Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определяется тем, что от успешности решения за-дачи правильной организации денежного обращения, контроля за кассовой и расчетной дисциплиной предприятия, во многом зависит его платежеспо-собность, своевременность выплаты заработной платы персоналу, расчетов с различными кредиторами, платежей в бюджет.
Денежные средства являются одним из наиболее важных финансовых активов предприятия. Умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход; значит нужно думать о рациональном вложении временно свободных средств для получения при-были, что и является верно организованным движением денежных средств. Движение денежных средств отражает отношения между участниками про-цесса производства, распределения, потребления, поэтому имеет свои специ-фические рычаги влияния на ход и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
1. Теоретический раздел
1.1 Цель и задачи контроля и ревизии денежных средств
Цель ревизии денежных средств состоит в осуществлении контроля за соблюдением законодательных норм по проведению кассовых операций, установлению случаев злоупотреблений, их предупреждению (профилакти-ке) и разработке конкретных мер по укреплению кассовой дисциплины субъ-ектов хозяйствования. При проверке важно изучить, на сколько легитимно, достоверно и целесообразно совершаются операции в кассе и на счетах предприятия.
Для достижения этой цели можно определить несколько задач ревизии ценностей.
Основная задача – это проверка соответствия фактического наличия денежной наличности и ценностей в хранилище с данными бухгалтерского учета и книги учета ценностей.
Вторая задача ревизии – это проверка соблюдения работниками кре-дитной организации, ответственными за сохранность ценностей, порядка хранения наличных денег и ценностей.
Инструкция Банка России от 04.12.2007 N 131-И "О порядке выявле-ния, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с ра-диоактивным загрязнением" определяет третью задачу ревизии – это кон-троль радиоактивного загрязнения денежных знаков. Так как денежная наличность, находящаяся в хранилище ценностей, должна проверяться на уровень радиоактивного загрязнения при приеме в кассу, данная задача яв-ляется элементом дополнительного контроля
Обратимся к последовательности проведения ревизии. Ревизор с глав-ным бухгалтером ревизованного предприятия предъявляют полномочия (приказ) на проведение инвентаризации кассы кассиру. Далее до начала про-верки кассовой наличности кассир прекращает кассовые операции, составля-ет кассовый отчет на момент ревизии. В кассовый отчет включаются все пер-вичные документы о приеме в кассу и выдачу из нее денежных средств, за исключением незакрытых платежных сведений в дни выплаты заработной платы. После ревизор составляет вступительную часть акта инвентаризации кассовой наличности (отмечает дату, место проведения, основание проведе-ния такого контроля, состав инвентаризационной комиссии) и предлагает кассиру дать расписку, предусмотренную формой акта инвентаризации, с тем, что к началу инвентаризации все прибыльные и расходные кассовые до-кументы на денежные средства включены в отчет, все поступившие в кассу денежные средства оприходованы, а выданные из кассы — списаны в рас-ход;
1.2 Нормативные документы по контролю и ревизии денежных средств
На сегодняшний день порядок проведения ревизии и контроля денеж-ных средств в Российской Федерации регулируется целым рядом норматив-но – законодательных актов. Рассмотрим основные из них.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регу-лирующие движение денежных средств можно представить в следующей уровневой последовательности.
1-й уровень – нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президент-ских указов.
Конституция РФ. В сфере экономики Конституция РФ гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической дея-тельности. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Консти-туции РФ.
Федеральный закон «О Бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г. №402-ФЗ является главным законом, регулирующим учет в нашей стране, в котором говорится об объектах и основных задачах бухгалтерского учета, о его ор-ганизации, первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского уче-та, о составлении бухгалтерской отчетности, сроках ее предоставления, пуб-личностей, о сроках хранения учетных документов.
1.3 Источники информации для проведения проверки денежных средств
Источники информации – это те документы, которые затребует у ра-ботников предприятия проверяющий во время контрольных мероприятий или ревизионной проверки. Источники информации подразделяются на че-тыре группы:
1) первичные документы;
2) учетные регистры;
3) отчетность;
4) учетная политика проверяемого предприятия.
