Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Заслуги М.В. Ломоносова в области естественнонаучных дисциплин не поддаются сомнению. Его интеллектуальная активность в области филологии своим результатом имела первую научную русскую грамматику (1755), напи-санную на основе «Грамматики» Мелетия (Смотрицкого) . В сфере стихосло-жения им были предложены и реализованы в собственной художественной практике подходы к созданию силлабо-тонической системы стихосложения. Теория же трех стилей до сих пор не потеряла своей актуальности для совре-менного русского языка.
Неоспоримый вклад М.В. Ломоносова в русскую лингвистику и стили-стику, а также в теорию русского стихосложения подчеркивался В.И. Федоровым, который при этом, вслед за В.В. Виноградовым, отмечал, что "литературная практика Ломоносова была "шире и богаче его теорий" .
Литературная практика М.В. Ломоносова представлена целым рядом произведений различных направлений и жанров: это и естественнонаучные произведения, облеченные в стихотворную форму, и стихотворные произведе-ния. Тематика, объекты изображения, идейный замысел этих произведений был различен, а специфика научно-исследовательской и теоретической дея-тельности М.В. Ломоносова в области естественных наук во многом опреде-лила специфику его произведений, определяемых как "просветительские" . Действительно, в них видели научный пафос и просветительскую функцию.
Долгое время в отечественном литературоведении именно отмеченная линия в характеристике и оценке творчества М.В. Ломоносова преобладала, широко отмечались его заслуги в области реформирования системы россий-ского стихосложения (А.В. Западов ), анализировался стиль научной и публи-цистической прозы М.В. Ломоносова (А.Д. Орешин ). При этом наличию ре-лигиозных тем и отсылок в поэзии М.В. Ломоносова не уделялось особого внимания, отмечалось лишь, например, В.И. Федоровым, наличие антиклери-кальных настроений поэта, которые "ярче всего выразились им в сатирическом "Гимне Бороде" . Таким образом, долгое время в центре внимания исследова-телей творчества М.В. Ломоносова оставались категории гражданственности, просветительства, естественнонаучный взгляд на мир, выраженные в его поэ-тических произведениях.
Безусловно, естественнонаучный взгляд на мир присутствует и домини-рует в поэтических и прозаических работах М.В. Ломоносова, но также в них отражается специфический взгляд на мир, который является основой его рели-гиозной картины мира, поскольку, как отмечают Н.И. Николаев и М.В. Безру-кова, для эпохи М.В. Ломоносова было характерно примирение научного и религиозного восприятия окружающего мира . Указанные исследователи про-анализировали картину мира в духовных одах М.В. Ломоносова, выявили ос-новные особенности религиозной и научной картин мира, воплощенных худо-жественными средствами в религиозной поэзии М.В. Ломоносова. Несмотря на это, вопрос соотношения религиозной и научной картины мира в поэзии М.В. Ломоносова пока не стал предметом пристального изучения ни литера-туроведами, ни лингвистами. Все сказанное определяет актуальность насто-ящего исследования.
Объект исследования: религиозная и научная картины мира в поэзии М.В. Ломоносова.
Предмет исследования: соотношение религиозной и научной картины мира в поэзии М.В. Ломоносова.
Цель исследования: выявить особенности соотношения религиозной и научной картин мира в поэзии М.В. Ломоносова.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть становление естественнонаучных и философских воззре-ний М.В. Ломоносова.
2. Выявить особенности естественнонаучной и религиозной картины мира в поэзии М.В. Ломоносова.
3. Изучить особенности соотношения религиозной и научной картины мира в поэзии М.В. Ломоносова.
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме иссле-дования, комплексный филологический анализ художественного текста с эле-ментами лингвистического анализа.
Материал исследования представлен тремя "Духовными одами" М.В. Ломоносова – "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния", "Утреннее размышление о Божием величестве", "Ода, выбранная из Иова", а также "Письмом о пользе стекла".
