Фрагмент для ознакомления
2
Мы знаем, что во время Великой Отечественной войны солдаты и офицеры на фронте, партизаны, советские люди в тылу врага героически сражались во имя Родины и свободы. Тема подвига нашла отражение в мемуарах, фильмах и, конечно, в художественной литературе.
Художественная литература о войне воспевает подвиг солдата, осмысливает в полной мере уроки тяжких испытаний, показывает правду войны. Несомненно, что произведения, созданные в послевоенные годы и спустя 10-20-30 лет после окончания войны, разнятся по своим художественным особенностям, но это в конечном итоге и определило тему и цель нашего исследования.
Цель: изучение особенностей изображения подвига в повести В. В. Быкова «Обелиск».
Задачи:
1. Определить отношение к подвигу в художественной литературе.
2. Выявить особенности изображения подвига на страницах художеств
3. Проследить, какие особенности
Объект: подвиг в повести В. В. Быкова «Обелиск».
Предмет: особенности изображения подвига в повести В. В. Быкова «Обелиск».
Метод исследования: анализ текста.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы подвига в художественной литературе о Великой Отечественной войне
1.1 Понятие подвига в художественной литературе
Героическое, как и любая другая идея, предстает перед нами как совокупность толкований и репрезентаций. Задача данного параграфа – рассмотреть эту совокупность, опираясь на теорию и историю литературы.
Героическое в литературоведческих работах определяется по-разному: как «разновидность пафоса» [4], «тип художественного содержания» [6], «тип авторской эмоциональности» [17], «эстетическая категория» [12], «модус художественности» [5] и т.д.
Тем не менее исследователи примерно одинаково понимают суть героизма, предполагающего «утверждение величия подвига отдельной личности и целого коллектива, огромного значения его для развития народа, нации, человечества» [4]; поэтизацию «поступков людей, свидетельствующих об их бесстрашии и способности к величественным свершениям, об их готовности преодолеть инстинкт самосохранения, пойти на риск, лишения, опасности, достойно встретить смерть»[17]; «художественное воспроизведение мужественного и самоотверженного поведения индивидуума или масс во имя высоких целей» [12]; «поэтизацию подвигов, воспевание их вершителей-героев»[ 5].
Опираясь на эти определения, можно выделить следующие черты рассматриваемого феномена:
- в его основе лежит поступок индивидуума или масс;
- этот поступок отличается бесстрашием, мужественностью и самоотверженностью, т.е. является подвигом;
- подвиг направлен на достижение высоких целей, величественных свершений; в достижении высоких целей герой должен быть способен достойно встретить смерть;
- подвиг поэтизируется автором художественного произведения.
Важнейшей характеристикой героического является его связь с проблемой смерти: «Герой, так же, как и святой, только после смерти завершенно становится героем. Пока он жив, баланс героического и негероического в нем колеблется и не предрешен. Одна смерть ставит все на свои места» [14].
И все же приведенные высказывания говорят о том, что исследуемый феномен не так уж однозначен, как может показаться на первый взгляд. Это можно заметить и в попытках типологизировать героическое. Так, П. Сапронов пишет о «героизме поневоле», «героизме исторической миссии», «героизме по преимуществу», «героизме крестьянина» [14].
В. Хализев рассуждает о героике, «одухотворенной сверхличной целью, альтруистической, жертвенной, знаменующей служение в высоком смысле слова»; героике, знаменующей «защиту человеком собственного достоинства в обстоятельствах, грубо попирающих его право на независимость и свободу»; героике, означающей «сопротивление беззаконию, возведенному в ранг всеобщей и неукоснительной нормы»; героике, совмещающей в себе «своевольное самоутверждение и презрение к людям с желанием служить обществу и человечеству» [17] и т.д.
Ученые убедительно доказывают, что изучаемый феномен многообразен, и многообразие его обусловлено различными историческими, психологическими и социальными факторами.
Итак, героическое в широком смысле – это репрезентация в литературе самоотверженного преодоления человеком себя, выхода за рамки своих возможностей во имя высокой (не низменной) цели, зачастую требующего от индивида смерти и осмысляемого как подвиг лишь после гибели.
Героизм в литературе Новейшего времени – тема для специального исследования. Отметим лишь, что здесь использовались многие приемы изображения героического и негероического, разработанные писателями предшествующих периодов. Социалистический реализм заимствовал классицистическую идею подвига во имя государства (А. Фадеев, Б. Полевой); лучшие «военные» произведения развивали психологические тенденции, идущие от Л. Толстого и П. Мериме (М. Шолохов, Ю. Бондарев, Г. Бёлль); во второй половине ХХ в., после Второй мировой войны, когда милитаристская риторика окончательно стала ассоциироваться с бессмысленным уничтожением людей, авторы акцентировали свое внимание на проблеме негероического (М. Кундера, Л. Петрушевская); при этом в литературу вернулся образ подвижника (А. Солженицын).
