Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современные суеверия интересуют как исследователей, изучающих избранный ими предмет с научных позиций, так и широкую публику, которая ищет в информации об этом явлении пищу для увлечений и развлечений. СМИ и Интернет заполнены самыми разнообразными сведениями о стародавних и современных приметах и суевериях. На фоне значительного общественного интереса к сонникам, заговорам, приворотам, предсказаниям и т.п. теме современных суеверий посвящено не так много научных работ, как она того заслуживает.
В массовом сознании современного российского общества живет огромное число различных примет и суеверий, которые развиваются под влиянием определенных условий. К этим условиям можно отнести влияние глобализации, капитализацию общественных отношений, многонациональность и многоконфессиональность, секулярный характер государственно-церковных отношений, идеологический плюрализм, снижение общего уровня образованности и падение авторитета науки.
Степень разработанности проблемы. B настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений коммуникации. Теоретической базой данной работы является литература таких авторов, как: В.А. Коноваленко, Ф. И Шарков. Такие философы, как: О.Шпенглер, Л.Витгенштейн.
Выявление сущности, структуры гаданий потребовало обращения к идеям Дж. Бейнса, С. Вронского, Д.Е. Сафронова и др.
Объектом исследования является гадание как коммуникация.
Предметом исследования выступают особенности использования гадания как коммуникации в современных гаданиях и гаданий в древности.
Цель данной работы – проанализировать особенности гадания как коммуникации.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1.Рассмотреть происхождение и сущность гадания.
2.Рассмотреть гадание как модель, вид и канал социальной коммуникации.
3. Определить реализацию коммуникативных моделей в гадании.
4. Изучить влияние гадания на современное общество.
Гипотеза данного исследования заключаются в том, что особенности гадания как коммуникации будут зависеть в основном от личности гадающего и его внутренних установок.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования гадания как коммуникации в различных областях специальной деятельности.
Научная новизна работы заключается в анализе гадания как коммуникации в различных старых дневниках и действиях.
Основными методами работы стали: сравнительный и описательный.
Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение; частнонаучные: анализ документов.
Глава 1 Теоретические основы социальной коммуникации
1.1 Представление о коммуникации
Слово коммуникация происходит от латинского языка. «Communico» -обобщать, связывать и создавать общение. Коммуникация – это прежде всего механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающие в себя все мыслительные символы, способы их отправления в пространстве и сохранения во времени.
Коммуникация – это очень сложное и многостороннее явление, которое представляет собой необходимое условие и твердую основу существования человеческого общества и всех природных сообществ.
В первый раз, в «научную жизнь», термин «communication» ввел американский социолог Чарльз Хортой Кули в работе «Социальный процесс». Далее после этого начался быстрый процесс создания концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации. Автор определял коммуникацию, как механизм, благодаря которому обеспечивается поддержка и развитие человеческих взаимоотношений. Кули выделял то, что данный механизм включает в себя все мыслительные символы и способы их передачи в пространстве и сохранения во времени.
Огромное количество наук занимаются изучением такого явления, как коммуникация. Таковыми являются: лингвистика, психология, философия, социология, культурология, риторика.
Философия отмечает в данном явлении одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности.
Социология, рассматривая строение общества и динамику ее развития, огромное значение уделяет проблемам коммуникации. Все внимание она уделяет проблемам связей и отношений различных социальных субъектов. Важно отметить то, что коммуникация – не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социологии .
Такая наука как лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации. Она подробно рассматривает как зарождался и развивается язык и речь. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу или обмен знаками.
В связи с тем, что изучением такого явления как коммуникация занимается большое количество наук, на данный период есть огромное количество значений понятия «коммуникация». Среди этого многообразия можно выделить следующие основные значения:
Универсальное. В этом смысле коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира.
Техническое значение соответствует представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных объектов из одного места в другое.
Биологическое понятие коммуникации широко используется в биологии, при исследованиях разнообразных сигнальных средствах общения у животных, птиц, насекомых и прочих существ.
