Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мутационный процесс является важнейшим фактором эволюции. Мутационный процесс изменяет гены и порядок их расположения в хромосомах и тем самым увеличивает генетическое разнообразие популяций. Он создает избыточные копии генов и тем самым открывает возможность усложнения организмов. Мутации возникают случайно и не направленно. Адаптивная ценность каждой мутации не постоянна. Она определяется взаимодействием мутантного аллеля с другими генами организма и с условиями среды, в которой развивается и живет мутантный организм.
Если бы мутационный процесс был единственным фактором эволюции, то сама эволюция происходила гораздо медленнее, чем на самом деле. Частоты генов в популяциях меняются не только и не столько за счет мутационного процесса, но благодаря действию других факторов эволюции.
Мутационный процесс является главным источником изменений, приводящим к различным патологиям. Задачи науки на ближайшие время определяются как уменьшения генетического груза путем предотвращения или снижения вероятности мутаций и устранения возникших в ДНК изменений с помощью генной инженерии. Генная инженерия - новое направление в молекулярной биологии, появившееся в последние время, которое может в будущем обратить мутации на пользу человеку, в частности, эффективно бороться с вирусами. Уже сейчас существуют вещества называемые антимутагены, которые приводят к ослаблению темпов мутирования. Успехи современной генетики находят применение в диагностики, профилактике и лечении ряда наследственных патологий.
Цель: Изучить особенности мутаций: причины, классификации, значение.
Задачи:
1.Рассмотреть причины возникновения мутаций;
2.Изучить классификацию мутаций;
3.Проанализировать значение мутаций в эволюции.
Объект: Особенности мутаций.
Предмет: Причины, классификаций, значение мутаций
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1.Этиология мутаций
Мутации - это внезапные, естественные или вызванные искусственно наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма. Основы учения о мутациях заложены Г. де Фризом в 1901г. и оформлены затем в мутационную теорию.
Мутации характеризуются рядом свойств:
- возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходных форм;
- мутации - изменения качественные и, в отличие от ненаследственных изменений, не образуют непрерывных рядов и не группируются вокруг среднего значения;
- возникают ненаправленно - под влиянием одного и того же мутагенного фактора может мутировать любая часть структуры, несущей генетическую информацию, приводя тем самым к изменению самых разнообразных признаков;
- сходные мутации могут возникать неоднократно;
- мутации передаются из поколения в поколение.
Мутационная изменчивость - тип наследственной изменчивости, обусловленной появлением различных изменений в структуре генов, хромосом или генома. Фенотипически мутации проявляются только тогда, когда становятся гомозиготными
По происхождению мутагены классифицируют на эндогенные, образующиеся в процессе жизнедеятельности организма и экзогенные – все прочие факторы, в том числе и условия окружающей среды.
По природе возникновения мутагены классифицируются на физические, химические и биологические. Физическими мутагенами называются любые физические воздействия на живые организмы, которые оказывают либо прямое влияние на ДНК или вирусную РНК, либо опосредованное влияние через системы репликации, репарации, рекомбинации. [3]
Первые физические мутагены, открытые учеными,- это разные виды излучений: ионизирующее излучение, радиоактивный распад, ультрафиолетовое излучение. К физическим факторам относятся радиоактивное и ультрафиолетовое излучения.
Основными положениями, интерпретирующими механизмы радиационного мутагенеза являются:
• квант энергии, передаваемый ионизирующим излучением или радиоактивными частицами, может вызвать разрыв любых связей ДНК (водородных, гликозидных, сахаро-фосфатных, отщепление азотистых оснований);
• кроме прямого действия имеется действие опосредованное через активные радикалы, возникающие в тканях вследствие ионизации (ОН', Н +, Н20 2, Н02) и выступающих как химические мутагены;
• различные ткани имеют разный порог чувствительности к радиоактивным воздействиям и различную поглощающую способность; чувствительность клеток прямо пропорциональна их митотической активности и обратно пропорциональна дифференцированности клетки;
• небольшие дозы облучения вызывают генные мутации, большие - хромосомные аберрации, возникающие с частотой пропорциональной квадрату дозы.
Ультрафиолетовые лучи вызывают много типов мутаций. На модели ДНК кишечной палочки выявлено, что в 60-65% под их воздействием в генах происходит замена оснований, в 35-40% - делеции одного или нескольких нуклеотидов. Вероятность УФ индуцированных мутаций возрастает при недостаточности ферментов (эндонуклеаза, экзонуклеаза, ДНК- полимераза, лигаза), участвующих в выделении, устранении, замещении димеризированных молекул тимина.
