Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная деятельность современных предприятий направлена на разработку и создание конкурентных инноваций в различных сферах деятельности.
В экономической теории под инновациями понимают профессиональную деятельность по формированию системы новшеств, являющихся воплощением научных открытий в конкретной технологии или продукте. Такое понимание инноваций является наиболее распространенным в современной сфере экономики и материального производства. Инновацией может считаться конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.
В настоящее время сохраняется объективная необходимость разработки системы управления процессом формирования и финансирования инновационных проектов в стремительно меняющихся экономических условиях.
Вследствие финансового кризиса, начавшегося в конце 2014 года часть ведущих российских банков – потенциальных участников финансово-кредитного рынка приостановили, а в некоторых случаях заморозили инвестиции в инновационный сектор экономики. Поэтому перспективы привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации проектов компаний стали весьма неопределёнными.
Актуальность исследования определена и практической ценностью данной работы, связанной с исследованиями автора по процессу управления формирования и финансирования инновационных проектов на предприятии.
Выбор темы исследования был связан с осознанием необходи¬мости комплексного, многоаспектного изучения проблемы управле¬ния финансированием инновационных проектов.
Объектом исследования выступают экономические отношения и условия, формирующие содержание инновационного процесса.
Предмет работы – инновационный процесс в ПАО «Т Плюс».
Целью работы является рассмотрение теоретических основ формирования и финансирования инновационных проектов, выбор оптимальных источников финансирования инновационной деятельности предприятия.
В связи с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
- теоретическое обобщение и раскрытие основ формирования инновационных проектов;
- проведение анализа системы формирования и финансирования инновационных проектов;
- определение приоритетных направлений по совершенствованию системы формирования и финансирования инновационных проектов.
- анализ инновационной деятельности ПАО «Т Плюс»,
- перспективы развития инноваций в компании.
Работа состоит из двух основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы реализации инновационных проектов на предприятии. Во второй части анализируются процессы инноваций в компании ПАО «Т Плюс».
В процессе работы были изучены и обобщены теоретические и практические рекомендации таких отечественных и зарубежных ученых и специалистов, как Абрамова С.И. Авиловой В.В., Шинкевич А.И., Шарпа. У., Шеремета В.В., ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты реализации инновационных проектов
1.1.Содержание понятия инновация и инновационный проект
В современных условиях усиления ориентации рынка на развитие реального высокотехнологичного сектора экономики существует необходимость максимально эффективно использовать все ресурсы и факторы производства предприятий.
В международной практике инновации - это планы, которые связаны с реализацией и достижений в науке и технологиях предприятия.
Таким образом, инновационным процессом является сложная система действий, направленных на достижение определенных целей в развитии науки и техники. Они связаны между собой исполнителями мероприятий, сроками и ресурсами.
Одним из важнейших предпосылок развивающейся инновационной экономики различных стран мира выступает устойчивое развитие методов оценки инноваций предприятий, регулирующих их инновационную среду. Каждая из фирм пытается найти свою нишу в этой огромной сфере.
Инновация – это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности. Управление инновационным процессом включает в себя этапы, начиная с научно-исследовательских работ и заканчиваясь освоением на рынке. Процесс начинается с того момента, когда появляется новшество, которое в последующем превратится в инновацию. Интервал инновационного проекта обычно устанавливается год после окупаемости инвестиций, но жизненный цикл этого продукта ещё не заканчивается.
Сегодня наблюдается большой рост конкуренции среди компаний на разных рынках, успех которых во многом обусловлен развитием и внедрением новых инноваций, которыми нужно правильно управлять с помощью основ и законов инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент - это самостоятельная экономическая наука, которая представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, объектом которого выступает инновационный процесс во всём своем разнообразии.
Сегодня существует множество подходов к трактовке понятия инноваций предприятий. Обычно инновация трактуется как любое новшество, относящиеся к сфере науки, производства и т.д., или к результатам (продукту), который появился во время такой деятельности. А инновационным процессом называется процесс, который содержит технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности предприятия [14, c.13].
