Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономические санкции представляют собой применяемые одной или несколькими странами меры экономического характера по отношению к другой стране или группе стран. Экономические санкции могут иметь форму полного или частичного запрета импорта товаров из страны, экспорта в страну, а также ограничения финансовых операций.
Актуальность данной темы заключается в том, что экономические санкции наносят ущерб тому, против кого их применяют. Величина ущерба зависит от ряда обстоятельств: насколько мощные санкции, как долго они действуют и насколько стабильна экономика попавшей под ограничительные меры страны.
Мощные санкции оказывают влияние практически на все: бюджет (соответственно его профицит и дефицит), ЗВР, ВВП, ключевую ставку ЦБ, спрос и предложение, мировые цены, девальвацию, инфляцию, курс национальной валюты, кросс-курсы и т.д.
Цель работы – изучить сущность экономических санкций и их влияние на российскую экономику.
Объект работы – экономические санкции.
Предмет – Россия.
Задачи работы:
-раскрыть сущность экономических санкций
-изучить виды санкций
-оценить эффект санкций
-проанализировать санкции против России
-исследовать ущерб от внедренных санкций
-оценить перспективы санкций против РФ.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе раскрывается сущность экономических санкций, их виды и оценка влияния.
Во второй главе анализируются экономические санкции против России.
Для раскрытия темы были использованы материалы государственной статистики и ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты изучения экономических санкций
1.1.Понятие и виды санкций
В последнее время нет темы актуальнее, чем введение экономических санкций. В то же время, немногие понимают формы, методы и цели этих санкций. Введенные ограничения всегда касаются, как одной, так и другой стороны, отражаясь на состоянии экономики, деловом климате и настроениях потребителей. Образно говоря, санкции – это оружие, которое стреляет в обе стороны.
Санкции – это политический и экономический инструмент, используемый странами или международными организациями для убеждения определенного правительства или группы правительств изменить свою политику путем ограничения торговли, инвестиций или другой коммерческой деятельности.
Санкции — это определенные ограничения на международную торговлю или другую международную деятельность, которые накладываются на страну за какие-то опасные или незаконные проступки [14, c.177].
В большинстве случаев данный инструмент применяется к тем странам, которые грубо нарушают международное законодательство, нарушают права человека, угрожают мировому порядку и миру в целом, создают угрозу разрабатывая или угрожая ядерным, или другим летальным оружием массового уничтожения.
Так как данный инструмент влияния имеет очень обширную площадь применения, то и видов с различными подвидами санкций существует огромное множество. Мы рассмотрим три основных типа:
Персональные санкции;
Торговые санкции;
Экономические санкции.
К персональным санкциям относятся действия в отношении конкретных лиц и их окружения, имеющих отношение к предмету нарушения. К таким людям могут быть применены абсолютно различные методы международного влияния, такие как: блокировка зарубежных счетов, арест имущества, запрет въезда на территорию, открытие финансовых и криминальных расследований. Хотя на первый взгляд кажется, что данная мера не приносит особого эффекта в больших масштабах, но он все же есть. Исходя из исторических фактов можно заметить, что большинство клептократических правительств предпочитает хранить финансы и иметь собственность именно за пределами своей страны. Таким образом, угроза потерять все «нажитое» может повлиять на ход их политики.
Торговые санкции, это самый мягкий и распространенный способ вразумить нарушителя. В них могут входить различные отмены преференций на торговлю, установлением квот и тому подобных ограничений на международную торговлю.
Экономические санкции носят карательный характер и предназначены для изоляции страны нарушителя. Они могут включать в себя [23, c.15]:
Эмбарго на продажу ресурсов и продукции;
Заморозка иностранных активов государства и его компаний;
Запрет на денежные переводы (например отключение от системы SWIFT);
Запрет на передачу технологий, как военных, так и гражданских;
Изоляция страны путем запрета на въезд в другие страны.
Так как полный спектр подобных санкций может экономически уничтожить фактически любую страну на планете, он никогда не применяется в полном объеме. Обычно подобные меры применяются порционно, чтобы оставить возможность для урегулирования конфликта так сказать мягким и безболезненным образом.
Экономические санкции – это ограничительные меры экономического характера, предпринимаемые одним или несколькими государствами в отношении другой (других) страны.
Экономические санкции представляют собой применяемые одной или несколькими странами меры экономического характера по отношению к другой стране или группе стран. Экономические санкции могут иметь форму полного или частичного запрета импорта товаров из страны, экспорта в страну, а также ограничения финансовых операций.
Целью санкций является принуждение правительства страны, на которую эти санкции наложены, изменить свою политику в разных сферах: вывод войск с оккупированной территории, прекращение нарушений прав человека, прекращение всех видов поддержки международного терроризма и прочее.
Как ни странно, в международном праве отсутствует точное определение экономических санкций: каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению.
В одностороннем порядке санкции могут быть наложены решением президента страны, правительства или законодательного органа. Возможно применение санкций несколькими государствами. Тем не менее, официальным международным статусом обладают только санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН. В теории, они являются самыми действенными, поскольку обязательны для исполнения всеми странами-членами ООН. На практике, действенность таких санкций зависит от конкретных стран, являющихся торговыми партнерами «оштрафованного» государства, поскольку эффективных методов воздействия на нарушителей санкционного режима у Совбеза ООН нет.
