Фрагмент для ознакомления
2
Язык тесно связан с традициями, культурой, системой ценностей и менталитетом его носителей, и отражает любые изменения, происходящие в обществе. Изменения в культурной, политической, социальной жизни общества влияют на понятийную картину мира его носителей, что в свою очередь находит отражение в системе языка. Характерным примером та-кой связи являются изменения культурной картины мира носителей ан-глийского языка, произошедшие под влиянием такого феномена, как поли-тическая корректность.
Политическая корректность является мощным социальным, куль-турным и языковым феноменом современности, затронувшим самые раз-нообразные аспекты жизни общества. Она оказывает влияние на взаимо-действие различных этнических и расовых групп, гендерные отношения, положение в обществе людей разного социального статуса, материального достатка, возраста.
Неудивительно, что феномен политической корректности зародился именно в англоязычном обществе, ведь английский язык выполняет роль языка мирового общения, межкультурной коммуникации в современном мире, а без проявления уважения к потребностям представителей различ-ных национальностей, в том числе и на языковом уровне, такая коммуни-кация не смогла бы считаться успешной.
Актуальность исследования обусловлена интересом к изучению данного феномена со стороны все большего количества лингвистов, куль-турологов, философов, а также недостаточной изученностью политической корректности с точки зрения лингвистического аспекта. Поскольку язык постоянно меняется, употребление некоторых выражений уходит в про-шлое, и на смену им приходят новые обозначения, то изучение лингвисти-ческого аспекта политкорректности остается актуальным. Несмотря на то, что политкорректность стала предметом исследования многих ученых, не-которые аспекты этой темы остаются не до конца изученными.
Объектом исследования является лингвистическая часть культурно-языкового феномена политкорректности.
Предметом исследования является взаимодействие коммуникатив-ных и языковых средств выражения политической корректности для со-здания нужного коммуникативно-прагматического эффекта в англоязыч-ной культуре.
Цель настоящей курсовой работы - изучить лексические средства выражения политкорректности в текстах американской газеты"The New York Times".
Для выполнения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие политкорректности и способы его выражения;
- рассмотреть историю возникновения и развития политкорректно-сти ;
- изучить политкорректность и её манипулятивный потенциал;
- изучить историю основания газеты «The New York Times», ее ти-пологические характеристики в качестве регионального издания (1851-1960-е гг.);
- описать языковые средства политкорректности в газете «The New York Times».
Глава I. Понятие политкорректности и способы его выражения
1.1 Понятие политкорректности
Язык и понятийная картина мира его носителей тесно связаны меж-ду собой, поэтому все происходящие в обществе культурные и социальные изменения отражаются на языке и наоборот. “Язык рассматривается не как неизменное целое, но как живой организм, чутко реагирующий на проис-ходящее в обществе” (Герасименко 2011, 49). Одним из наиболее ярких примеров таких изменений в английском языке является феномен полити-ческой корректности.
Как известно, для поддержания качественной межкультурной и межличностной коммуникации необходимо следовать принципам толе-рантности и политкорректности. Толерантность - это уважение, принятие и терпимость к иному мировоззрению, культуре, религии, образу жизни, способам самовыражения, поведению и обычаям. Вслед за осознанием и принятием идей толерантности, в языке, как инструменте межкультурного диалога, должны произойти соответствующие изменения, то есть речь идет о политически корректной речи.
Существует множество определений политкорректности. Наиболее подходящим для данного анализа кажется определение С.Г. Тер-Минасовой, считающей, что политическая корректность - “тенденция, про-являющаяся в стремлении найти новые способы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивидуума при-вычной языковой бестактностью и/или прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, соци-ального статуса, внешнего вида и т. п.” (Тер-Минасова 2000, 216).
Анализ большинства определений политкорректности показывает, что существует два основных аспекта этого понятия:
- культурно-поведенческий, связанный с социокультурными и поли-тическими процессами;
- языковой, проявляющийся в стремлении найти новые способы языкового выражения и изменении языкового кода.
Политкорректность представляет собой одну из немаловажных ценностей англоязычной культуры и отражает ее основные принципы: склонность к компромиссу, недопустимость разделения людей по физиче-ским параметрам, неприемлемость неуважительного отношения к куль-турным ценностям различных рас и наций, недопустимость дискримина-ции людей на основании пола и сексуальной ориентации и другие. По утверждению Д. Адлер, английский язык характеризует «чистота и нейтральность, стремление избежать оскорбления (пусть и непреднамерен-ного) при употреблении того или иного слова или выражения» (Адлер 1994, 27).
