Фрагмент для ознакомления
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность
История народов и государств современной Европы началась в эпоху, условно определяемую в исторической литературе как «Средние века». Историческая концепция Западной Европы на этапе средневековья включает в себя историю таких стран, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Бельгия и Голландия, скандинавских стран - Дании, Норвегии, Швеции, а также Византии.
Хотя в некоторых языках Средневековье обозначается в единственном числе (по-французски это эпоха ле мойен, а по-немецки das mittlere Alter), трудно думать об этой эпохе как о чем-то ином, кроме эпох во множественном числе. Отчасти это связано с многочисленными темами, охватываемыми этим длительным периодом времени, а отчасти - с хронологическими подэрами внутри эпохи.
Как правило, средневековая эпоха делится на три периода: Раннее Средневековье, Высокое Средневековье и Позднее Средневековье. Как и само Средневековье, каждому из этих трех периодов не хватает жестких и быстрых параметров.
Раннее Средневековье
Эпоху Раннего Средневековья иногда все еще называют Темными веками. Этот эпитет возник у тех, кто хотел неблагоприятно сравнить более ранний период с их собственным так называемым "просвещенным" веком. Современные ученые, которые действительно изучали этот период времени, не стали бы с такой готовностью использовать этот ярлык, поскольку вынесение суждений о прошлом мешает истинному пониманию времени и его людей. Тем не менее, этот термин все еще несколько подходит по той простой причине, что мы относительно мало знаем о событиях и материальной культуре тех времен.
В европейской истории период с 400-х до 900-х годов нашей эры был известен как Раннее Средневековье. Период Раннего Средневековья последовал за падением Римской империи. После Раннего Средневековья наступил период Среднего Средневековья, или то, что было известно как Высокое Средневековье. Высокое Средневековье длилось с 1001 года нашей эры до 1300 года нашей эры.
Эту эпоху часто считают, начиная с "падения Рима" и заканчивая где-то в 11 веке. Он охватывает правление Карла Великого, Альфреда Великого и датских королей Англии; он был свидетелем частых действий викингов, иконоборческих споров, а также рождения и быстрого распространения ислама в Северной Африке и Испании. За эти столетия христианство распространилось по большей части Европы, и папство превратилось в мощное политическое образование.
Поздняя античность
Раннее Средневековье также иногда называют Поздней античностью. Этот период времени обычно рассматривается как начинающийся в третьем веке и продолжающийся до седьмого века, а иногда и до восьмого. Некоторые ученые рассматривают Позднюю античность как нечто отличное и отдельное как от Древнего мира, так и от средневекового; другие рассматривают ее как мост между ними, где пересекаются важные факторы обеих эпох.
Высокое Средневековье
Эпоха Высокого Средневековья - это период времени, который, по-видимому, лучше всего характеризует Средневековье. Обычно начиная с 11 века, некоторые ученые заканчивают его в 1300 году, а другие продлевают еще на 150 лет. Даже ограничившись всего лишь 300 годами, в эпоху Высокого Средневековья произошли такие значительные события, как завоевания норманнов в Британии и на Сицилии, более ранние крестовые походы, Споры об инвеституре и подписание Великой хартии вольностей. К концу 11 века почти каждый уголок Европы стал христианизированным (за заметным исключением большей части Испании), и папство, давно утвердившееся как политическая сила, находилось в постоянной борьбе с некоторыми светскими правительствами и в союзе с другими.
Культурные тенденции в Средние века включали сокращение численности населения и торговли. Население особенно сокращалось в более крупных городах. Иммиграция увеличилась в Средние века. Раннее Средневековье получило прозвище “Темные века”. Это связано с тем, что в этот период времени не хватало культурной и литературной продукции. Это особенно верно для большей части Западной Европы. Однако восточноримская, или византийская, культура в это время не пострадала.
