Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время предприятия различных сфер бизнеса внедряют системы автоматизации, позволяющие автоматизировать различные направления деятельности. Успех деятельности любой компании во многом определяется тем, насколько компания идет в ногу со временем и внедряет автоматизированные системы, которые непременно позволяют сократить издержки, минимизировать рутинные операции, происходящие в процессе оперативной деятельности любого предприятия.
В рамках данной работы проведено изучение технологии продаж в условиях магазина продовольственных товаров. Актуальность выбора темы работы заключается в необходимости удержания клиентской базы компаниями, работающими в сфере продаж. Специфика данного рынка связана с наличием большого количества игроков и для сохранения своих позиций на рынке необходимо для клиентов создавать условия, позволяющие проводить продажи и максимально качественно обслуживать клиентов.
Использование информационных технологий в деятельности компаний, занимающихся реализацией товаров в магазине продовольственных товаров, позволяет оперативно осуществлять поиск информации о наличии товаров, их характеристиках, проводить анализ кассовых операций. Аналитическая отчетность, формируемая в программах, позволяет оптимизировать ассортиментный ряд реализуемых продовольственных товаров, проводить разработку маркетинговых акций, программ лояльности для покупателей, что в конечном итоге обеспечивает сохранение и расширение клиентской базы.
Целью данной работы является проектирование базы данных для автоматизации деятельности магазина продовольственных товаров.
Задачи проекта:
изучение специфики деятельности магазина продовольственных товаров, построение моделей бизнес-процессов;
определение недостатков существующей технологии работы специалистов, постановка задач автоматизации;
определение информационных объектов, их свойств;
постановка задач автоматизации, определение перечня справочников, входных, отчетных форм;
построение логической модели базы данных;
разработка базы данных для автоматизации технологии работы магазина продовольственных товаров.
Объектом исследования является деятельность магазина ООО «Продовольственный магазин».
Предмет исследования – информационная система анализа продаж ООО «Продовольственный магазин».
1. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
Компаний ООО «Продовольственный магазин» предоставляет возможности приобретения Продовольственный магазинной продукции по доступным ценам. В ассортименте представлены товары различного типа от поставщиков из разных регионов России и стран зарубежья. Номенклатурные позиции реализуемых товаров включают свыше 2000 позиций. В условиях пандемии компания развивает оказанием услуг по доставке товаров. Товарные позиции разделены по категориям, что позволяет обеспечивает удобство пользователей при совершении покупок.
На рисунке 1 приведена диаграмма организационной структуры отдела продаж.
Рисунок 1 – Организационная структура отдела продаж
Как показано на рисунке 1, организационную структуру отдела продаж ООО «Продовольственный магазин» составляют специалисты:
- начальник отдела, в компетенцию которого входят организационные вопросы, расстановка кадров в отделе продаж, взаимодействие с руководством компании по вопросам основной деятельности отдела;
- менеджеры торгового зала, в компетенцию которых входят вопросы консультирования клиентов по вопросам приобретения товара в соответствии с запросами клиентов, подбор оптимальных вариантов покупки, предложение скидок;
- мерчендайзеры, в функцию которых входит организация раскладки товара в торговом зале, что позволяет выделять для клиентов наиболее выгодные предложения, распределять товары по категориям, ценовым сегментам;
- маркетологи, курирующие работы с программами лояльности и скидками;
- товароведы, в компетенцию которых входит изучение потребительских свойств товаров и организация обучения менеджеров торгового зала;
- кассиры (проводят операции по реализации продукции).
В рамках данной работы проведен анализ технологии продаж Продовольственный магазинной продукции. Для данного сегмента рынка характерен высокий уровень конкуренции, что предполагает необходимость получения преимуществ за счет более привлекательных ценовых предложений, обеспечения качественного сервисного обслуживания, использования гибких схем расчета. Также необходимо повысить эффективность бизнес-процессов, связанных с организацией учета продаж, что позволит сократить временные затраты на обслуживание клиентов и выполнение основных технологических операций специалистами отделов продаж и снабжения.