Социальное, используется для описания и характеристики разнообразных связей и отношений, которые возникают в человеческом обществе. В широком смысле социальная коммуникация понимается, как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте. В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация, как субъект субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.
Сам же процесс коммуникации состоит из нескольких обязательных элементов: адресант, сообщение, код, канал коммуникации и, непосредственно адресат.
Адресант формирует сообщение, которое содержит какую-либо информацию, а именно идею, либо мысль и кодирует это сообщение теми или иными знаками. Это могут быть как знаки вербальной коммуникации, так и невербальной. Таким образом сообщение передается получателю в закодированном состоянии.
Код коммуникации представляет собой порядок, сочетание знаков и символов, в виде которых сообщение будет передано получателю по коммуникационному каналу. В свою очередь, канал коммуникации выступает, как материальный носитель процесса передачи информации.
Сообщение, отправленное коммуникатором-источником, передается по каналу в виде кода, а задача адресата получить это сообщение и произвести его декодирование. От того насколько получатель закодированного сообщения правильно декодирует его, будет зависеть успешность коммуникативного процесса.
Во второй половине прошлого столетия в развитых странах мира под влиянием научно-технического прогресса начинаются процессы интенсивного преобразования структуры социальных коммуникаций. Новые средства коммуникации обеспечивают новый уровень взаимодействия субъектов, что приводит к формированию нового типа культуры – информационной культуры или медиакультуры. Термин медиа происходит от латинских medium (средство, посредник), media (средства, посредники) и введен для обозначения массовой культуры (mass media), включающей в себя средства массовой коммуникации и средства массовой информации.
Информационные технологии в такой социальной организации пронизывают все сферы деятельности, начиная от доминантных (политическая и экономическая системы) и заканчивая опытом повседневной жизни. Отличительной чертой информационного общества является сетевая логика его структуры. Именно с использованием информационных сетей началось массовое распространение информации, что явилось технической основой для развития телекоммуникаций, образующих современную медиасреду. И если в узком смысле телекоммуникациями принято считать технологические способы передачи информации на большие расстояния для обеспечения дистанционной связи (радио, телевидение, телефон, факс, интернет и т. п.), в более широком смысле они стали пониматься как среда коммуникации между людьми, отнюдь не сводящаяся к простой передаче информации, но проявляющая себя как новая реальность человеческого опыта.
К осмыслению этого нового типа реальности, конструируемого современными технологиями, одним из первых обратился канадский философ и культуролог, социолог и литературовед Герберт Маршалл Маклюэн. В 1960-х годах он предложил концепцию, согласно которой причиной эволюции общества и формообразующей силой любой культуры являются технологии, прежде всего – коммуникативные технологии. Именно смена технологий обусловливает смену коммуникаций, а те, в свою очередь, приводят к изменениям в основаниях и структуре общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Александров Л. Г. Мистические суеверия и гадания в журнальном святочном рассказе (вторая половина XVIII - первая половина XIX веков) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22. С. 10-14.
2. Андрюшкова Н. П. Суеверия как составляющая иррационального социального познания // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: мат-лы III Всероссийской (заочной) науч.-практ. конф. с междунар. участием. Краснодар, 2015. С. 10-14.
3. Ахутин, А.В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М.: Академический проект, 2008. - С. 10-47
4. Безгин В. Б. Вера и суеверия в женских обрядах русского села конца XIX века // История в подробностях. 2011. № 6. С. 64-69.
5. Бёрн, Э. Игры в которые играют люди / Э. Бёрн. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 230 с.
6. Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. Приметы и суеверия народов мира // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1280-1282.
7. Зверев С. Э. Суеверия как компонент воинской субкультуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (19). С. 22-28.
8. Марков Б. В. Культура повседневности. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
9. Марков Б. В. Философская антропология. – СПб.: Питер, 2008. – 349 с.
10. Теория коммуникации: учебник для бакалавров/М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 415с
11. Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 488с