Фрагмент для ознакомления
2
Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государства и в соответствии с принципом разделения властей.
В целом если рассматривать органы государства в общем плане, то можно их разделить на следующие группы или подсистемы:
1) законодательные и иные представительные органы;
2) исполнительные и другие центральные органы;
3) судебные и остальные правоохранительные органы.
К представительным органам относятся советы народных представителей, депутатов, общинные советы и иные коллегиальные органы, избираемые населением прямыми выборами начиная от общины, села, деревни, городского района до законодательного органа страны (парламента, Конгресса, Федерального собрания, Фолькетинга и т.д.). Законодательным органом признается высший представительный орган - парламент или законодательный орган субъекта федерации. Иные представительные органы находятся в административно-территориальных единицах и могут быть представлены как органы государственной власти или как представительные органы местного самоуправления. Советы всех уровней в СССР считались органами государственной власти, ныне в независимых государствах СНГ данные органы называются по- разному, например, в Казахстане они по-прежнему считаются государственными органами в Кыргызстане органами местного самоуправления.
В развитых демократических странах мира парламент является высшим органом государственной власти. Государственное управление осуществляется в соответствии с принципом парламентаризма. В развивающихся странах мира правовой статус парламента принижен, там наблюдается приоритет полномочий главы государства и исполнительной власти.
Парламентом называются законодательные органы в Англии, Канаде, Японии, Индии и в некоторых других странах. В остальных государствах данный орган называется иначе, например, в Дании - Фолькетинг, в Польше - Сейм, в США - Конгресс, в России - Федеральное собрание, в Кыргызстане - Жогорку Кенеш.
Парламенты могут быть двухпалатными и однопалатными. В федеративных государствах парламенты имеют двухпалатную структуру (США, ФРГ, Индия, Россия). Двухпалатный парламент в федеративных государствах необходим не только для выражения интересов всего населения, но и для выражения интересов субъектов федерации. Деление на две палаты объясняется еще и тем, что верхняя палата, являясь консервативной сдерживает нижнюю палату от поспешных и радикальных решений. Двухпалатные парламенты существуют и в унитарных государствах, таких как Англия, Франция, Италия и т.д. Однопалатные парламенты функционируют в небольших по территории государствах (Польша, Дания, Финляндия, Кыргызстан).
Количество членов парламентов варьируется грубо от численности населения страны, например,. в Кыргызстане с пятимиллионным населением в Жогорку Кенеше работает 120 депутатов, в США на 265 миллионов жителей приходится 100 сенаторов и 435 представителей Конгресса, Китай с 1 млрд. и 300 млн. населения имеет парламент - Всекитайское собрание народных представителей численностью 3000 депутатов. В парламентах работают на постоянной или временной основе комитеты и комиссии.
Основной функцией парламента является принятие законов, утверждение государственного бюджета, контроль над исполнительной властью, а в парламентарных республиках и монархиях и формирование правительства.
2) Основную роль в политической жизни страны играет законодательная и исполнительная власть. Главное назначение исполнительной власти - приводить в исполнение законы, претворять в жизнь веления народа и его представительных органов. Система исполнительных органов - самая разветвленная с большим числом государственных служащих часть государственного аппарата.
В исполнительную власть входят глава государства, правительство, министерства, комитеты, ведомства, иные центральные и местные государственные органы.
Глава государства обычно находится во главе исполнительной власти. При конституционной или абсолютной монархии главой государства является монарх. В нынешнее время кроме Саудовской Аравии, Омана и Султаната Брунея, где власть монарха распространяется на все три ветви власти, существуют в основном конституционные монархии. Глава государства при ограниченной монархии обладает рядом полномочий в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов. Монарх назначает главу правительства и его членов, но только с учетом партийного большинства в парламенте или по представлению коалиции партий. Исторически монарх считается верховным главнокомандующим, представляет страну в международных отношениях, однако все эти полномочия осуществляет правительство или соответствующее министерство.
В республиках главой государства является президент. Президент избирается населением, парламентом либо косвенными выборами как в США. Основными полномочиями президента являются следующие:
назначение должностных лиц исполнительной и судебной власти единолично либо с согласия законодательной власти или иных органов;
принятие иностранных дипломатических представителей и назначение послов в других странах;
ратификация международных договоров и соглашений;
вынесение отлагательного вето и передача законопроекта на новое рассмотрение;
осуществление полномочий верховного главнокомандующего.
В некоторых странах президент обладает правом роспуска парламента и законодательной инициативы.
Полномочия главы государства в президентской республике и особенно в суперпрезиденсткой республике отличаются от полномочий президента в парламентской или смешанной республике. В президентской и суперпрезидентской республиках глава государства обладает наиболее широкими полномочиями: ведет внутреннюю и внешнюю политику, формирует правительство с согласия парламента, назначает большое количество иных государственных служащих, может являться одновременно главой государства и правительства, обладает законодательной инициативой и правом отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом, обладает правом досрочного созыва сессий и роспуска парламента, назначает дату выборов в парламент, присваивает высшие воинские звания, является верховным главнокомандующим.
В парламентарных и смешанных республиках президент обладает менее значительными полномочиями, чем в вышеназванных республиках. Президент лишь формально признается главой исполнительной власти, которую осуществляет глава правительства. Роспуск парламента, например, хотя и осуществляется указом президента, но проводится по решению правительства. Акты президента не действуют без контрасигнатуры главы правительства.
После президента высшим органом исполнительной власти является правительство. В разных странах он называется по-разному кабинет, совет министров, государственный совет. Правительство создается парламентом и президентом, либо данными органами самостоятельно. Высший исполнительный орган возглавляется премьер-министром, председателем кабинета или совета министров, канцлером или иными должностными лицами. Кроме главы правительства в состав данного органа входят заместители главы правительства, главы центральных исполнительных органов: министерств, департаментов, комитетов; руководители агентств, комиссий и инспекций.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
4. Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2017 N 29-АД16-14 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 301-КГ17-3248 по делу N А39-4810/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Апелляционное определение Московского областного суда от 30.01.2017 по делу N 33а-3073/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Адарченко Е.О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 410.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2005. С. 395.
9. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 87.
10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. С. 94.
11. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. С. 89.
12. Гриценко Е. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 2 (69). С. 72 - 91
13. Гончаров В.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.
14. Доржиев Б., Горюнов В. Статус Следственного комитета и новые полномочия прокурора // Законность. 2011. N 11. С. 16.
15. Кравцова Е.А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 9 - 13.
16. Лукин М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 36.
17. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 67.
18. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С.166.
19. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 76.
20. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423.
21. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 98.
22. Эмих В.В. Понятие компетенции государственного органа в современном российском праве // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2010. Вып. 10. С. 378 - 393.