Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В период становления рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало стремительно развиваться в нашем веке новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объемами грузовых перевозок. Объектом изучения научной и учебной дисциплины «логистика» являются материальные и информационные потоки. Актуальность дисциплины и интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.
На сегодняшний день в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации экономики большое значение приобретают вопросы транспортной логистики. Это обусловлено тем, что развиваются торговые отношения со всеми ведущими странами мира, что требует налаженной, отлично функционирующей транспортной системы не только в этих странах, но и между ними. Для России это также имеет немаловажное значение, так как необходимо совершенствовать транспортную систему, которая бы отвечала современным требованиям.
В данном курсовом проекте рассматриваются вопросы транспортной логистики, основными задачами которой является обеспечение грузоперевозки товаров; минимизация затрат на грузоперевозку; нахождение оптимальных маршрутов по грузовой перевозке; поиск и выбор экспедиторов; транспортной компании - перевозчика, планирование доставки; грамотное оформление и заключение договоров и контрактов на грузоперевозку, куплю-продажу товаров; прохождение таможни; обеспечение оптимальной схемы доставки грузов при интермодальных перевозках; консолидация (объединение) грузов в процессе доставки; хранение на складах; согласование прочих вопросов с грузоотправителем и грузополучателем и т.д.
Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов и конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.
С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения – от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.
Цель курсовой работы – систематизация, закрепление, теоретических и практических знаний по транспортной логистике.
Задачи курсовой работы по достижению данной цели – это рассмотреть концептуальные основы развития транспортной логистики, выявить сущность и задачи транспортной логистики, а также рассмотреть влияние логистики транспорт в целом. Объяснить преимущества и недостатки отдельных транспортных цепей, указать задачи оптимизации транспортных перевозок, рассмотреть перспективы развития транспортной логистики.
1. Теоретическая часть работы
1.1 Сущность и задачи транспортной логистики
Транспорт – это отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).
2. Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.
Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.
Сущность транспортной логистики – организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами.
Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относятся задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. В сферу деятельности транспортной логистики входит, как правило, транспорт общего пользования, поэтому требуется решение таких вопросов как: рациональные тарифы, расчет размера грузопотока, при котором логистическая система безубыточна и т.д.
К задачам транспортной логистики следует также отнести следующий, далеко не исчерпывающий, список операций:
• выбор вида транспортного средства;
• выбор типа транспортного средства;
• совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным блоком;
• совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок;
• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
• определение рациональных маршрутов доставки.
На рисунке 1 представим Иерархическую структуру перевозок.
Рис. 1 – Иерархическая структура перевозок.
Как видно из данной структуры – на вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки. Это перевозки грузов несколькими видами транспорта, причем один из перевозчиков организует всю перевозку из пункта отправки до пункта назначения. Ниже - мультимодальные перевозки, оператор берет на себя ответственность за всю перевозку. Далее - юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельных предпринимателей и собственным транспортом производственных и коммерческих структур. В зависимости от сложности заказа, от места доставки и характера груза клиент может выбрать для себя наиболее удобный способ перевозки.
Важным понятием транспортной логистики является понятие транспортного (перевозочного) процесса, под которым понимается совокупность организационно-технологчески взаимосвязанных действий и операций, выполняемые транспортным предприятием и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозки грузов.
Структура транспортного процесса включает:
- маркетинговые исследования рынка грузоперевозок;
- разработку на основе данных маркетинговых исследований рациональных маршрутных схем;
- выбор вида и определение необходимого количества подвижного состава для перевозки грузов;
- определение сферы целесообразного использования транспортных средств в зависимости от конкретных условий грузоперевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта;
- нормирование скорости движения транспортных средств;
- выбор систем организации движения транспортных средств с использованием рациональных режимов труда обслуживающего персонала;
- координацию работы различных видов транспорта;
- анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения транспортных средств;
- обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов;
- применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования транспортных средств;
- управление движением транспортных средств;
- оперативный контроль за движением транспортных средств и др.
Рациональная организация перевозок грузов строится на основе изучения грузооборота и грузопотоков.
Под грузооборотом понимается общее количество грузов, перемещаемое в единицу времени (например, в течение часа, суток, месяца, квартала, года) в рамках определенной логистической системы.
Грузопотоком называется объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя звеньями логистической системы.
Грузооборот представляет собой сумму отдельных грузопотоков.
Перемещение различных грузов осуществляется по маршруту, который представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктами.
Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:
- объема перевозок;
- направления;
- дальности перевозок грузов;
- протяженности во времени;
- загруженности транспортных коммуникаций;
- последовательности движения;
- эффективности доставки грузов.
Отсюда можно сделать вывод о том, что изучение и выстраивание грамотной и структурированной транспортной логистики является одним из важнейших элементов в достижении успеха того или иного предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Малецкая М. Б. Логистика. учеб. пособие/ М. Б. Малецкая.- Иркутск:Изд-воБГУЭП, 2010.-71 с.
2. Гаджинский А. М. Логистика. 21-е изд./ А.М. Гаджинский.- Москва:ДашковиКо, 2016.-419 с.
3. Сергеев В. И., Эльяшевич И. П., Сергеев В. И. Логистика снабжения.рек. УМО по образованию в обл. логистики. учебник для бакалавриата имагистратуры. 2-е изд., перераб. и доп./ В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич.-М.: Юрайт, 2014.-523 с.
4. Основылогистики.учебник[длявузов]/Б.А.Аникин[идр.].-М.:Проспект,2014.-339 с.
5. Хабаров В. И.Основы логистики. рек. УМО по образованию в обл.антикризисного управления. учебное пособие для вузов. 2-еизд., перераб.идоп./В. И. Хабаров.-М.:Синергия, 2013.-367 с.
6. Логистическоеуправлениегрузовымиперевозкамиитерминально-складской деятельностью [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.С.Абдикеримов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М. :Учебно-методическийцентрпообразованиюнажелезнодорожномтранспорте,2013.—428c.—978-5-89035-671-0.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/26814.html
7. Фразелли Э., Frazelle E., Любовина Д. Мировые стандарты складскойлогистики.[практ.пособие].World-class WarehousingandMaterialHandling /ЭдвардФразелли.-М.: АльпинаПаблишер,2012.-329 с.