Фрагмент для ознакомления
2
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми сантичных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Огромный интерес представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, передающие глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов, которые не теряют актуальность в настоящее время.
Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности. Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность» [15, с.45].
С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства. Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности наблюдалось в XVII-XVIII веках и в России. Первые реформы русского языка связаны с именем М.В. Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись за чистоту родного языка.
Это и Д.И. Фонвизин, и автор учебников по риторике А. Ф. Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский. И наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской литературы и русского языка. Это небольшое историческое вступление нам понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы. Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.
О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову доказывают многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, А. А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.).
Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах.
Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой
способности. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и
составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.
Вышесказанное определило проблему исследования: выявление и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития речи старших дошкольников посредством дидактических игр экологического характера.
Объект исследования - процесс развития речи старших дошкольников.
Предмет исследования - теоретические основы и педагогические условия развития речи старших дошкольников посредством дидактических игр экологического характера.
Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
2. Проанализировать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников.
2. Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников
Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литерутуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а среди них нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое целенаправленное обучение и методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания и обучения в детском саду.
В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят важные изменения: совершенствуются мыслительные операции, расширяется кругозор, формируются новые знания и умения, а также, совершенствуется их речь. [5]
В развитии связной речи довольно отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно четко представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, выделять основные для той или иной ситуации свойства и качества, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями окружающей действительности.[35]
Наблюдая за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т.п.) огромное значение уделяется развитию связной речи дошкольников. Небо, вода и земля, гроза, шум ветра, краски осени, пробуждение природы весной – все это оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, оставляет яркий след в его памяти и побуждает его высказаться, делиться своими впечатлениями и эмоциями от увиденного. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления, воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая за природными явлениями, ребенок учиться находить и объяснять взаимосвязь предметов и явлений, а также их изменений в соответствии с обстоятельствами и временем, т.е. описывать сущность явления, за которым он наблюдает. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение и подчинение. Методы и приемы, которые подбираются для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение норм родного языка. Поэтому важно стремиться к тому, чтобы дети точно передавали результаты своих наблюдений.[25]
Развитие связной речи дошкольников осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на занятиях. Э. П. Короткова выделила такие работы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:
Рассказывание:
1. Рассказывание с использованием предметов, игрушек, природного
материала.
2. Рассказывание по картине,
3. Рассказывание на тему из личного опыта.
4. Рассказывание по предложенным сюжетам.
Пересказ:
1. Частичный
2. Подробный.
Умение связное с тем, чтобы последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок стремится к использованию образных слов и выражений. Некоторые дети произносят неправильно определенные звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Также встречаются ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, безусловно, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к
Фрагмент для ознакомления
3
. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: учеб. пособие / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 2018. – 238с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. – 3 – е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
3. Белая, К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2012. – No1. – С.7 – 8.
4. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская. – Екатеринбург: Арго. – 2017. – 191 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2018. — 398 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.– М.: Просвещение, 2011. – 201с.
7.. Гербова, В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2010. – No 2. – С.21 – 22.
8 Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2014. – 175с.
9. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. А.Дубина // Дошкольное воспитание. – 2015. – No10. – С.26–35.
10.. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб. – 2016. – 64 с.
11. Дубкова, О.П. Комплексно–тематическое планирование образовательного процесса / О.П. Дубкова, Л.А. Колпащикова // Справочник старшего воспитателя ДОО. –2019. – No 2. – С.21 – 22.
12 Забровская, О.В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада / О.В. Забровская // Концепт. – 2013. – No8 – С.11–15.
21. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
22. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
23. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2011. – No 2. – С. 101–104
24. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А. А. Леонтьев. – Воронеж, – 2014. –535 с.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность и общение / А.Н. Леонтьев //
Вопросы философии. – 2014. – No1. – С.15 – 21.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. –М.: Просвещение, 2014. – С. 586.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» М. – 2013 г.
28. Скорлупова, О.А. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О.А. Скорлупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2013. – С.56.
29.. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 2010. – 293 с.
30.Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 2012. – С. 360.
31.Ушакова, О.С. Развивайте речь дошкольника / О.С.Ушакова // Журнал дошкольное воспитание. –2012. – No 3 – С. 43
32.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 240 с.
33.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Владорс, 2012. – 207с.