Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена общероссийской тенденцией сложностей развития малого предпринимательства, особенно в условиях пандемии. Абсолютно все регионы и муниципалитеты находятся в ситуации необходимости решения сложных задач, связанных с экономическим, хозяйственным, социально-культурным, техническим обеспечением территории и проживающего на ней населения. В коммерческой сфере многие из аналогичных проблем решаются достаточно быстро и накоплен положительный опыт по их устранению.
Цель исследования – анализ совершенствования организации поддержки и развития малого предпринимательства в регионе (Красноярский край).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- изучить роль предпринимательства в развитии региональной экономики;
- исследовать основы взаимодействия органов управления и бизнеса;
- представит баланс интересов городского бизнеса и органов управления;
- изучить зарубежный опыт взаимодействия бизнеса и городского управления;
- изучить опыт поддержки предпринимательства в Красноярском крае;
- разработать рекомендации по совершенствованию организации поддержки предпринимательства в Красноярском крае.
Предмет исследования – правовые, организационные и экономические отношения по поддержке малого предпринимательства.
Объект исследования – органы государственной власти и представители бизнес-сектора Красноярского края.
Структуры работы представлена тремя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком использованных источников.
ГЛАВА 1. РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И РЕГИОНОВ
1.1. Сущность малого предпринимательства
Предпринимательская деятельность является основой рыночной экономики и важным фактором благосостояния граждан и государства в целом. Поэтому рассмотрение различных вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности представляет научный и практический интерес. Говоря об осуществлении предпринимательской деятель¬ности, стоит установить, прежде всего, понятие предпринимательской деятельности, а также выявить какая деятельность признается предпринимательской в свете норм действующего законодательства, как отграничивается предпринимательская деятельность от иных видов экономической деятельности.
Действующее гражданское законодательство Российской Федерации оперирует понятием предпринимательской деятельности, как особым юридическим инструментом для регулирования различными сторонами экономической жизни общества. Исходя из этого, проблема более четкого определения понятия предпринимательства является стержневой в современной цивилистике.
Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены следующие критерии:
- микропредприятия - 120 млн. рублей;
- малые предприятия - 800 млн. рублей;
- средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Развитие предпринимательства в России сопряжено с некоторыми сложностями:
- сложность процедуры и существенные ограничения для предпринимателей при оформлении кредитов на стартовый капитал;
- сложность в поиске стартового капитала и его объема, высокие ставки банковских кредитов;
- низкий уровень доступности производственных, офисных и торговых площадей связанных с постоянным увеличением стоимости аренды;
- административные препятствия при решении вопросов предпринимателей и развития субъектов малого бизнеса, коррупционность органов власти и управления, принимающих решение по вопросам поддержки предпринимателей,
- сложность выхода средних предприятий на новые рынки и новые сегменты в связи с недостаточностью нужных ресурсов, финансовых, кадровых, административных;
- сложность получения консультационной поддержки в сфере привлечения новых инвестиций и разработки рыночной стратегии, оптимизации бизнес-процессов,
- не достаточно высокий уровень квалифицированного персонала, отсутствия опыта в принятии сложных управленческих решений;
- низкая эффективность действующих механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей, а также лиц, которые находятся в процессе принятия решения о начале собственного бизнеса.
В условиях кризиса данные факторы еще более усугубляются и приводят к отказу от продолжения предпринимательской деятельности, что препятствует поступательному развитию рыночной экономки.
На развитие малого предпринимательства оказывают воздействие различные факторы и условия. Условия характеризуются базисным не динамичным характером, т.е. это обстоятельства, которые сформировались к данному периоду времени. Факторы имеют динамический характер. Соотношение условий и факторов представлено на рис. 1.
Рисунок 1- Факторы и условия развития предпринимательства
Источник: составлено автором
В качестве основных условий развития предпринимательства можно отнести:
- исторический опыт,
- действующая нормативно-правовая база,
- уровень предпринимательской активности населения.
Если рассматривать исторический опыт развития предпринимательства в России, то к можно отметить, что в начале 90-х годов у новоявленных предпринимателей он отсутствовал, так как действительность советский времен нивелировала все основы ведения предпринимательской деятельности. Поэтому становление предпринимательства происходило в условиях полного отсутствия методологической базы и практического опыта.
В современных условиях предприниматели стали более информированными и адаптированными, им стала доступна информация о развитии предпринимательства в зарубежных странах, появились образовательные программы, обучающие менеджменту и ведению бизнеса.
Нормативно-правовая база, которая должна была регламентировать процессы формирования предпринимательских структур была очень несовершенна, отличалась большими пробелами и неоднозначностью трактовок. Этот недостаток за последние 30 лет был компенсирован принятием широкого спектра законов. Однако, до сих пор пробелы в законодательстве затрудняют развитие бизнеса.
Уровень предпринимательской активности за последние годы существенно возрос. Расширенный перечень возможностей для выбора форм и сфер приложения предпринимательских инициатив сделал привлекательной данную сферу, что привело к высоким темпам роста предпринимателей в период с 2000 по 2008 гг.
Помимо условий развития, на темпы формировании и экономическую устойчивость предпринимательства влияют факторы, которые стимулируют изменения и обуславливают активность предпринимательской среды.