Карл Великий был важным лидером в раннем Средневековье. Его империя Каролингов оказала огромное влияние на будущие европейские правительства, а также на социальную структуру. В это время Европа также вернулась к феодальной системе. Это привело к появлению плуга и системы посадки на три поля. На Северную Европу негативно повлияла экспансия викингов, хотя миграция варваров, казалось, достигла плато по всей остальной Европе.
В раннем Средневековье по всей Западной Европе было много различных вторжений. Самые ранние из них включали готов и вандалов. Некоторые захватчики предназначались исключительно для войны и грабежей, и они ненавидели обычаи римлян. Другие захватчики имели давние отношения с римлянами и уже давно были романизированы. Население Римской империи состояло из католиков. У этих народов не было опыта работы с деньгами, письменностью или большими городами.
В период миграции многие ранние оседлые популяции оставались либо лишь частично выкорчеванными, либо оставались полностью нетронутыми. Люди в Италии, Испании и Франции продолжали говорить на латыни, в то время как люди в Англии (или в том, что сейчас считается Англией) исчезли во время миграций. Новое население внесло много изменений в то, что было давно сложившимся обществом. Эти изменения включали формы собственности, законодательство, религию и культуру.
Произошел сбой в торговле и экспорте товаров из-за того, что теперь стало небезопасно путешествовать даже на короткие расстояния. Это привело к тому, что экономика, социальная и культурная жизнь также начали резко падать. Экономика стала более локализованной. Отрасли промышленности, выживание которых зависело от торговли, такие как производство керамики, в некоторых районах полностью исчезли. Образовательная и военная структуры также разрушились, что привело к резкому росту неграмотности.
Между 400 и 600 годами нашей эры население сократилось на двадцать процентов, а в 700-х годах объем торговли достиг одного из самых низких уровней в истории. Это подтверждается низким числом кораблекрушений за этот период времени. Сельскохозяйственная система также разрушилась, так как в то время был период быстрого охлаждения. Урожайность была очень низкой. Владельцам плантаций также было трудно удержать своих рабов от побега в течение этого периода времени.
Примерно в 581 году нашей эры оспа начала поражать Западную Европу. Одним из первых сообщений о оспе было сообщение епископа Турского Григория из первых рук, в котором описывается то, что сейчас признано характерными признаками оспы. Позже по всей Европе начали распространяться другие болезни, некоторые из которых унесли жизни большого числа людей. Однако многие острые детали болезней теряются.
Вероятно, это связано с низким числом выживших после болезни в раннем Средневековье. По оценкам, чума Юстиниана стала причиной ста миллионов смертей по всему миру. Вполне возможно, что чума Юстиниана привела к потере населения от пятидесяти до шестидесяти процентов в период с 541 по 700 год нашей эры. В Европе не было крупных эпидемий до Бубонной чумы в 1300-х годах нашей эры.
Возрождение Латинского Запада - 700 г.н. э. - 850 г.н. э.
Сельскохозяйственные условия значительно улучшились в Европе после восьмого века. Это продолжалось до 1100-х годов нашей эры. Из-за этого условия по всей Западной Европе резко ухудшились. Политическое, экономическое и социальное положение дел также продолжало развиваться по всей Европе. Вновь созданные королевства процветали.
К ним относились остготы в Италии, вестготы в Испании и Португалии, а также франки и бургунды в Галлии и Западной Германии. Эти новые царства оставались христианскими царствами. Вестготские и ломбардские завоеватели были обращены в христианство. Остготы и вандалы были побеждены. При Хлодвиге I франки перешли из язычества в католичество.
Была создана новая форма общества, основанная на культуре завоевателей и пришельцев. Эта новая форма была основана на военной лояльности новых иммигрантов, остатках классической культуры и христианских влияниях. Феодализм также повлиял на культуру. Рабство в основном исчезло за это время. Англо-саксы на английском языке также начали переходить из язычества в христианство примерно в 600 году нашей эры с приходом христианских миссионеров.
Эпоха викингов - 793 г. н. э. - 1066 г. н. э.