Информационные источники ревизии денежных средств:
1) первичные документы: кассовые приходные и расходные ордера,
2) расчетно-платежные (платежные) ведомости, платежные поручения, платежные поручения-требования, чековые книги, выписки учреждений бан-ков с текущего и валютного счетов предприятия, квитанции почтовые пере-воды, договоры о материальной ответственности, акты инвентаризаций кас-сы и т. п.;
3) учетные реестры: журнал регистрации кассовых приходных и рас-ходных ордеров; журнал регистрации платежных поручений в банк; кассовая книга - журнал регистрации доходных и расходных кассовых ордеров, отчеты кассира; журналы-ордера № 1, 2, 3 и соответствующие им сведения при журнально-ордерной форме учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения»
4) отчетность: баланс предприятия;
5) место хранения кассовой наличности (оборудование помещения и оборудование кассы).
1.4 Методы документальной проверки контроля и ревизии денежных средств
Документальный контроль – это формально-правовая проверка доку-ментов, проверка законности и достоверности совершенных финансово-хозяйственных операций по подлинным первичным оправдательным доку-ментам, проверка отражения в документах реальных процессов и обстоя-тельств.
Документальный контроль заключается в установлении сущности про-веряемой хозяйственной операции (хозяйственной деятельности) по данным первичных документов, записей в учетных регистрах и данных форм бух-галтерской и статистической отчетности, в которых она получила отражение.
При осуществлении инвентаризации кассы, применяя методы обследо-вания и нормативной проверки, ревизор проверяет соблюдение предусмот-ренных действующим законодательством условий хранения кассовой налич-ности в кассе предприятия: изолированное ли помещение кассы, или имею-щиеся металлические решетки, наличие сигнализации, металлических шка-фов или сейфов, как и где хранятся дубликаты ключей от сейфа.
Контроль соблюдения условий хранения кассовой наличности включа-ет проверку: наличие и оформление договоров о полной материальной от-ветственности; ответственность кассиров; подбора кадров кассиров на пред-мет соответствия их квалификации требованиям правил приема на должность кассира; соблюдение правил ведения кассовой книги, сдачи отчетности в бухгалтерию; обеспечение условий хранения кассовой наличности при до-ставке денег из банка, сдаче выручки.
1.5 Методы фактической проверки контроля и ревизии денежных средств
Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки на основе пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа, осмотра, установления фактического остат-ка имущественных и материальных ценностей в натуральном измерителе.
Характерным отличием данных видов контроля (документальный и фактический) является то, что документальный контроль без взаимодействия с фактическим, в большинстве случаев, возможен (например, при ревизии состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами), в то время как информация, полученная в ходе фактического контроля без увязки с доку-ментальными данными, не даст проверяющим, существенным образом, ни-какой информации, в ходе анализа которой можно было бы применить ме-ханизмы контроля.
Фактический контроль предполагает проверку контролируемых объек-тов в натуре путем:
• инвентаризации - способ проверки фактического наличия остатков ценностей и обязательств, их соответствия данным учета (наличие, состояние и оценка) на одну и ту же дату;
•метод контрольного перевешивания и перемеревания. Случаи приме-нения метода - при проверке приходных или расходных документов в мо-мент совершения операции и для проверки материалов инвентаризации, при этом сомнительные позиции описи контролируются повторным снятием остатков.
1.6 Типичные ошибки, выявляемые на практике при проведении кон-троля и ревизии денежных средств
Обратимся к типичным ошибкам, выявляемым на практике при прове-дении контроля и ревизии денежных средств. Среди них:
1) превышение лимита кассовой наличности;
2) занижение объемов реализации за наличные деньги, несвоевремен-ность сдачи выручки структурными подразделениями в кассу или кассу — в банк;
3) нарушение правил расчетов наличными деньгами из кассы предпри-ятия;
— выплата по ненадлежаще оформленным документам;
— выплата наличной выручки заработной платы и дивидендов
4) наличие противоправных подложных документов о выплатах из кас-сы заработной платы, депонированной заработной платы и т. п. (фиктивные документы, дополнительные платежные сведения о двойной оплате);
5) завышение объемов расходов наличных денег из кассы на погашение задолженности по заработной плате за прошедшее время, за отчетный месяц;
6) неправомерные бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского уче-та.