1.2. Эффект от внедрения экономических санкций
Суть любых санкций – наказание или побуждение к выполнению определенных требований. Экономические санкции не исключение.
Для того чтобы понимать всю разрушительную суть санкций, следует осознать, что в эпоху всеобщей глобализации в мире практически не осталось полностью самодостаточных стран. К примеру, одни страны делают ставку на новые научные технологии, другие на производство сельскохозяйственной продукции, третьи на добычу ресурсов.
Санкции способны отключить любую страну от этого глобального механизма товарооборота. Естественно, что, имея определенный сохранившийся уровень технологий, страна, находящаяся под санкциями еще будет существовать, но обстановка будет постоянно ухудшаться. В качестве примера можно привести Кубу или Северную Корею, где население живет за гранью бедности, а в технологическом плане время там остановилось.
Если одной или нескольким странам хочется добиться от другой страны или группы стран определенных действий, они могут прибегнуть к военному методу решения вопроса. В современном мире большие страны избегают прямых военных столкновений друг с другом, учитывая мощность вооружений, поэтому стараются решить проблему дипломатическим путем.
Нередко дипломатические усилия не приводят к нужному результату, и тогда включается карательная машина в виде экономических санкций.
Цели экономических санкций [30, c.65]:
• смена политического курса (как правило, долгосрочные санкции против стран с враждебным режимом власти, например, санкции США против Кубы, Венесуэлы);
• отмена законодательных актов (вводятся против государств, принимающих законы, идущие в разрез с международным правом, например, дискриминирующих людей по религиозным или иным убеждениям);
• прекращение работ по созданию оружия массового поражения (международные санкции против Ирана, КНДР);
• пересмотр экономической политики (против оффшорных стран и т.д.);
• борьба с теневой экономикой;
• антидемпинговые и другие.
Например, американские экономические санкции против Китая при президенте Дональде Трампе введены из-за минусового для США торгового баланса. Санкциями в виде увеличения пошлин на китайские товары Трамп пытался убедить Пекин покупать больше американских товаров.
Экономисты часто спорят об эффективности экономических санкций. Чаще всего ограничительными мерами удается принудить к выполнению решений страны со слабой экономикой. Более сильные государства способны переварить нанесенный экономический удар и ответить не менее чувствительно. Или даже начать войну, а санкции – это ведь попытка избежать ее.
Экономист Гари Клайд Хафбауэр с коллегами после анализа около двухсот случаев ограничительных экономических мер определил следующее: санкции, направленные [32, c.46]:
• на прекращение военных действий, увенчались успехом лишь в 21% случаев;
• уничтожение военного потенциала – 31%;
• кардинальную смену политического режима – 31%;
• умеренную смену политического курса – 51%;
Экономические санкции без других методов воздействия приводят к ожидаемому результату максимум в половине случаев, и это только при необходимости незначительно откорректировать чей-то политический курс. Более глобальные задачи (остановить войну, уничтожить военный потенциал, кардинально сменить политический курс) достигаются в одном случае на три или пять.
Например, экономические санкции за многие десятилетия так и не привели к смене политического курса в Венесуэле и Северной Корее и отказу их властей от создания оружия массового поражения. Не оказали экономические санкции должное воздействие на Ливию периода правления Муамара Каддафи. Чтобы свергнуть ливийскую власть западные страны в итоге решились на военную операцию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аганин А.Д. Волатильность курса рубля: нефть и санкции / А.Д.Аганин, А.А.Пересецкий // Прикладная эконометрика. - 2018. - Т.52. - С.5-21.
2. Архипова В.В. Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста? // Экон. стратегии. - 2018. - Т.20, N 8. - С.14-23.
3. Басов Ф.А. Антироссийские санкции как тест для общей внешней политики Евросоюза // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 10. - С.55-63.
4. Басов Ф.А. Германия, Европарламент и политика санкций в отношении России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2016. - Т.60, N 12. - С.62-68.
5. Бахин С.В. Односторонние экономические «санкции» и международное право / С.В.Бахин, И.Ю.Еременко // Закон. - 2017. - N 11. - С.162-175.
6. Вербицкая Т.В. Могут ли санкции носить политический характер // Вестник развития науки и образования. - 2016. - N 4. - С.11-16.
7. Давыдов А.А. О новом санкционном режиме США против Ирана / А.А.Давыдов, С.В.Кислицын // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 2. - С.28-36.
8. Ершов М. Как нейтрализовать новые финансовые санкции против России // Эксперт. - 2017. - N 36. - С.41-43.
9. Ершов М.В. Санкции против РФ: механизмы нейтрализации // Экон. стратегии. - 2017. - Т.19, N 7. - С.46-51.
10. Заостровцев А.П. Реакция на контрсанкции: «Мы за ценой не постоим…» // Обществ. науки и современность. - 2017. - N 5. - С.46-60.
11. Капогузов Е.А. Российская нефтехимия в период санкций: Carpe Diem / Е.А.Капогузов, Р.И.Чупин, М.С.Харламова // ЭКО. - 2017. - N 12. - С.71-86.