Эпоха викингов длилась с конца восьмого по конец одиннадцатого века в Британии и Скандинавии. Этот период последовал за германским железным веком. В это время скандинавские воины и торговцы, также известные как викинги, исследовали, грабили и совершали набеги на Европу, северо-восток Северной Америки, некоторые районы Азии и северной Африки.
У скандинавских торговцев было больше средств передвижения по воде (открытая вода и лучше оборудованные суда), чем у большинства европейцев. Это подпитывало их желанием осваивать новые территории и развивать торговые отношения с другими землями. Важные торговые посты в эпоху викингов включают как существующие, так и древние города и территории, такие как Бирка, Дублин, Бордо, Йорк, Орхус, Трусо и Винета.
Набеги викингов иногда были разделены регулярными торговыми миссиями, но иногда они были одним и тем же. Викинги не только исследовали Европу по водным путям, но и участвовали в различных конфликтах и войнах со своими соседями или другими христианскими общинами. Иногда они порабощали деревни, на которые совершали набеги, что в конечном итоге привело к созданию феодальной системы.
В этот период наблюдалось продолжение тенденций, очевидных со времен поздней классической древности, включая сокращение численности населения, особенно в городских центрах, сокращение торговли, небольшое повышение средних температур в регионе Северной Атлантики и увеличение миграции. В 19 веке раннее Средневековье часто называли Темными веками - характеристика, основанная на относительной нехватке литературной и культурной продукции того времени. Однако Восточная Римская империя, или Византийская империя, продолжала существовать, хотя в 7 веке халифат Рашидун и халифат Омейядов завоевали обширные территории бывшей римской территории.
Многие из перечисленных тенденций изменились позднее в этот период. В 800 году титул императора был возрожден в Западной Европе с Карлом Великим, чья империя Каролингов сильно повлияла на более позднюю европейскую социальную структуру и историю. Европа пережила возвращение к систематическому сельскому хозяйству в форме феодальной системы, которая приняла такие инновации, как трехпольная посадка и тяжелый плуг. Миграция варваров стабилизировалась на большей части Европы, хотя экспансия викингов сильно повлияла на Северную Европу.
Средневековье внесло уникальный вклад в всемирно-исторический процесс. В Западной Европе происходил синтез, т.е. прямое взаимодействие римских и варварских принципов. Синтез ускорил формирование новых общественных отношений и государств средневековой Европы. Динамика развития способствовала более быстрому преодолению замкнутости и традиционализма. Он обеспечил Западной Европе мировое первенство при переходе к капитализму. Все вышесказанное доказывает высокую актуальность изучения курса «История средних веков VI - XI веков».
Школьный курс «История средних веков VI - XI веков» относится к обязательным историческим дисциплинам и является важной составляющей в подготовке профессионального историка.
Основная цель курса - осветить важнейшие процессы и закономерности развития средневекового общества VI - XI веков, отдельных регионов и стран Западной Европы.
Основные задачи курса: показать особенности политического, экономического и социального развития западных стран VI - XI веков;
-показать внутриполитическую историю и политическую организацию основных государств в этих регионах;
- показать особенности взаимоотношений западных государств VI - XI веков между собой;
- показать особенности социальной организации;
- показать основные черты и тенденции экономического развития.
Хронологические рамки курса
Курс «История средневековья с VI по XI века». предполагает практические занятия, цель которых не только углубить теоретический материал, но и закрепить навыки работы с историческим источником. Методика работы на практических занятиях предполагает как коллективное обсуждение вопросов, так и подготовку отчетов и сообщений. Существенной частью семинаров является анализ содержания научных дискуссий по основным вопросам курса, что способствует ознакомлению студентов с лабораторным процессом исследования и их овладению методами историографического анализа.