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, вклю-чающей две главы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Естественно-научные и философские воззрения
М.В. Ломоносова
1.1. Становление мировоззрения М.В. Ломоносова
В "Философском энциклопедическом словаре" под редакцией Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова читаем, что ми-ровоззрение – "система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориен-тации" . Подчеркивается, что названная система взглядов носит обобщенный характер, а в качестве субъекта мировоззрения выступает личность. Таким об-разом, мировоззрение – общее понимание мира, человека в этом мире, опре-деляющее различные – религиозные, общественные, религиозные, нравствен-ные, эстетические – ориентации человека.
Являясь отражением мира и ценностными отношениями к миру, миро-воззрение выступает в качестве методологии построения общей картины ми-ра .
Как отмечают С.И. Некрасов и Н.А. Некрасова, понятие "картина мира" было введено в научный дискурс Генрихом Герцем – немецким физиком . Это понятие, согласно Г. Герцу, включает в себя описание всего многообразия внешнего мира, которое сложилось в процессе систематического изучения в рамках различных исследований объектов внешнего мира.
Определение "картины мира", данное Г. Герцем, было конкретизировано М. Планком, давшим определение физической картины мира, под которым он понимал такой "образ мира", который складывается в физике как следствие от-ражения физических закономерностей, существующих в окружающем мире (природе) .
Таким образом, понятие "картина мира" было сформулировано в рамках физической науки. Первоначально данное понятие носило максимально объек-тивный характер, поскольку оно описывало все многообразие внешнего мира, сложившееся в результате систематического изучения в рамках различных ис-следований объектов внешнего мира. В данном аспекте речь идет об объек-тивной естественнонаучной картине мира .
Впоследствии, как это было с содержанием понятия "картина мира", определенным Г. Герцем и уточненным в физическом аспекте М. Планком, различные отрасли научного знания стали описывать "собственные" "картины мира" в соответствии с понятийным аппаратом, отраслевыми научными до-стижениями, собственными целями и задачами. Так появились химическая, биологическая, экономическая, эстетическая, культурная, языковая и другие "картины мира". При этом, например, даже внутри филологической науки описываются разные "картины мира" в зависимости от методологического подхода – лингвистического или литературоведческого): или языковая на ос-нове объективного лингвистического анализа концептов или шире – языка то-го или иного писателя, эксплицированного в том или ином произведении, или "картина мира" "не лингвистическая, а философская" , которая эксплицитно выражается в художественных произведениях того или иного писателя.
Совершенно очевидно, что само понятие "картина мира" является поня-тием философским, которое, как отмечает Е.Р. Варакина, представляет собой "общие представления о мироздании (Универсуме), его сущности, составе, структуре, законах, по которым существует и сам Универсум , и человек в нем" .
Мы видим, что с точки зрения философской терминологии и с учетом обобщения, применяемого к определению "картина мира", это понятие корре-лирует с понятием "мировоззрение". Как отмечает Е.Р. Варакина, "мировоз-зрение" выступает в качестве синонима "картины мира" . В рамках настояще-го исследования, учитывая последнее замечание, мы будем учитывать сино-нимичность понятий "картина мира" и "мировоззрение" при анализе соотно-шения религиозной и научной картины мира, отраженных в поэзии М.В. Ло-моносова – его произведениях естественнонаучного и духовного содержания.
В исследованиях, посвященных разносторонней научной деятельности М.В. Ломоносова, включая его деятельность в области лингвистики и теории стиха, затрагиваются вопросы его мировоззрения и отмечается, что для М.В. Ломоносова и системы его взглядов на человека и окружающий мир в общем и целом был характерен материализм . Такая позиция в оценке миро-воззрения М.В. Ломоносова высказывается, в частности, А.Д. Суховым в ста-тье "Материализм М.В. Ломоносова", опубликованной в периодическом изда-нии "История философии" (№ 9, 2002): "Первым русским философом-материалистом был Ломоносов" .
Говоря о материализме М.В. Ломоносова, следует отметить, в каких условиях и под влиянием каких идей он сформировался.