Опасности влияния УФ - излучения на гонады нет, так как оно поглощается эпидермисом. Однако оно может индуцировать соматические мутации в клетках кожи и вызвать рак кожи, особенно при определенных заболеваниях с повышенной чувствительностью к УФ - лучам (пигментная ксеродерма, альбинизм, псориаз, фенилкетонурия и т.д.).
К химическим мутагенам относятся многие химические соединения самого разнообразного строения. Наибольшую мутагенную активность проявляют различные алкилирующие соединения, а также нитрозосоединения, некоторые антибиотики, обладающие противоопухолевой активностью. [9]
Вероятность химического мутагенеза определяется тем, что в настоящее время в мире зарегистрировано более 4 млн. химических веществ. В каждодневном пользовании человека находится около 650 тыс., из них более 50 тыс. лекарственных.
Первые доказательства данного вида мутагенеза были получены Ауэрбахом и Робсоном из Великобритании в 1942 г, которые индуцировали с помощью азотистого иприта мутации у мухи дрозофилы. В 1959 г. де Фриз (Freese, 1959) применил 2-аминопурин как мутаген и предложил объяснение его мутагенного эффекта: 2-аминопурин включается в ДНК вместо аденина и образует пары с тимином. При этом возможно ошибочное спаривание с цитозином в ходе репликации ДНК, уже включившей 2-аминопурин (ошибка репликации), а возможна ошибка при включении аналога в ДНК (ошибка включения).
Еще одним аналогом оснований является 0 6-метилгуанин, который способен образовывать пары с тимидином в ходе репликации, вызывая тем самым мутации по типу замен. К другим широко используемым в эксперименте мутагенам относятся бисульфит натрия, гидроксиламин, азотистая кислота, различные алкилирующие реагенты. Последние способны переносить алкильные группы на биологически важные макромолекулы. Например, Бурне (Bums, 1987) для алкилирующего мутагена N-Memwi-N'-нитроN-нитрозо-гуанидина выявил 167 мутаций по типу замен в гене lad E.coli.
Таким образом, получено много данных о возникновении мутаций, индуцированных различными факторами. Спустя 20 лет после открытия этого явления научное общество осознало важность этой проблемы; в 60-е годы было создано «Общество по изучению мутагенов внешней среды»; началось внедрение тестирования медицинских препаратов и бытовых химических веществ на мутагенность, тератогенность, канцерогенность и к началу 80-х годов мутагенная активность обнаружена у 3000 химических веществ. Доказано, что генетические эффекты химических веществ более разнообразны, чем генетические эффекты радиации. [11]
Одни из химических веществ реагируют с парой аденин - тимин, другие с парой гуанин - цитозин; неорганические химические вещества в основном вызывают хромосомные аберрации и геномные мутации, органические - наоборот вызывают генные мутации и редко хромосомные аберрации. Наиболее опасны генные мутации, так как они накапливаются и передаются в поколениях; хромосомные и геномные мутации ведут преимущественно к выкидышам, мертворождениям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая биология: Учебник / Под ред. Константинова В.М.. - М.: Academia, 2018. - 704 c.
2. Воронцов, Н.Н. Биология. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Н.Н. Воронцов. - М.: Просв., 2012. - 304 c.
3. Заяц, Р.Г. Медицинская биология и общая генетика: Учебник / Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов. - Мн.: Вышэйшая шк., 2012. - 496 c.
4. Каменский, А.А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский. - М.: Дрофа, 2013. - 367 c.
5. Колесников, С.И. Общая биология (для спо) / С.И. Колесников. - М.: КноРус, 2016. - 416 c.
6. Константинов, В.М. Общая биология: Учебник / В.М. Константинов. - М.: Академия, 2019. - 304 c.
7. Кузнецова, Т.А. Общая биология. Теория и практика: Учебное пособие / Т.А. Кузнецова, И.А. Баженова. - СПб.: Лань, 2018. - 144 c.
8. Мамонтов, С.Г. Общая биология / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - М.: Высшая школа, 2010. - 317 c.
9. Мамонтов, С.Г. Общая биология (спо) / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - М.: КноРус, 2018. - 68 c.
10. Просеков, А.Ю. Общая биология и микробиология: Учебное пособие / А.Ю. Просеков. - СПб.: Просп. Науки, 2012. - 320 c.
11. Сивоглазов, В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2012. - 381 c.
12. Сыч, В.Ф. Общая биология: Учебник для вузов / В.Ф. Сыч. - М.: Академический проспект , 2007. - 331 c.
13. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности / Е.И. Тупикин. - М.: Academia, 2017. - 16 c.
14. Фадеева, Е.О. Общая биология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; Под ред. В.М. Константинова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.