Программа курса истории средних веков VI по XI веков составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта среднего основного образования и учебного плана. На изучение курса дается 40 уроков и 8 часов практических занятий. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой школьников: написанием сообщений, отчетов, рефератов, выполнением контрольных заданий, участием в индивидуальных и групповых обсуждениях с преподавателем, подготовкой к тестам по дисциплине.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «История средневековья с VI по XI веке» направлен на формирование следующих компетенций:
культурная компетенция (и):
- умение анализировать основные этапы и закономерности исторического развития формирования патриотизма и гражданственности;
специальная компетенция:
- умение использовать в исследовательской деятельности базовые знания в области теории и методологии исторической науки;
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политическую организацию общества.
Шестиклассник, изучавший дисциплину, должен знать:
-Основные особенности развития стран Запада и Востока в средние века;
-политическая география региона;
- основные черты политического, экономического и социального развития западных государств; терминология;
Шестиклассник, изучивший дисциплину, должен уметь:
- сравнить события истории западных стран и истории Отечества;
-провести научную дискуссию;
- поставить и обосновать проблему и найти ее решение на основе имеющихся источников и литературы.
Текущие цели и задачи:
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Становление Европы с V по XVI века».
- повторить пути установления феодального строя;
- обобщить признаки феодального строя Византии, Западной и Центральной Европы.
- обобщить знания студентов о средневековой жизни крестьян и горожан, развитии городов и торговли.
- ассимилировать процесс перехода народов Западной и Центральной Европы к классовым социумам.
Методологическая основа
Наиболее важные личные результаты изучения темы включают следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, местного и регионального сообщества;
- усвоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осознание социального и нравственного опыта предыдущих поколений, умение определять свою позицию и ответственное поведение в современном обществе;
- понимание культурного разнообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения темы должны выражаться в следующих качествах:
- умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - образовательную, общественную и т.д .;
- владение навыками работы с академической и социальной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и подробный план, аннотации, синопсис, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и т. д.);
- готовность к сотрудничеству с однокурсниками, совместной работе, овладению основами межкультурного взаимодействия в школе и социальной среде и др.
В предметные результаты изучения темы студентами входят:
-освоение целостных представлений об историческом пути народов средневековой Западной Европы и человечества как необходимой основе для понимания мира средневековья и познания современного мира;
- умение применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и смысла событий и явлений прошлого, и настоящего;
-способность изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников прошлого и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе понимания жизни и поступков отдельных лиц и народов в средневековой истории и на современном этапе;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения памятников истории и культуры стран и мира.
Знания, идеи и навыки:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий национальной и всемирной истории;
- соотнести год с веком, установить последовательность и продолжительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- охарактеризовать место, обстоятельства, участников, итоги важнейших исторических событий;
-группировать (классифицировать) факты по разным критериям.
3. Работа с историческими источниками:
- прочитать историческую карту по легенде;
- искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, графических и т. д.);
- сравнить данные из разных источников, выявить их сходства и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- охарактеризовать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. д. составить описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (исходный факт, исторический факт);
- соотносить отдельные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрыть смысл и значение важнейших исторических концепций;
-сопоставить исторические события и явления, выявить в них общие черты и различия;
- выносить суждения о причинах и последствиях исторических событий.
Результаты усвоения социоадаптивных, информационных технологий и коммуникативных компетенций:
-возможность поиска необходимой информации по заданной теме в источниках различного типа;
- умение различать в тексте главное и второстепенное;
-способность анализировать графические, статистические, художественные, текстовые, аудиовизуальные и др .;
-способность построить ответ в соответствии с задачей, целью (лаконично, полно, выборочно). Умение подробно изложить свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;
-возможность использовать мультимедийные ресурсы и компьютер для обработки, передачи и систематизации информации в соответствии с назначением;
- умение (на возрастном уровне) вести диалог, делать публичную презентацию, защищать презентацию;
-способность организовать свою деятельность и соотнести ее с целью группы, коллектива;
-способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе образовательного сотрудничества;
-способность определить свою роль в учебной группе и определить свой вклад в общий результат.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие / Т.В. Ахутина. - М.: Секачев В., 2016. - 168 c.
2. Букатов, В. М. Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии современного образования в начальных классах / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: Школьная лига, 2013. - 192 c.