Если говорить о внешних факторах, которые оказали влияние на систему взглядов М.В. Ломоносова – его взглядов на окружающую действительность и место человека в ней, – то это обучение, прежде всего, в Марбурге, которое позволило М.В. Ломоносову ознакомиться с новейшими в то время течениями и системами философских взглядов, господствовавшими и популяризуемыми в Европе.
Вторым фактором, определившим особенности материалистического взгляда на мир М.В. Ломоносова, была собственно интеллектуально-мировоззренческая дискуссия и полемика с популярными в то время взгляда-ми Христиана Вольфа, система которых получила название "вольфианство" . Из этой дискуссии с постулатами философии Х. Вольфа вырастает материа-лизм М.В. Ломноносова.
Если мы отмечает важность дискуссии с системой взглядов Х. Вольфа для формирования научной картины мира М.В. Ломоносова, то следует рас-смотреть хотя бы в самом общем виде основные положения вольфианства.
Как отмечает А.А. Морозов, "Христиан Вольф был метафизиком" . Од-нако для того, чтобы понять, почему К. Вольф назван А.А. Морозовым мета-физиком, следует проанализировать взгляды Вольфа на структуру материи.
Как отмечают А.Д. Сухов и А.А. Морозов, Х. Вольф был приверженцем и последователем монадологии, основы которой разработал Г.В. Лейбниц .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бельчиков Ю.А. Место М. В. Ломоносова в истории русского литера-турного языка // Вестник Московского университета. Серия 19. Линг-вистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – №3. – С. 20-29.
2. Бухаркин П.Е. Православная церковь и русская литература в 18 – 19 веках: Проблемы культурного диалога. – СПб., 1996. – С. 48 – 81.
3. Бухаркин П.Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы). – СПб.: СПБГУ, 2013. – С. 248.
4. Варакина Е.Р. Картина мира в лирическом произведении (на материале творчества Г. Иванова и Странника (Д. Шаховского)) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.08. – М., 2009. – 25 с.
5. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика . – М.: Изд-во АН СССР, 1963 . – 255 с.
6. Вольфианство / А. В. Панибратцев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — 2816 с.
7. Вольфовская школа / В. А. Жучков // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. — 2816 с.
8. Картина мира // Философский энциклопедический словарь: Более 3500 статей, раскрывающих содержание понятий всех областей философии: гносеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры и др. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораб-лёва, В. А. Лутченко. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с. — (Библиотека словарей "Инфра-М").
9. Клейн И. Пути культурного импорта. Труды по русской литературе 18 века. – М., 2005. – С. 292 – 294, 298 – 300.
10. Клейн И. Русская литература в XVIII веке. – М.: Индрик, 2010. – С. 121 – 134.
11. Коровин В.Л. Книга Иова в русской поэзии 19 – первой пол 19 века. – М., 2005. – С. 292 – 294, 298 – 300.
12. Лебедев Е.Н. Огонь – его родитель. – М., 1976. – 216 с.
13. Лейбниц. Монадология. – URL: https://archive.is/20050501042128/http://www.philos.msu.ru/libfiles/Leibn_Momad.txt (дата обращения: 07.01.2022).
14. Ломоносов М.В. – Эйлеру Л., 12 февраля 1754 г. – URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/pisma/letter-43.htm (дата обращения: 07.01.2022).
15. Ломоносов М. В. Meditationes de caloris et frigoris causa auctore Michaele Lomonosow = Размышления о причине теплоты и холода Михайла Ло-моносова / Пер. Б. Н. Меншуткина // Ломоносов М. В. Полное собра-ние сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. — Т. 2: Труды по физике и химии, 1747—1752 гг. — М.; Л.: АН СССР, 1951.
16. Ломоносов М.В. Избранная проза. – М.: Сов. Россия, 1986. – С. 158.
17. Ломоносов М.В. Письмо о пользе Стекла // М.В. Ломоносов. Избран-ные произведения. – Л.: Советский писатель, 1986. – С. 236—246.
18. Ломоносов М.В. Вечернее размышление о Божием величестве при слу-чае великого северного сияния // Ломоносов М.В. Избранные произве-дения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 205—206.