Объектный подход позволяет сделать ряд выводов о содержании инноваций [26, c.221]:
- специфика содержания инноваций заключается в качественных изменениях, приводящих к улучшению или усовершенствованию;
- инновация не всегда успешна. Однако, повышение эффективности всегда выражается дополнительной выгодой – инновационной рентой (наличием дохода от внедрения новшеств, недоступных для конкурентов);
- инновации всегда обладают свойством научно-технической новизны, производственной применимости и коммерческой реализуемости.
Для того, чтобы оценить эффективность инновационного процесса, необходимо осуществить процесс управления.
Управление инновацией строится так, чтобы была налажена связь между знаниями и процессами управления. Прежде всего, это касается достижения основной цели [4, c.309].
Цель инновации должна отвечать критериям конкретности, измеримости и достижимости.
1.2.Оценка эффективности инновационного проекта
Основным результатом осуществления инновационного процесса является:
- новый инновационный продукт,
- способность предоставлять услуги (например, бизнес-функции, поддерживающие производство и дистрибьюцию),
- результаты в виде разработок и документов, которые можно использовать для пользы какого-либо нового процесса для общества.
Таким образом, наблюдение за фактическими показателями и сравнение их с целевыми является одним из инструментов контроля инновационного процесса. Степень достижения цели инновации определяется выражением [6, c.176]:
С = Vфакт/Vплан (1),
где Vплан – плановое значение целевого показателя,
Vфакт – его фактическое значение.
Если суть инновационного процесса заключается в снижении целевого показателя (например, производственного брака), то тогда применяется обратная модель оценки C = Vплан/Vфакт.
Так, для оценки эффективности инновации необходимо учитывать ее исполнение точно в срок, когда цель оправдана ее временной необходимостью. Для этого используется метод критического пути, который используется для оценки длительности процесса и выявление работ, наиболее рискованных с точки зрения сроков их выполнения.
Основной проблемой для современных инвесторов, вкладывающих свои средства в различные инновации, является оценка содержания плана и вероятных последствий его осуществления, чтобы получить ожидаемый результат (рис.3).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гунин В.Н. Управление инновациями. – М.: Инфра-М, 2016. – 272 с.
2. Гуртов В. К. Управление инвестиционными ресурсами. – М.: Экономика, 2018. – 363 с.
3. Зейдель Х., Теммен Р. Управление инвестициями./ пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 462 с.
4. Ильденков С.В. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2018. – 200 с.
5. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 437 с.
6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2019. – 576 с.
7. Литке Х. Д. Управление проектами./ Под ред. Х.Д. Литке, Илонка Кунов. – М.: Омега-Л, 2018. – 337 с.
8. Маленков Ю. А. Новые методы инвестиционного менеджмента. – СПб.: Книжник, 2018. – 239 с.
9. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование проектов. – СПб.: Питер, 2019. – 284 с.
10. Семиренко Е. П. Инвестиционное проектирование. – Мн.: БГЭУ, 2018. – 431 с.
11. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2017. – 343 с.
12. Харрисон Г. С. Оценка инновационного потенциала промышленности./ Пер. с англ. – М.: Дека, 2019. – 359 с.
13. Юдинова Г. М., Крапоткина В. С. Методы оценки инвестиционных проектов на уровне предприятий: Практическое пособие. – Саранск: Красная книга, 2018. – 264 с.
14. Яшин Ю. А. Эффективность инновационной деятельности промышленных предприятий регионов России.// Научно-практический журнал «Экономика и безопасность». – 2018. – №7. – С. 138.
15. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
16. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.innoros.ru/news/regions
17. Экономический портал [Электронный ресурс]. Доступ через http://institutiones.com/
18. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
19. Правительство РФ [Электронный ресурс]. Доступ через http://government.ru/govworks/28/events/
20. ПАО «Т Плюс» [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.tplusgroup.ru