3. Даутова, О. Б. Новая идеология ФГОС. Реализация системно-деятельностного подхода в образовании / О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 216 c.
4. Диченскова, Анна Михайловна Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / Диченскова Анна Михайловна. - М.: Феникс, 2014. - 527 c.
5. Долгова, О. И. За 5 в школу. Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов / О.И. Долгова, Е.В. Зиброва. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 112
6. Жураковская, В. М. Проектирование педагогических технологий становления индивидуальности обучающегося. В 2 частях. Часть 2 / В.М. Жураковская. - М.: Перспектива, 2014. - 288 c.
7. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей: моногр. / А.В. Золотарева. - М.: Академия развития, 2004. - 304 c.
Иволгина, Л. И. Обучение школьников схематизации и моделированию. 5-9 классы / Л.И. Иволгина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014. - 104 c.
8. Касицина, Наталья Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика / Наталья Касицина , Нина Михайлова , Семен Юсфин. - М.: Речь, Сфера, Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, 2010. - 160 c.
9. Кожекина, Т. В. Проектная работа. Выполнение и оформление / Т.В. Кожекина. - М.: Перспектива, 2016. - 136 c.
10. Козлова, Г. Н. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! / Г.Н. Козлова, Г.Ю. Дмитриченко. - М.: Панорама, 2006. - 411 c.
11. Козловская, С. Н. Технологии организации профориентационной работы в школе / С.Н. Козловская. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
12. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс. - М.: Сфера, 2004. - 128 c.
13. Лаврентьева, Т.М. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс / Т.М. Лаврентьева. - М.: Учитель, 2018. - 547 c.
14. Лебедев, Валерий Владимирович Технология Развития Образовательной Деятельности Учителя / Лебедев Валерий Владимирович. - Москва: Гостехиздат, 2007. - 232 c.
15. Лютова, Елена Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Елена Лютова , Галина Монина. - М.: Речь, Сфера, 2011. - 192 c.
16. Материалы цикла Всероссийских телемостов по вопросам Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Выпуск 2. Начальная школа. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 586 c.
17. Монина, Г. Б. Как я решаю свои проблемы. Материалы для работы с плакатами / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. - Москва: РГГУ, 2006. - 966 c.
18. Муштавинская, Ирина Валентиновна Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / Муштавинская Ирина Валентиновна. - М.: Каро, 2013. - 418 c.
19. Никишина, И. В. Инновационная деятельность современного педагога / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2007. - 406 c
20. Попов, А. А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода / А.А. Попов. - М.: Ленанд, 2014. - 344 c.
21. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2013. - 192 c.
22. Разработка проектов перспективного развития школ на основе инициативы "Наша новая школа". Научно-методическое пособие / А.М. Моисеев и др. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 208 c.
23. Самоорганизация детей в школе первой ступени и семилетке. Методическое письмо: моногр. . - М.: Работник просвещения, 1992. - 560 c.
24. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. - 676 c.
25. Симонов, В. П. Моделирование и оценка качества научно-исследовательской работы в образовательных системах. Учебно-методическое пособие / В.П. Симонов. - М.: Перспектива, 2010. - 530 c.
26. Система открытых мероприятий в школе. Классные часы, внеклассные мероприятия, открытые уроки. - Москва: ИЛ, 2007. - 208 c.
27. Современный урок в условиях реализации требований. 1-11 классы. Питер, 2017. - 242 c.
28. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги / И.А. Устюгова. - М.: Учитель, 2014. - 148 c.
29. Фоменко, Т. М. Тесты как форма контроля / Т.М. Фоменко. - М.: Просвещение, 2008. - 176 c.
30. Юнина, Е. Технологии качественного обучения в школе / Е. Юнина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 442 c.
31. Янушевский, В. Н. Как составить рабочую программу учителя в соответствии с требованиями ФГОС. Структура, требования, технология, алгоритм. Рабочая программа в электронном приложении / В.Н. Янушевский. - М.: Учитель, 2016. - 849 c.