12. Клинова М.В. Россия - Евросоюз: продолжение санкционного противостояния / М.В.Клинова, Е.А.Сидорова // Вопросы экономики. - 2017. - N 6. - С.114-127.
13. Клинова М.В. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации / М.В.Клинова, Е.А.Сидорова // Пробл. прогнозирования. - 2019. - N 3. - С.159-170.
14. Кононенко Д.Ф. Влияние экономических санкций на характер исполнения внешнеэкономического контракта // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 6. - С.176-180.
15. Кузнецов С.В. Неопределенность навсегда: перспективы развития европейской и российской экономик в условиях взаимных санкционных режимов // Инновации. - 2016. - N 5. - С.34-36.
16. Кузовкин А.И. Санкции США затронут «Северный поток-2» // Микроэкономика. - 2017. - N 5. - С.53-56.
17. Кьеза Д. Санкции против России будут сняты в течение 2017 года // Рос. Федерация сегодня. - 2017. - N 3. - С.56-59.
18. Матюшок В.М. О методологических аспектах формирования экономической стратегии России в условиях западных санкций // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т.13, вып.12. - С.2273-2290.
19. Миркин Я. Другая финансовая политика. Сильный ответ на кризис и санкции // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 8. - С.100-107.
20. Обухова Е. Восстать из ада / Е.Обухова, К.Пахунов, П.Скоробогатый // Эксперт. - 2018. - N 34. - С.12-17.
21. Омельченко А.Н. Модель индекса интенсивности санкций (на примере России) / А.Н.Омельченко, Е.Ю.Хрусталев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.1. - С.62-77.
22. Павлов П. Санкции в отношении российской алюминиевой отрасли // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 9. - C.35-39.
23. Пока не санкции, а призрак санкций / А.Лабыкин, Е.Обухова, К.Пахунов, П.Скоробогатов, А.Хазбиев // Эксперт. - 2018. - N 6. - С.12-19.
24. Пономарева Е. Влияние продуктовых санкций на цены в России в 2014-2016 гг. / Е.Пономарева, Р.Магомедов // Экономическое развитие России. - 2017. - Т.24, N 3. - C.26-34.
25. Российская экономика под гнетом санкций и дешевой нефти / И.Борисова, Б.Замараев, И.Козлова, А.Назарова, Е.Суханов // Вопросы экономики. - 2016. - N 7. - С.5-35.
26. Салицкий А.И. Санкции и замещение импорта на примере опыта Ирана и Китая / А.И.Салицкий, Ч.Синь, В.И.Юртаев // Вестник Рос. акад. наук. - 2016. - Т.87, N 3. - С.263-271.
27. Санталова М.С. Управление отношениями с инвесторами в условиях экономических санкций // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 4. - С.84-90.
28. Саюнов В.В. О секторальных санкциях в нефтегазовой отрасли // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. - 2018. - N 2. - С.71-78.
29. Сидорова Е. Энергетика России под санкциями Запада // Международные процессы. - 2016. - Т.14, N 1. - С.143-155.
30. Сильвестров С.Н. Новый американский законодательный акт о санкциях: очередные политические и экономические вызовы России // Рос. экон. журнал. - 2017. - N 3. - С.61-68.
31. Скиданов Ю. Антироссийские санкции: промышленность возрождается, село дает рекордные урожаи // Рос. Федерация сегодня. - 2018. - N 3. - С.44-49.
32. Скиданов Ю. Санкции США: лекарство от стагнации // Рос. Федерация сегодня. - 2018. - N 5. - С.44-47.
33. Соколов Н.А. Количественная оценка влияния санкций на российскую экономику в краткосрочной перспективе / Н.А.Соколов, С.Н.Ларин, Е.Ю.Хрусталев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - N 8. - С.44-54.
34. Сулейманов Д.Н. Экономика. Санкции-противосанкции: сб. ст. - М.: МНИ, 2016. - 213с.
35. Телегина Е.А. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. возможности для России / Е.А.Телегина, Г.О.Халова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2019. - Т.63, N 2. - C.13-20.
36. Тетушкин В.А. Анализ влияния санкций в сфере энергетики и проблем импортозамещения в РФ в условиях экономического кризиса // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2016. - Вып.12. - С.94-110.
37. Федоренко В.И. Влияние санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации / В.И.Федоренко, А.А.Володин, А.В.Борисова // Экон. стратегии. - 2018. - Т.20, N 1. - С.48-57.
38. Федорова Е. Влияние ПИИ на эффективность деятельности российских компаний после введения санкций / Е.Федорова, А.Николаев // Общество и экономика. - 2016. - N 12. - С.65-74.
39. Хазбиев А. «Санкции открыли нам дверь» // Эксперт. - 2019. - N 8. - С.26-30.
40. Ческидов Б.М. Новая санкционная доктрина США // Финансы. - 2016. - N 7. - С.52-56.
41. Четверикова А.С. Инвестиционное сотрудничество России и Франции: влияние санкций // Проблемы прогнозирования. - 2017. - N 2. - С.131-140.