Стоит отметить, что понятие политкорректности значительно шире обычных эвфеминистических конструкций, которые служат для смягчения и замены слов и выражений, которые кажутся говорящему нежелательны-ми, резкими, не вполне вежливыми, на более нейтральные. Цели политиче-ской корректности, которые реализуются в языке, совпадают с функциями эвфемизмов, но при этом она задействует не только лексикологический, но и синтаксический и морфологический уровни языка. Политкорректность - это политика поведения отдельного индивида, его отношение к другим людям и явлениям социальной жизни, а эвфемизм - это лишь средство вы-ражения этого отношения на языковом уровне.
Также политическая корректность тесно связана с понятием вежли-вости, но их не стоит путать, так как вежливость используется, чтобы наладить доброжелательные отношения с определенным человеком, а по-литкорректность - чтобы избежать оскорбления определенной группы населения, представителей меньшинств.
1.2. История возникновения и развития политкорректности
Предвестниками политкорректности можно считать требования со-блюдать приличия, то есть выполнять всякого рода неписаные правила. Происхождение термина «политкорректность» до сих пор остается пред-метом спора, а смысл самого понятия за время своего существования мно-гократно менялся. В целом до начала XX века термин практически не ис-пользовалось. В 30-х и 40-х годах американские коммунисты употребляли выражение «политически корректно» в случаях, когда мнение члена пар-тии по какому-либо вопросу соответствовало ее позиции. Общепризнан-ным фактом является то, что современное понимание термина “политиче-ская корректность” (political correctness) появилось во второй половине двадцатого века в США. Данный процесс стал набирать силу в 1960-е го-ды XX века, и основными причинами распространения политической кор-ректности в США стали следующие факторы:
1) многонациональный состав населения Соединенных Штатов, что требовало учитывать интересы всех этнических групп населения, особенно таких, как индейцы, афроамериканцы, латиноамериканцы;
2) высокий уровень индивидуальных и коллективных свобод, из-за чего в США насчитывается множество организаций, отстаивающие права различных меньшинств, инвалидов, сильны позиции феминистского дви-жения.
Рассматривая номинацию чернокожего населения США в диахро-ническом аспекте, можно выделить несколько основных этапов:
• Период до 50-х годов XX века - для обозначения выходцев с африканского континента использовалось слово negro (от испанского negro “черный”). В 1930 - 40-х годах лидеры негритянского движения добились написания слова с заглавной буквы – Negro, как признание равенства чер-нокожих с другими этническими группами.
• 60-е годы XX века - период интенсивных социальных измене-ний, характеризующийся началом движения за гражданские права (Civil Rights Movement), включающим борьбу за права чернокожих, а также женщин. Из-за ассоциаций с рабством, из-за своего иностранного проис-хождения и сходства в произношении с оскорбительным nigger, слово Negro заменили на black. Слово black противопоставлялось white, как бы отмечая равноправие и значимость чернокожих американцев.
• С 80 – 90-х годов XX века и по настоящее время этноним black более не считается корректным и заменяется на African-American, Afroamerican.
Фрагмент для ознакомления
3
1. The New York Times. Информационная газета / учредитель “New York Times Company”. - 1851, сентябрь - 2010. - Нью-Йорк. - Ежедн. 1898, 21 ноября. Архив взят с официального сайта газеты (http://www.nytimes.com).
2. The New York Times. Информационная газета / Учредитель “New York Times Company”. - 1851, сентябрь - 2010. - Нью-Йорк. - Ежедн. 1955, 8 июля. Архив взят с официального сайта газеты (http://www.nytimes.com)
3. A Brief Profile of the American Press - U.S. Journalism and the Media. Reston. VA. 2019.
4. История зарубежной журналистики. 1945 - 2008: Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского; Сост. Г.В. Прутцков. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 222 с.
5. Маркина Ю.В. Газета «Нью-Йорк Таймс» как качественный тип из-дания // Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб., 2019.
6. Маркина Ю.В.Развитие газеты "The New York Times" на современ-ном этапе // Филологический Вестник / ред. Дегтярев В.В.. - Ростов н/Дону, 2019. - № 1(17).
7. Маркина Ю.В. Преобразования в газете "The New York Times" в начале 1990-х годов // Журналистика на рубеже тысячелетий. Тезисы меж-дународной конференции. - Ростов н/Д - Новороссийск, 2020.
8. Маркина Ю.В. Электронная версия газеты "The New York Times" // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции, СПб., 2018.
9. Маркина Ю.В. Газета "The New York Times": эволюция типа изда-ния. - Ростов н/Дону, 2017.
10. Рыкованов П.Я. Американская трагедия и СМИ (новое в практике массмедиа США) // Методология прессы (Идентичность творческой со-ставляющей) / Под ред. Б.Я. Мисонжникова. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2017.
11. The New York Times. Информационная газета / учредитель “New York Times Company”. - 1851, сентябрь - Нью-Йорк. - Ежедн. 2016, 29 сент. Архив взят с официального сайта газеты (http://www.nytimes.com).
12. Гурвич И.А. Американская печать // Периодическая печать на Западе СПб., 2019.