Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы правового регулирования городской застройки в настоящее время приобретают чрезвычайную актуальность. Приоритетным направлением государственной жилищный политики является реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Конституция РФ, жилищное законодательство устанавливают право граждан на жилище как одно из важнейших социально-экономических прав. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, стимулируют жилищное строительство.
Вместе с тем, масштабная деятельность по созданию объектов капитального строительства в ряде случаев вступает в противоречие с реализацией права граждан на благоприятную окружающую среду. И если с временными трудностями (стройматериалы во дворе и на спортплощадке, грузовые машины перед домом, башенный кран перед окном) жильцы еще готовы мириться и относятся к ним с пониманием, то многоэтажную застройку, закрывающую вид на Волгу, и стройплощадку на месте вырубленного сквера рассматривают как прямое нарушение их прав и нормальных условий жизни. В большинстве случаев это имеет под собой основание.
Концепция «точечной» застройки часто преподносится как наиболее рациональное решение квартирного вопроса для граждан. В реальности же реализация права на жилище в ущерб праву на благоприятную окружающую среду становится причиной серьезного конфликта социальных интересов. Почти систематическими стали общественные действия против уплотнительной застройки (пикеты, митинги, акции), поскольку ее ведение оказывает негативное воздействие на условия проживания граждан как в период строительства, так и в последующем (ликвидация привычных мест отдыха людей, детских площадок, парков, скверов, уничтожение зеленых насаждений, увеличение потока транспортных средств и как следствие - повышение загазованности воздуха).
Градостроительный кодекс РФ закрепляет принципы законодательства о градостроительной деятельности, в числе которых указывает на обеспечение устойчивого развития территорий. Устойчивое развитие территорий определяется как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Право человека на благоприятные условия жизнедеятельности является составной и неотъемлемой частью права человека на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации. Данное право принадлежит к числу тех прав и свобод, совокупность которых дает возможность судить о положении личности в конкретном обществе, а также и о характеристиках государства. Наряду с другими социальными институтами оно определяет показатели качества жизни, и с этих позиций обеспечение благоприятной окружающей природной среды выступает как составная часть общих мероприятий по повышению качества жизни человека.
Устойчивость как одно из необходимых свойств развития территорий подразумевает под собой стабильность, предсказуемость и определенность. К сожалению, в настоящее время во многих городах, в том числе и в Самарской области, существует проблема, вызванная хаотичным (неустойчивым) развитием территорий. Возникают ситуации, когда строительство объекта, на первый взгляд удачно вписывающегося в существующую застройку (с точки зрения архитектурного облика, обеспеченности коммуникациями, транспортной и социальной инфраструктурой, местоположения), существенно затрудняет дальнейшее развитие территории и реализацию гражданских прав и свобод.
Глава 1. Экспертиза проектов городской застройки
1.1. Объекты городской застройки, на которые требуется разрешение на строительство
Объекты городской застройки, на которые требуется разрешение на строительство — это обычно трехэтажные сооружения. Для проведения экспертизы проектов городской застройки требуется наличие проектно-сметной документации, которая содержит материалы в разных представлениях: текстовом и графическом, определяет решения разного плана: функционально-технологические, конструктивные, архитектурные, устанавливает инженерные задачи, содержит расчет стоимости возведения здания.
Ошибки и неточности в таких материалах могут привести к увеличению затрат и задержкам в строительстве и сдаче объекта. Поэтому перед началом работ необходимо проанализировать проектную и сметную документацию.
Основная цель изучения проектной документации - определение ее соответствия или несоответствия нормативным требованиям градостроительного законодательства. Оценка осуществляется для подтверждения обоснованности выбранных инженерных, проектных и других решений.
Экспертиза проектно-сметной документации осуществляется с целью проверки ее соответствия конкретному проекту, предотвращения неправильного применения цен и коэффициентов, ошибок в расчете объема планируемых работ, а также устранения риска необоснованного перерасхода выделенных средств.
1.2. Виды экспертиз объектов недвижимости
Правовая – Анализ идентификационных признаков земельных участков, предназначенных (или существующих ОН) для строительства на основе Земельного кадастра. Анализ различных форм собственности, сервитутов и обременений, соответствия требованиям Градостроительного