2. Практический раздел
2.1 Характеристика АО «Завод» и анализ показателей финансовой
отчетности
Предприятие АО «Завод». Юридический адрес: г. Краснодар, ул. Мос-ковская, 13.
Численность рабочих: 1408 человек.
Предприятие производит элементы радиоэлектроники.
Обратимся к основным положениям учетной политики предприятия АО «Завод». Так, среди них выделим положения:
«Кассовые документы в АО «Завод». оформляют и подписывают упол-номоченные лица:
• кассир;
• старший кассир (назначается, если в организации несколько кас-сиров);
• главный бухгалтер;
• руководитель.
Кассир снабжается образцами подписей уполномоченных лиц и печа-тью (штампом) с реквизитами, подтверждающими проведение кассовой опе-рации.
Кассовые документы могут оформляться:
на унифицированных бланках от руки с проставлением собственно-ручных подписей участников операции;
на печатных бланках в бумажном виде с проставлением собственно-ручных подписей участников операции;
в электронном виде с применением программы защиты от несанкцио-нированного доступа и электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Исправления в кассовых документах ни в бумажном, ни в электронном виде не допускаются (п. 4.7 Указания ЦБ РФ N 3210-У)».
Перейдём к показателям финансовой отчетности предприятия АО «За-вод» за 2019-2021 гг. Они представлены в таблицах 3,4.
2.2 Характеристика источников информации для проведения проверки
по намеченной программе
Источниками информации для проверки операций с денежными сред-ствами служат: кассовая книга, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомо-сти, квитанции и т.д.), чековые книжки, выписки банков по рублевым и ва-лютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платеж-ные поручения, платежные требования, авизо и проч.), журналы регистра-ции приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений и т.п., учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и т.д., Главная книга, Баланс, Отчет о движении де-нежных средств и др.
2.3 Составление общей программы проверки
Полная правильно составленная программа ревизии помогает ревизу-ющему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельно-сти организации.
Вопросы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируют-ся до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назна-чить исполнителей. Однако окончательный рабочий план формируется толь-ко в ходе ревизии, на начальной ее стадии, после ознакомления на месте с организацией производства и особенностями постановки учета.
2.4 Оформление акта проверки
Результаты ревизии оформляют актом. Для его составления ревизор в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности должен записы-вать в особую тетрадь, называемую рабочим дневником ревизора, все выяв-ленные им факты нарушений законодательства, нормативных актов и устава предприятия. Рабочий дневник можно вести, записывая все нарушения под-ряд по мере их выявления или группируя материалы по разделам будущего акта (по видам операций – кассовые, расчетные и т.д.). В первом случае ре-визор по окончании проверки помечает в дневнике, в какой раздел акта включить тот или иной материал. Во втором – для каждого раздела акта и группы нарушений отводит в дневнике отдельные листы. Второй способ об-легчает составление акта, но требует от ревизора большего внимания. Делая записи в дневнике, надлежит избегать сокращений, указывать необходимые данные: номера и даты документов и записей; суммы операций; законы и ин-струкции, пункты устава, которые были нарушены; сущность нарушений; должности, фамилии, имена и отчества виновных, размер ущерба.
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы мы исследовали теоретиче-ские и практические основы контроля и ревизии денежных средств предпри-ятия.
Описаны цели и задачи контроля и ревизии денежных средств. Класси-фицированы нормативно-правовые акты относительно контроля и ревизии денежных средств. Проанализированы источники информации для проведе-ния проверки денежных средств. Нами выделены методы документальной и фактической проверки контроля и ревизии денежных средств. Также в теоре-тическом разделе курсовой приведены типичные ошибки, выявляемые на практике при проведении контроля и ревизии денежных средств.