Фрагмент для ознакомления
2
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы [20]:
• огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
• высокие финансовые рейтинги;
• квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
• большая научно-техническая база;
• проектные и строительные мощности;
• значительный опыт международного сотрудничества.
1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО «РЖД».
Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.
В таблице 1 представлен уставный капитал организации.
Таблица 1
Уставный капитал ОАО «РЖД» в 2020 г.[20]
дата Размер уставного капитала (в руб.) Размер уставного капитала (в акциях)
30.09.2020 2 388 026 901 000 2 388 026 901
В таблице 2 представлены технические характеристика организации.
Таблица 2
Технические характеристики ОАО «РЖД» в 2020 г.
показатель значение
Эксплуатационная длина железных дорог 85,6 тыс. км
Протяженность электрифицированных линий 43,8 тыс. км
В таблице 3 описан парк подвижного состава.
Таблица 3
Парк подвижного состава в 2020 г.
Вид Количество, ед.
Грузовые вагоны всех типов* 166 895
Пассажирские вагоны дальнего следования 17 898
Пассажирские вагоны пригородных поездов 12 371
Миссия компании заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Стратегические цели компании:
• увеличение масштаба транспортного бизнеса;
• повышение производственно-экономической эффективности;
• повышение качества работы и безопасности перевозок;
• глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
• повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Виды деятельности:
• грузовые перевозки;
• пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
• пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
• предоставление услуг инфраструктуры;
• предоставление услуг локомотивной тяги;
• ремонт подвижного состава;
• строительство объектов инфраструктуры;
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
• содержание социальной сферы.
Доля в грузообороте транспортной системы России – 46% (с учетом трубопроводного транспорта).
Доля в пассажирообороте транспортной системы России – 26,4%.
Органы управления ОАО «РЖД»
1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.
2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.
3. Генеральный директор – председатель правления общества. Назначается Правительством РФ.
4. Правление общества.
Органы контроля ОАО «РЖД»
Корпоративная структура ОАО «РЖД»
Филиалы ОАО «РЖД»
• филиалы – железные дороги;
• функциональные филиалы;
• филиалы – перевозочные компании;
• филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;
• филиалы в области капитального строительства;
• филиалы в области ремонта подвижного состава;
• филиалы в области путевого хозяйства;
• филиалы в области информатизации и связи;
• филиалы в области социальной сферы;
• филиалы – проектные бюро;
• иные филиалы.
Положение о ключевых показателях эффективности деятельности (КПЭ) ОАО «РЖД» было утверждено в 2014 году. Перечень КПЭ включает как обязательные (рентабельность по EBITDA, ROIC холдинга «РЖД» по нерегулируемым видам деятельности), так и рекомендуемые показатели (EBITDA холдинга «РЖД», снижение операционных расходов (затрат), уровень безопасности движения и приведенная работа по инфра- структуре ОАО «РЖД»). Показатели системы КПЭ ОАО «РЖД» включены в систему мотивации членов правления Компании.
Целевые значения устанавливаются в соответствии с финансовым планом ОАО «РЖД». При принятии решений, не зависящих от руководства компаний, корректировки в течение года финансового плана, бюджетов и (или) инвестиционных программ, утвержденных советами директоров компаний холдинга «РЖД» и (или) ОАО «РЖД», являются основанием для изменения целевых значений.
В таблице 4 представлены ключевые показатели компании.
Таблица 4
Исполнение ключевых показателей компании [20]
Показатель Факт 2018 Целевое 2019 Факт 2019 Изменение , %
EBITDA, млрд.руб. 527 575 576 109
Размер дивидендов, млрд.руб. 8,7 13,3 13,3 152
Уровень безопасности движения 0,98 1,094 0,86 -
Показатели «Размер дивидендов» и «EBITDA холдинга «РЖД» по МСФО» выполнены на уровне плана. Для показателя «Снижение операционных расходов (затрат)» при плановом значении ≥2 фактическое значение составило 2,8 %, что обеспечено за счет проводимой работы по повышению эффективности деятельности Компании.
Также улучшен показатель «Уровень безопасности движения по холдингу «РЖД» (при плановом количестве событий на 1 млн поездов-км не более 1,094 фактическое значение составило 0,86).
Для показателя «ROIC холдинга «РЖД» по нерегулируемым видам деятельности» при плановом значении 10 фактическое значение составило 17,3 %. При этом показатель «Приведенная работа по инфраструктуре ОАО «РЖД» к плану снижен на 0,6 %, что обусловлено сокращением перевозок грузов (зерна, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, лесных грузов, каменного угля, лома черных металлов, а также промышленного сырья).
В соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 2 октября 2019 года № 9054п-П13 и на основании Методических рекомендаций по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ на заседании совета директоров ОАО «РЖД» утверждено Положение о ключевых показателях эффективности деятельности ОАО «РЖД» (далее – Положение о КПЭ). Положение о КПЭ устанавливает основы формирования ключевых показателей эффективности деятельности ОАО «РЖД» и включает актуализированный перечень общекорпоративных КПЭ ОАО «РЖД», который подлежит применению с 1 января 2020 года.
С учетом указанных требований актуализированный перечень общекорпоративных КПЭ ОАО «РЖД» включает как обязательные, так и рекомендуемые показатели: рентабельность по EBITDA ОАО «РЖД», ROIC холдинга «РЖД» по нерегулируемым видам деятельности, EBITDA холдинга «РЖД», снижение операционных расходов (затрат), уровень безопасности движения по холдингу «РЖД», приведенная работа на инфраструктуре ОАО «РЖД». Целевые значения общекорпоративных КПЭ на 2020 год утверждены на заседании совета директоров ОАО «РЖД» 18 декабря 2019 года (протокол № 11).
В таблице 5 представлены целевые значения показателей в 2020 году.
Таблица 5
Целевые значения в 2020 году [20]
Показатель Целевое значение
Рентабельность, % 24,5
EBITDA, млрд.руб. 582
ROIC, % 8
Уровень безопасности движения 0,86
В условиях замедления экономического роста в 2019 году ОАО «РЖД» выполнило и улучшило ключевые финансовые результаты по сравнению с ДПР. Негативная динамика объемов грузовых перевозок стала индикатором ухудшения общеэкономической ситуации, что компенсировано ростом пассажирских перевозок.
Подводя итоги 2019 года, отмечу, что, несмотря на значительное влияние внешних ограничений, Компания выполнила основные производственные и финансовые показатели. В основе этого лежит системная работа по повышению внутренней эффективности, в том числе работа с себестоимостью, позволяющая предоставлять скидки грузоотправителям, работа с ценами в рамках долгосрочных контрактов с поставщиками, эффективное взаимодействие с инвесторами на рынках капитала.
Доходы Компании, по данным бухгалтерской отчетности по РСБУ, увеличились на 2,8 % по сравнению с 2018 годом, до 1 848 млрд руб. EBITDA (по данным РСБУ) увеличилась на 9,7 %, до 417 млрд руб.
При росте ВВП на 1,3 % за год (для сравнения — 2,5 % в 2018 году), росте промышленного производства на 2,3 % (3,5 % в 2018 году) погрузка грузов сократилась в 2019 году на 0,9 %. При этом показатель «Грузооборот всего» остался на уровне 2018 года.
В то же время в пассажирском комплексе, несмотря на эффект высокой базы 2018 года, обусловленный Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018™, сохранилась стабильная высокая динамика во всех сегментах пассажирских перевозок с ростом на 3,1 % к уровню 2018 года.
Основными задачами в 2019 году для Компании стали обеспечение сбалансированности операционной деятельности и управление себестоимостью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Анализ деловой активности. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
2. Александров О.А. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 180 с.
3. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 224 с.
4. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. С-Петербург. 2019. – 341 с.
5. Брайчева Т.В. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2017. – 382 с.
6. Бузырев В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия: учебник / В.В. Бузырев, И.П. Нужина. — М.: КноРус, 2016. — 332 с
7. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 347 с.
8. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз. Учебник. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 488 с.
9. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 300 с.
10. Ерина Е.С. Основы анализа и диагностики финансового состояния предприятия. Учеб. пособие. – М.: МГСУ, 2017. – 96 с.
11. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности предприятия. – М.: Омега-Л, 2018. – 449 с.
12. Жароносек С.Н., Урсан Р.Ю. Управление финансовым состоянием предприятия // Вестник международных научных конференций. – 2015. - № 3 (7). – С.55-58.
13. Жилкина А.Н. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 286 с.
14. Кирьянова Э.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Юрайт, 2016. – 428 с.
15. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью организации – М.: Юнити, 2019. – 712 с.
16. Куприянова Л.М. Финансовый анализ. Учеб.пособие – М.: Инфра-М, 2015. – 160 с.
17. Львова Н.А. Финансовая диагностика предприятия / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2015. – 304 с.
18. Люшина Э.Ю. Управление финансовым состоянием организации на основе оценки финансовой надежности // Приволжский научный вестник. – 2015. - № 12 (52). – С.17-20.
19. Румянцева Е.Е. Экономический анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 382 с.
20. http://topknowledge.ru/rezultaty/4528- баланс ОАО РЖД