Итак, в условиях усиления налоговой нагрузки многие предприниматели отказываются от ведения бизнеса, что демонстрирует негативные аспекты влияния условий развития.
Здесь следует отметить, что именно государственная поддержка позволяет нивелировать влияние негативных факторов и создавать условия для развития предпринимательства. На современном этапе работа в данном направлении ведется. Государство осознало необходимость создания благоприятных условий для развития предпринимательства.
Органы власти и управления регионом также заинтересованы в создании благоприятных условий для бизнеса, так как именно предпринимательский доход является источником пополнения бюджета территории, который в последующем будет использоваться на решение социальных и экономических задач.
Поэтому органы власти, взаимодействия с предпринимателями должны выявлять проблемы их развития и прилагать усилия для из эффективного решения.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также Законом края от 04.12.2008 № 7-2528 «О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае».
2. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Консультант Плюс (дата обращения: 18.01.2021)
Научная литература, периодические издания, электронные источники:
3. Бакаева Н.В., Черняева И.В. Вопросы озеленения городской среды при реализации функций биосферосовместимого города // Строительство и реконструкция. 2018. № 2 (76). С. 85–94.
4. Баринов В.А. Готовность к изменениям в местном самоуправлении крупных городов. Муниципалитет: экономика и управление, 2020 - № 01 (30). – С.22-25
5. В Новосибирске открылась теплая остановка с туалетом и залом ожидания [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «НГС. НОВОСТИ» — электронное периодическое издание. URL: http://news.ngs.ru/more/50101333/ (дата обращения: 16.01.2021)
6. В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Самарская область заняла 2 место. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/v-reytinge-regionov-rossii-po-urovnyu-razvitiya-gchp-samarskaya-oblast-zanyala-2-mesto/ (дата обращения: 12.02.2021)
7. Ваганова О. В. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 21–30.
8. Воробьев К. Проекты социального воздействия: шанс или риск для НКО? // https://philanthropy.ru/analysis/2020/03/24/87051/ (дата обращения: 18.01.2021)
9. Зубаха, П. А. Анализ рынка проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного развития / П. А. Зубаха // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2016. - № 4. -С. 69-72
10. Климкович Е.В. Финансирование социально-культурных проектов на современном этапе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-sotsialno-kulturnyh-proektov-na-sovremennom-etape (дата обращения: 24.11.2021)
11. Макарова Т. Н. Развитие предпринимательства, как необходимое звено в экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 164–168. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570035.htm.(дата обращения: 27.11.2021)
12. Малое предпринимательство.URL: www.e-konomika.ru.(дата обращения: 27.11.2021)
13. Маслухин Н. Как провести время ожидания транспорта с пользой: «умные» остановки в России и в мире http://gosvopros.ru/territory/khozyaystvo/kak-provesti-vremya-ozhidaniya-transporta-s-polzoy-umnye-ostanovki-v-rossii-i-v-mire/ (дата обращения: 27.11.2021)
14. Михайлова Е. В. Опыт правительства Москвы в применении смарт-технологий для модернизации городского управления // Власть – 2019 – Том. 27. № 2 – С.62-65.
15. Обогреватели на остановках [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонд содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» URL:https://city4people.ru/projects/projects_26.html (дата обращения: 15.01.2021).
16. Официальный сайт Агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края // http://krasmsp.krskstate.ru/orpp(дата обращения: 15.01.2021).
17. Первую теплую остановку в Красноярске взяли под видеонаблюдение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Интернет-газета «Newslab». URL: http://newslab.ru/news/487716 (дата обращения: 16.01.2021).
18. Прокопова Л. И. Повышение эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями [Электронный ресурс] / Л. И. Прокопова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – С.34-37
19. Прокопова Л. И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 14–20.
20. Резер Т.М., Кузнецова Е.В., Лихачев М.А. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - Екатеринбург: УФУ, 2019. - 120 с.
21. Слишком умная остановка [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Фонтанка»- петербургская интернет-газета. URL: http://www.fontanka.ru/2016/11/07/107/ (дата обращения: 15.01.2021)
22. Сухорукова И.В. Проблемы малого и среднего предпринимательства в 2021 году в России // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-2021-godu-v-rossii (дата обращения: 21.12.2021).
23. Фиалковская И.Д. Основы государственного и муниципального управления. Курс лекций. - Н.Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. - 131 с.
24. Ховалкин, И. А. Реформирование системы местного самоуправления в 2020 году: нормативно-правовые вопросы, финансовое обеспечение и регулирование / И. А. Ховалкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77135/ (дата обращения: 28.02.2021).
25. Ющенко А.Л. Факторы развития предпринимательства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/09/12459 (дата обращения: 13.11.2021)
26. Более 5 тысяч предпринимателей края получили поддержку в центрах «Мой бизнес»// https://sreda24.ru/index.php/novosti/aktualno/item/24288-bolee-5-tysyach-predprinimatelej-kraya-poluchili-podderzhku-v-tsentrakh-moj-biznes (дата обращения: 18.12.2000)
Источники на иностранных языках:
27. Mike Schallehn, Christoph Burmann, Nicola Riley Brand authenticity: model development and empirical testing // Journal of Product & Brand Management, 2014, Vol. 23 Issue: 3, pp.192-199, https://doi.org/10.1108/JPBM-06-2013-0339