Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Использование восстанавливаемых источников энергии (ВИЭ) общественное мнение чаще всего рассматривает в контексте «зеленой энергетики», которая в процессе работы минимально влияет на окружающую среду, и считает это весьма инновационным направлением, которое появилось совсем недавно. Однако, это не совсем верно.
Классическим примером генерирующих мощностей, использующих ВИЭ, являются гидроэлектростанции, которые по всему миру строят более века. Ветряные, приливные, солнечные, геотермальные и другие электростанции на ВИЭ также разработаны многие десятилетия назад, причем в основу таких решений могут быть положены самые разные технологические подходы. Например, солнечные могут быть оснащены полупроводниковыми панелями, которые напрямую «конвертируют» свет в электричество, а могут представлять собой систему зеркал, которые фокусируют свет на резервуаре и нагревают содержащуюся там жидкость, которая крутит турбину. Вариаций приливных электростанций тоже множество.
Однако, в качестве альтернативных источников энергии необходимо рассматривать не только электроэнергию, но и другие материалы, (газ, атом, водород и др.)
Прорывом в транспортной сфере стало массовое создание автомобилей, использующих альтернативные виды энергии. Продвигая свою разработку, глава компании Tesla Илон Маск заявлял, что возобновляемые энергоисточники – гарант развития цивилизации. Но время шло, и сейчас электромобилем никого не удивишь. Другое дело – внедрение «зеленой» энергетики на железнодорожном транспорте.
Целью работы поставим перед собой изучение и систематизация сведений об альтернативных источниках энергии, которые имеется возможность внедрять при использовании ССПС.
Задача работы – изучить виды ССПС, а также опыт использования альтернативных источников энергии на железнодорожном транспорте (в т.ч. и за рубежом).
1. ССПС на Российских железных дорогах
Для начала необходимо разобраться: что же такое ССПС и для чего он нужен?
Специальный самоходный подвижной состав (ССПС) - мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников предприятий ОАО "РЖД" к месту работы, железнодорожно-строительные машины предназначенные для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме.
Если иными словами описать этот подвижной состав – то можно сказать, что это – «рабочие лошадки», которые помогают работникам доставлять нужные материалы к месту работ и самих работников, а также выполнять механическую работу по выгрузке/погрузке этих материалов, подъему и т.д.
Как считают некоторые эксперты в данной области, износ парка специального самоходного подвижного состава (ССПС) достигает 90%.
Это является одним из основных проблемных моментов парка ССПС железнодорожного транспорта. Другой проблемой является тот факт, что большая часть путевых машин была выпущена в 60–70-е гг. прошлого века. Потери на простоях, затраты на постоянный мелкий ремонт, а также из-за низкой эффективности морально устаревшей техники тоже являются крупной проблемой парка ССПС.
При этом стоит отметить положительную тенденцию взглядов компании в направлении обновлений парка подвижного состава, куда ССПС входит конечно не в таких больших объемах как тяговый подвижной состав, но все же развитие в этом вопросе есть.
В настоящее время в ОАО «РЖД» существуют несколько основополагающих документов по эксплуатации ССПС (например, распоряжение №1172р от 30.05.2011г.). Согласно этим документам, некоторые основные положения по эксплуатации этих машин опишем ниже.
При эксплуатации ССПС КХ на железнодорожных путях общего и необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", на него распространяются требования следующих нормативных документов МПС России, Минтранса России и ОАО "РЖД" предъявляемые к специальному самоходному подвижному составу:
- Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России 21 декабря 2010 года приказ N 286;
- Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
- Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации, № ЦРБ-934;
- и другие.
Чертежи узлов и деталей ССПС КХ и технические условия на их изготовление утверждаются поставщиком по согласованию со структурным подразделением ОАО "РЖД", осуществляющим функции заказчика (далее - заказчик). Вносить изменения в конструкцию основных узлов принятого в эксплуатацию ССПС КХ допускается только с разрешения заказчика.