В рамках анализа предметной области был определен перечень задач автоматизации магазина продовольственных товаров, включающие:
ведение учета номенклатуры реализуемой продукции;
ведение учета данных о клиентах;
проведение учета заказов на приобретение продукции и продаж продукции, учета скидок;
ведение учета платежных операций;
учет различных форм оплаты.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диаграмма вариантов использования
На рисунке 2 приведена диаграмма вариантов использования системы.
Рисунок 2 – Диаграмма вариантов использования
Как показано на рис.2, в системе предполагается наличие вариантов использования для:
- Администратора с правами установки цен, управления пользовательскими учётными записями, ведения системных справочников;
- Продавца с правами проведения продаж и формирования кассовых отчетов;
- Сотрудника склада с правами оформления накладных на прием товара, выдачу товара для продажи, списания товара по причине истечения срока годности или несоответствия качества;
- Экономиста с правами формирования отчетности.
2.2. Инфологическая модель
В процессе проектирования информационной системы анализа продаж магазина продовольственных товаров потребуется использование ряда классификаторов:
Локальный классификатор видов товаров;
Локальный классификатор видов кассовых операций;
Локальный классификатор товаров.
В качестве входных документов информационной системы используются:
Кассовый чек;
Позиции чеков.
Выходной информацией будет являться:
Кассовый отчет;
Список чеков.
В качестве информационных объектов рассматриваются:
товары, виды товаров;
клиенты;
чеки;
способы оплаты;
позиции чека.
На рисунке 3 приведена диаграмма «Сущность - Связь» разрабатываемой системы.
Рисунок 3 – Диаграмма «Сущность - Связь»
Проведем обоснование связей между указанными сущностями.
Каждому клиенту при совершении покупок может выдаваться множество чеков. Связь 1:М.
В каждом чеке содержится множество позиций. Связь 1:М.
Каждый товар может продаваться множество раз. Связь 1:М.
По каждой форме оплаты проводится множество операций. Связь 1:М.
2.3. Даталогическая модель данных
Далее определен реквизитный состав информационных объектов системы учета продаж продовольственных товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асадуллаев Р. Г., Лысакова Т. А. Базы знаний и экспертные системы: учебное пособие. - Белгород: Белгород НИУ "БелГУ", 2018. - 174 с.
2. Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие. - Волгоград: ВолГТУ, 2015. – 57 с.
3. Гагарина Л.Г., Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2019. - 256 с.
4. Гвоздева В.А. Базы и банки данных. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2015. - 76 с.
5. Гофман В.Э. Хомоненко А.Д., Работа с базами данных. - СПб:БХВ-Петербург, 2019. - 628 с.
6. Дадян Э. Г., Зеленков Ю. А. Методы, модели, средства хранения и обработки данных: учебник. - Москва: Вузовский учебник, 2016. - 167с.
7. Деменков, М.Е. Современные методы и средства проектирования информационных систем: учебное пособие. - Архангельск: САФУ, 2015. – 89с.
8. Карпузова В.И., Скрипченко, К.В. Чернышева, Н.В. Информационные технологии. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256с.
9. Колдаев В.Д. Структуры и алгоритмы обработки данных. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с.
10. Костикова А. В. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2016. – 110 с.
11. Литвинов В. А. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 320 с.
12. Литвинов В. А. Разработка баз данных: учебное пособие / В.А. Литвинов. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 320 с.
13. Надейкина Л. А. Программирование. Обобщенное программирование: учебное пособие. - Москва: Московский государственный технический университет ГА, 2019. - 80 с.
14. Помазанов В. В., Лунина Е. С. Проектирование баз данных: учебное пособие / В. В. Помазанов, Е. С. Лунина. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 178 с.
15. Стрекалова Н. Б., Маризина В. Н. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2016. - 128 с.
16. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами : учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
17. Терехова А. Е. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие. - Москва: Изд. дом ФГБОУВО "ГУУ", 2016. - 96 с.
18. Шичкина Ю. А. Методы построения схемы и выполнения запросов в базах данных. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2016. - 205 с.
19. Шмелева С. В. Информационные технологии: конспект лекций / С. В. Шмелева. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2018. - 72 с.
20. Щеглов, Ю.А. Информационные системы и процессы. - Новосибирск: НИНХ, 2015. - 251 с.