Для русской литературы тема войны - это, в первую очередь тема подвига русского народа. Война и народное сопротивление неразрывно связаны в русской художественной литературе, так как практически все войны, которые выпали на долю русского народа, носили освободительный характер, люди боролись до конца за свое государство, за свою землю за свою жизнь.
Трагизм долгого пути Великой Отечественной войны был неотъемлемой стороной жизни народа на протяжении почти четырех лет, став, через пролитую кровь, органической частью его памяти. И это до сих пор никуда не ушло. Надо отметить: непосредственно в те, военные, годы в произведениях доминировала героическая линия. По мнению П. Топера, она происходила «не из потребительского отношения к жизни, а из понимания неисчерпаемых возможностей человека преодолевать непреодолимые трудности и свершать поражающие воображение подвиги во имя великой цели, в том числе и ценой своей жизни» [15,16]. К тому же, во время военного лихолетья творческие возможности литераторов были в значительной степени стеснены жесткими ограничениями цензуры, поэтому нота “сострадания и ужаса” вне непосредственной героизации подвига далеко не всегда легко могла найти место в произведениях. И после войны, после Победы истинная ее цена оставалась запретной темой, на пути этой темы в искусстве, прозе стояли преграды. Лишь в начале 60-х годов, когда обстановка в СССР изменилась, многие прошедшие через фронты писатели, ― это Константин Симонов, недавно ушедший из жизни Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Алесь Адамович, Виктор Астафьев и другие – громко заявили о себе. Они вышли на литературную сцену с сохраненной в душе правдой минувших лет, создав в своих произведениях подчеркнуто правдивое изображение самых разных сторон великого и трагического военного времени.
1.2 Особенности изображения подвига в художественной литературе о Великой Отечественной войне
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать
- значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине;
- показать трудности борьбы с фашизмом;
- донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Одна из главных тем военной литературы – тема подвига.
На фронте побывало огромное количество русских писателей, например, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Тихонов, М. Шолохов. Множество писателей были награждены медалями и орденами. Писатели и словом, и делом поддерживали русский народ в борьбе против ненавистного врага, они дали народу боевое художественное слово. Писатели через свои произведения доносили до людей необходимость защищать Родину до самого конца. С самого первого дня начала воны в советских литературных журналах начинают появляться стихи, призывающие русский народ сплотится против сильного врага. Так же в журналах публикуют свои статьи такие известные авторы как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, которые пробуждали мужественность и пламя ненависти в народе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамович А. А. Торжество человека. – Вопросы литературы, 1973, № 5, стр. 116.
2. Быков В.В. Обелиск. – В кн.: Великая отечественная война в русской литературе. – М., 2004.
3. Быков В.В. В тумане. – В кн.: Подвиг: Библиотека приключений. – М., «Молодая гвардия», 1988.
4. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1976. С. 94–95
5. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2006. С. 55.
6. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 104.
7. Гуань Л. — Трагические мотивы Великой отечественной. Интерпретация Василя Быкова // Litera. – 2020. – № 2. – С. 18 - 25. DOI: 10.25136/2409-8698.2020.2.32558 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32558
8. Правильная ссылка на статью: Гуань Л. — Трагические мотивы Великой отечественной. Интерпретация Василя Быкова // Litera. – 2020. – № 2. – С. 18 - 25. DOI: 10.25136/2409-8698.2020.2.32558 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32558
9. Губко Н. Творческая сила памяти (военная тема в творчестве В. Быкова). – Звезда, 1975, № 6, стр. 190.
10. Гурнов Б. О войне, не про войну. – В кн: Подвиг, М., «Молодая гвардия», 1988.
11. Дедков И.А. Василь Быков: очерк творчества. – М.: Советский писатель, 1980.
12. Журавлев С.И. Проблема героизма в современной советской художественной прозе о Великой Отечественной войне (на материале произведений Василя Быкова). – В кн.: Традиции и новаторство в советской литературе. Сборник трудов. – М., 1979.
13. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. С. 175.
14. Максимов В. В. Военная повесть В. Быкова (опыт нарратологической типологии) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 1 (31), ч. 2. C. 128–130.
15. Максимов Владимир Владимирович «Обелиск» В. Быкова в аспектах исторической поэтики // Сибирский филологический журнал. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obelisk-v-bykova-v-aspektah-istoricheskoy-poetiki (дата обращения: 25.11.2021).
16. Сапронов П.А. Феномен героизма. СПб., 2005. С. 295.
17. Топер П. Цена победы: О некоторых аспектах трагического в литературе об Отечественной войне. // Литература великого подвига: Великая Отечественная война в литературе. М., Художественная литература, 1975, вып.2, С. 89-116.
18. Топер П. Гуманистический смысл подвига и проблемы войны и мира в мировой литературе. // Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982, С. 118.
19. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2005. С. 75–76.
20. Шагалов А.А. Василь Быков. Повести о войне. – М.: «Художественная литература», 1989.