Вновь построенный ССПС КХ до сдачи в эксплуатацию должен быть сертифицирован в порядке, установленном законодательством, испытан и принят от поставщика в порядке, установленном ОАО "РЖД".
ССПС КХ прошедший капитальный ремонт должен быть принят от поставщика в порядке, установленном ОАО "РЖД".
Каждая единица ССПС КХ должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
- технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту Российской Федерации;
- наименование владельца ССПС КХ;
- номер (государственный регистрационный знак);
- табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;
- идентификационные и приемочные номера на составных частях в местах, установленных нормативно-технической документацией;
- дата и место производства установленных видов ремонта;
- конструкционная скорость для движения по железнодорожным путям;
- тип ССПС КХ;
- наименование организации приписки;
- таблички и надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов;
- число мест для сидения на ССПС КХ, предназначенного для доставки работников к месту производства работ;
- максимальная грузоподъемность и дата проведения следующего ЧТО и ПТО на ССПС КХ, оборудованных крановыми установками и монтажными вышками.
Другие знаки и надписи на ССПС КХ наносятся в соответствии с требованиями конструкторской документации
Каждая единица ССПС КХ должна иметь:
- формуляр (паспорт), составленный поставщиком или разработчиком конструкторской документации;
- руководство по эксплуатации ССПС КХ или техническое описание и инструкцию по эксплуатации;
- руководство по эксплуатации системы обеспечения безопасности движения поездов;
- паспорта воздушных резервуаров, имеющихся на ССПС КХ;
- паспорта (формуляры) и инструкции по эксплуатации основных комплектующих изделий: силовой установки, гидропередачи, генератора и других изделий - согласно ведомости эксплуатационных документов.
Формуляр и другая эксплуатационная документация, включая документацию установленных на ССПС КХ комплектующих изделий, должны храниться у лица, ответственного за его эксплуатацию и содержание. Руководство или инструкция по эксплуатации должны находиться у машиниста.
Формуляр, а также паспорта установленных на ССПС КХ комплектующих изделий должны регулярно заполняться лицом, ответственным за эксплуатацию ССПС КХ, в соответствии с имеющимися в них разделами и пунктами
Для движения по железнодорожным путям ССПС КХ должен быть оборудован:
- устройством для движения по рельсам железнодорожного пути;
- штатным шунтирующим устройством;
- временным шунтирующим устройством;
- прибором безопасности движения поездов с регистрацией параметров движения (тип прибора безопасности уточняется на каждый тип ССПС КХ в техническом задании и конструкторской документацией);
- жестким сцепным устройством, для сцепления с транспортным средством железнодорожного транспорта в случае аварийного транспортирования ССПС КХ;
- телефонным средством сотовой связи;
- двумя носимыми радиостанциями;
- двухдиапазонной локомотивной радиостанцией для связи с поездным диспетчером и дежурным по станции;
- проводным телефонным средством перегонной связи;
- проблесковым маячком на каждой кабине управления.
ССПС КХ должен обеспечивать надежное шунтирование рельсовых цепей. Сопротивление шунтирующего устройства не должно превышать 0,01 Ом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: ПКТБ ЦП 77.02.1- 00.000.04 ТО, 2016;
2. Осипов С. И. Основы электрической и тепловозной тяги. — М.: Транспорт, 2005. 408 с.;
3. Ветров Ю.Н., Приставко М.В. Конструкция тягового подвижногосостава/ Подред. Ю.Н. Ветрова. — М.: Желдориздат, 2000. 316 с.;
4. Журнал «РЖД-Партнер», электронный ресурс;
5. Журнал «РЖД-Expo», электронный ресурс;
6. https://www.eprussia.ru/epr/365/7508642.htm, электронный ресурс;
7. https://roscongress.org/news, электронный ресурс;
8. https://company.rzd.ru/ru/9263/page/105104?id=35, электронный ресурс;