Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что продолжающийся экономический рост, с одной стороны, увеличивает свое участие в формировании финансово-бюджетных ресурсов, а, с другой, это происходит отчасти, неустойчиво и противоречиво в разрезе страны и особенно ее субъектов. Возникла объективная потребность разработки механизма эффективного использования достаточно высокой степени ограниченных финансово - бюджетных ресурсов основной части субъектов Российской Федерации. Механизм эффективного использования финансово-бюджетных ресурсов должен «укладываться» в такую стратегию действий, которая способствует созданию условий для экономического роста, снижению стоимости указанных ресурсов и улучшению финансового состояния учреждений, находящихся на полном бюджетном обеспечении.
Целью исследования является исследование особенностей финансов некоммерческих организаций.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить источники финансирования некоммерческих организаций;
раскрыть внутренние источники финансирования деятельности;
рассмотреть внешние источники финансирования;
представить общую характеристику деятельности ГБДОУ д/с № 159 Адмиралтейского района СПб;
охарактеризовать источники формирования имущества и финансовых средств ГБДОУ д/с № 159 Адмиралтейского района СПб;
предложить модернизацию механизма финансового обеспечения.
Объектом исследования является ГБДОУ д/с № 159 Адмиралтейского района СПб, предметом исследования – финансовые ресурсы, их формирование и использование в дошкольном образовательном учреждении.
Информационной базой исследования являются материалы ГБДОУ д/с № 159 Адмиралтейского района СПб; нормативные, методические; данные общероссийских экономических периодических изданий.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты особенностей финансов некоммерческих организаций
1.1. Источники финансирования некоммерческих организаций
Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.
Бюджетные организации представляют наиболее многочисленный вид организаций, содержание и обеспечение функционирования которых осуществляется за счет бюджетов трех уровней: федерального, регионального и муниципального (местного). Большинство бюджетных организаций выполняют социальные функции, необходимые для обеспечения задач, стоящих перед государством и обществом. Поэтому от эффективности использования средств бюджетными организациями зависит результат осуществления социально-экономической политики государства [9, с. 43].
Определения понятия бюджетной организации как таковой в нормативной и научной литературе не имеется по причине разнообразия организационно-правовых форм данного вида организаций. Тем не менее, для уяснения основного смысла данного термина можно воспользоваться определением бюджетного учреждения, содержащимся в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Таким образом, по бюджетная организация представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в разнообразных сферах деятельности. В развитии бюджетных учреждений заинтересованы органы государственной и муниципальной власти, а также общество в целом, так как от эффективного их функционирования зависит благосостояние страны.
Однако, наиболее полное представление о сущности понятия бюджетной организации может дать совокупность следующих признаков, которым должна соответствовать бюджетная организация: а) учредителями бюджетной организации могут быть только органы государственной или муниципальной власти; б) целями создания бюджетной организации могут быть только цели некоммерческого характера, т.е. извлечение прибыли не должно быть основной причиной и целью создания бюджетной организации; в) основная деятельность бюджетной организации финансируется за счет средств бюджета или внебюджетных фондов; г) финансовое планирование в бюджетной организации осуществляется на основе сметы или аналогичного по смыслу документа (например, план финансово-хозяйственной деятельности) [1, с. 20].
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков. В частности в зависимости от сферы деятельности и выполняемых функций организации бывают:
– обеспечивающие общегосударственные вопросы;
– выполняющие функции по национальной обороне;
– обеспечивающие национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
В зависимости от источника финансирования бюджетные организации подразделяются на:
– организации, финансируемые из федерального бюджета;
– организации, финансируемые из бюджета субъекта РФ;
– организации, финансируемые из местного бюджета.
В зависимости от организационно-правовой формы бюджетные организации подразделяются на государственные и муниципальные учреждения, органы государственной и муниципальной власти и органы управления государственными бюджетными и внебюджетными фондами. Далее в настоящей работе будем рассматривать государственные и муниципальные учреждения, как наиболее многочисленную группу бюджетных организаций.
В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения бывают трех типов: а) казенное учреждение; б) бюджетное учреждение; в) автономное учреждение. Данная классификация государственных и муниципальных была закреплена законодательно с выходом Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Рассмотрим основные отличительные особенности вышеперечисленных трех видов учреждений. Начнем с определений, данных этим учреждениям в законодательстве. Определение казенного учреждения содержится в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ, согласно которому казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).
Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях») [6, с. 148].
Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации.
Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого). Особенности различных типов государственных и муниципальных учреждений находят свое отражение в механизмах формирования доходов и расходов данных организаций. Государственные и муниципальные учреждения могут получать доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг выполнению работ на платной основе. В то же время, понятие «доходы» в широком смысле обозначает поступления средств в организацию, поэтому доходами также будем считать бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений. В соответствии с принятыми допущениями рассмотрим, какими видами доходов располагают различные типы учреждений. Государственные и муниципальные учреждения могут получать следующие виды доходов:
– бюджетные ассигнования;
– доходы от платных услуг и работ;
– пожертвования физических и юридических лиц;
– доходы от сдачи имущества в аренду;
– поступления страховых выплат и возмещений в рамках компенсации причиненного ущерба и неисполненных обязательств.
Следует отметить, что только один вид доходов – бюджетные ассигнования – поступает в распоряжение казенного учреждения. Финансовые средства по всем остальным видам доходов казенного учреждения «в полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет».
В свою очередь бюджетные ассигнования могут выделяться как в рамках целевых государственных и муниципальных программ, так и «непрограммные», то есть в целях содержания казенного учреждения и выполнения функций и полномочий, делегированных учредителем. При этом бюджетные ассигнования, выделяемые казенному учреждению приобретают форму лимитов бюджетных обязательств, которые подразумевают строгую отчетность по направлениям и объемам их использования. Финансирование казенных учреждений производится только через лицевые счета, открываемые в подразделениях Федерального казначейства РФ. Финансирование казенных учреждений производится в рамках утверждаемой в установленном порядке сметы учреждения.
В отношении бюджетных и автономных учреждений наблюдается больше свободы в распоряжении поступающими доходами. Все перечисленные выше виды доходов поступают в непосредственное распоряжение бюджетных и автономных учреждений. Бюджетные ассигнования для бюджетных и автономных учреждений имеют форму субсидий следующих видов:
– субсидии на выполнение государственного задания;
– целевые субсидии;
– субсидии на осуществление капитальных вложений (бюджетные инвестиции);
– субсидии на выполнение публичных обязательств.
При этом использование бюджетных ассигнований строго регламентировано и расходование должно осуществляться в соответствии с целевым назначением. В то же время доходами от оказания платных услуг и работ бюджетное и автономное учреждения вправе распоряжаться по своему усмотрению. Также учреждения данных типов свободно распоряжаются и другими видами доходов. Единственное ограничение – все доходы должны быть отражены в финансовом документе, подлежащем согласованию с учредителем – плане финансово-хозяйственной деятельности [11, с. 37].
При этом доходы бюджетного учреждения смогут поступать только на специально открытые лицевые счета в органах Федерального казначейства РФ. В отличие от бюджетных учреждений, автономные имеют право открывать счета для совершения финансовых операций в любой кредитной организации (банке). Следует отметить также, что у автономного учреждения в отличие от казенного и бюджетного есть дополнительный разрешенный вид доходов. Автономные учреждения могут размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами. Далее рассмотрим, какие виды расходов осуществляют государственные и муниципальные учреждения. В зависимости от направления использования расходы бывают:
– расходы на обеспечение текущей деятельности организации;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, М. Модернизация государственных финансов / М. Афанасьев. - М.: Гостехиздат, 2020. - 181 c.
2. Давыдов, Я. В. Финансы / Я.В. Давыдов. - М.: Приор-издат, 2019. - 284 c.
3. Деньги, кредит, банки. - М.: КноРус, 2018. - 560 c.
4. Международный финансовый рынок. Учебник. - М.: Инфра-М, Магистр, 2018. - 368 c.
5. Михайленко, М. Н. Финансовые рынки и институты. Учебник и практикум / М.Н. Михайленко. - М.: Юрайт, 2018. - 304 c.
6. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 368 c.
7. Нешитой, А. С. Финансы. Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 352 c.
8. Нешитой, А.С. Финансы и кредит. Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К°, 2018. - 179 c.
9. Финансы / Под редакцией Н.Ф. Самсонова. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2018. - 592 c.
10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2020. - 330 c.
11. Финансы. - М.: Инфра-М, Финансы и статистика, 2020. - 496 c.
12. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 504 c.
13. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Пособие студентам для подготовки к экзаменам. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 160 c.
14. Чернецов, С. А. Развитие финансовой системы Российской Федерации. Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, Инфра-М, 2019. - 320 c.
15. Янов, В. В. Финансовые рынки и институты. Учебное пособие / В.В. Янов, Е.Ю. Иноземцева. - М.: КноРус, 2020. - 352 c.