19. Ломоносов М.В. Ода, выбранная из Иова // Ломоносов М.В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 200—203.
20. Ломоносов М.В. Переложение псалма 1 // Ломоносов М.В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 185.
21. Ломоносов М.В. Переложение псалма 14 // Ломоносов М.В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 186.
22. Ломоносов М.В. Переложение псалма 26 // Ломоносов М.В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 186 – 188.
23. Ломоносов М.В. Переложение псалма 34 // Ломоносов М.В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 188 – 191.
24. Ломоносов М.В. Переложение псалма 70 // Ломоносов М.В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 191 – 194.
25. Ломоносов М.В. Переложение псалма 103 // Ломоносов М.В. Избран-ные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 194 – 196.
26. Ломоносов М.В. Переложение псалма 143 // Ломоносов М.В. Избран-ные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 196 – 198.
27. Ломоносов М.В. Переложение псалма 145 // Ломоносов М.В. Избран-ные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 199.
28. Ломоносов М.В. Утреннее размышление о Божием величестве// Ломо-носов М.В. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1986. — С. 204―205.
29. Лотман Ю.М. Об «Оде, выбранной из Иова» // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/xviii-vek/41-yu-lotman-ob-ode-vybrannoj-iz-iova (дата обращения: 08.01.2022).
30. Маслин М.А., Вольнякова О.А. Мировоззрение М.В. Ломоносова. К 300-летию со дня рождения великого ученого // Вестник МИТХТ. – 2011. – Т. 6, № 5. – С. 4-8.
31. Морозов А.А. Ломоносов. – 5-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1965. – 576 с. – (ЖЗЛ: Серия биографий; Вып.15 (319).
32. Николаев Н.И., Безрукова М. В. Картина мира в духовных одах М.В. Ломоносова // Проблемы исторической поэтики. – 2021. – №2. – С. 33-55.
33. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. – С. 264.
34. Пумпянский Л.В., Николаев Н.И. К истории русского классицизма (По-этика Ломоносова) // Контекст: Литературно-критические исследова-ния. – 1983. – Т. 1982. – С. 303 – 335.
35. Серман И.З. Ломоносов в борьбе с церковью и религией // Русская ли-тература в борьбе с церковью и религией. – М., 1963. – С. 23 – 36.
36. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. — М.; Л.: Наука, 1966. — 259 с.
37. Стенник Ю.В. «Вечернее размышление…» // Поэтический строй рус-ской лирики. – Л., 1973. – С. 9 – 20.
38. Сухов А.Д. Материализм М.В. Ломоносова // История философии. – № 9. – М., 2002. – С. 3-22.
39. Сухов А.Д. Материалистическая традиция в русской философии. — М.: ИФ РАН, 2005. — 264 с.
40. Трилесник В.И. Проблемы науки и религии в мировоззрении Ломоно-сова // Ломоносов. Сб. статей и материалов. – СПб., 1991. – Т. 9. – С. 21 – 22.
41. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. – М.: Просве-щение, 1982. – 335 с.
42. Флогистон // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона : в 86 т. – СПб., 1902. – Т. XXXVI. – C. 138-144.
43. Фома Аквинский. Сумма теологии / Пер. С. И. Еремеева и А. А. Юди-на. — Ч. I . Вопросы 1—43. — Киев: Эльга-Ника-центр; М.: Элькор-МК, 2002. — 560 с.
44. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2011. – 608 с.
45. De causis caloris et frigoris maditationes physicae. – URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/nauka/po-fizike-i-himii-1747-1752/science-3.htm (дата обращения: 07.01.2022).
46. Dissertatio physicae de corporum mixtorum differentia, quae in cohaesione corpusculorum consistit, quam exercitii gratia conscripsit Michael Lomono-sow matheseos et philosophiae studiosus, anno 1739, mense martio. – URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/nauka/po-fizike-i-himii-1738-1746/science-2.htm (дата обращения: 07.01.2022).
47. Elementa chimiae mathematicae. 1741. – URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/nauka/po-fizike-i-himii-1738-1746/science-3.htm (дата обращения: 07.01.2022).