же, представляет собой уникальную и развитую цивилизацию. С течением времени культура и образ жизни Древней Греции становится единственно правильным.
Целью данной работы является рассмотрение государственного строя Афин периода расцвета.
Задачи:
- описать реформы Эфиальта и Перикла,
- рассмотреть государственный аппарат Афин.
Глава 1 Афины в период расцвета: общая характеристика. Реформы Эфиальта и Перикла
Начало расцвета Афин ознаменовано Греко-персидскими войнами, в которых и была продемонстрирована сила греческих воинов, греческая система политики.
Но политическая жизнь в Афинах характеризовалась конфликтом двух течений: демократии и олигархии. Тенденции демократии представлял зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Идеалом представлялся строй государства, в которой власть находилась бы в руках большинства граждан в Народном собрании. Олигархическое течение, к которому относилась земельная аристократия, крупные землевладельцы, были нацелены на такое устройство государства, когда вся полнота прав граждан, выраженная в возможности управлять государством, представлялась бы богатым гражданам.
Конфликт между демократий и олигархией закончился победой первой.
Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н. э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.
Реформы Эфиальта состояли в том, что он организовал судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.
Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррупции, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.
Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. Перикл был из Акамантиды. Ксанфипп, являвшийся победителем полководцев-варваров при Микале, женился на Агаристе из рода Клисфена (устранил тиранию, дал жителям Афин законы, сформировал строй государства, чтобы граждане жили благополучно). Будучи беременной, Агариста однажды увидела сон, что она рождает льва, и спустя несколько дней родился Перикл. У мальчика не было телесных недостатков, но Плутарх пишет о том, что его голова была огромной. Поэтому на многих статуях Перикл – со шлемом не голове (скорее всего, скульпторы, таким образом, «уменьшали» его голову). Поэты называли Перикла «схинокефалом», поскольку морская луковица – это «схина».
Воспитывался Перикл разными учителями. Музыку он изучал у Дамона. Но, согласно Аристотею, Перикл обучался музыке у Пифоклида. Скорее всего, как полагает Плутарх, Дамон являлся софистом, а музыка являлась предлогом сокрытия своих способностей. Дамон в то время был лицом государства.
Также, Плутарх пишет о том, что Перикл являлся учеником Зенона из Элеи, который, как и Парменид, изучал природу, учился искусству общения, возражений и спора, чтобы при помощи определенных приемов оставлять своих собеседников в безвыходном положении .
Плутарх также пишет о том, что самым близким Периклу являлся Анаксагор из Клазомен. Именно Анаксагор привил Периклу величественность мыслей, благородство и достоинство характера. Анаксагор являлся человеком незаурядного ума, он первым стал говорить об устройстве вселенной как о не случайности или необходимости. Анаксагор выделил во всех предметах частицы однородного типа. Перикл проявлял огромное уважение к Анаксагору, к его концепции явлений атмосферы.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Античные риторики. М., 1978.
2) Аристотель. Политика// https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel_Politika.pdf (дата обращения 21.11.2021)
3) Аристотель, Афинская полития. — Москва : Академический проект, 2017. — 215 с.
4) Багдасарьян Н. Г. История, философия и методология науки и техники/ Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. — М.: Издательство Юрайт, 2019
5) Бузескул В. П. История афинской демократии. СПб., 2003.
6) Громаков Б. С., История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим) : учебное пособие. — Москва : Издательство ВЮЗИ, 1986. — 81 с
7) Игнатенко А. В., История государства и права зарубежных стран : Древний мир : текст лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция" (03500-62 - бакалавр). — Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, 2018. — 106, [2] с. ;
8) Каверни Б. И. Философия: вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2018
9) Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
10) Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I.// http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439000900 (дата обращения 21.11.2021)
11) Разуваев Н. В., Специфика государственной власти как основа типологической характеристики античного государства // История государства и права. — 2007. — N 23. — С. 27-29.
12) Хомелев Г.В. Философия. – СПб, 2018