Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время специфика экономического развития Российской Федерации определяется значительными трансформациями, которые направлены на совершенствование отраслевой диверсификации, изменение рыночной модели отношений за счет минимизации роли и удельного веса государственного сектора. Также значимым аспектом является рост наукоемкого производства и доли инновационной промышленности.
В современных условиях ключевой угрозой для российской экономики является пандемия COVID-2020, негативно воздействующая как на уровень заболеваемости, так и на наиболее уязвимые отрасли экономики. Таким образом, меры противодействия должны быть направлены на защиту жизни и здоровья населения, поскольку данные негативные условия снижают общую устойчивость экономики, отдельных внешних и внутренних показателей, формирующих экономическую безопасность страны.
Негативными тенденциями обеспечения экономической безопасности, помимо коронавирусной инфекции, являются воздействие санкционного режима, трансформации внешней экономической стратегии, ограничительные меры для представления отечественных производителей на мировом рынке, проблемы по формированию валютной и кредитной политики за счет нестабильности рынка энергетических ресурсов из-за сокращения спроса в результате воздействия пандемии.
В этой связи актуальность данного исследования заключается в том, что на основании трансформирующихся условий национальной экономики возникают изменения структуры ВВП, а также диверсификация между отдельными субъектами и регионами страны. Данные причины определяют необходимость дополнительного анализа и оценки уровня экономической безопасности РФ, включая специфические особенности, в частности, региональную и отраслевую диверсификацию.
Объектом исследования выступает разработка методов к оценке уровня экономической безопасности государства.
Предметом исследования является экономическая безопасность как элемент национальной безопасности государства.
Цель исследования определить современное состояние, угрозы и перспективы развития экономической безопасности России.
Цель исследования структурировала следующие задачи:
1) описать понятие экономической безопасности страны и выделить основы нормативно-правового регулирования;
2) выделить ключевые угрозы и риски, воздействующие на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;
3) провести анализ основных проблем, которые определяют необходимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
4) разработать рекомендации для повышения уровня экономической безопасности РФ, учитывая особенности воздействующих факторов.
В этой связи был осуществлен анализ научной литературы, проведено эмпирическое исследование основных показателей экономической безопасности Российской Федерации с учетом воздействующих негативных тенденций.
Для осмысления проблем обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в работе применяются следующие методы исследования, анализ, синтез, обобщение, эмпирический метод, сбор и обработка статистических данных.
Теоретической базой исследования послужили публикации С. Арбузова [1], В.А. Ионова, А.А. Строкова [2], а также отчеты Центрального банка России [5], Федеральной службы государственной статистики [6].
Практическая значимость исследования состоит в описании путей решения проблем по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации с целью совершенствования государственного управления и решения стратегических задач малого и среднего бизнеса, сокращения зависимости от нефтегазовых доходов и увеличения инвестиционной привлекательности.
Научная новизна заключается в разработке ключевых направлений по противодействию угрозам экономической безопасности России, которые представлены последствиями влияния коронавирусной инфекции COVID-19.
Решение ключевых проблем, возникших в результате пандемии, заключается в обеспечении эффективной защиты российской экономики. Соответственно, ключевым направлением государственного управления должно быть решение стратегических вопросов по стимулированию активности малого и среднего бизнеса, а также увеличения инвестиционных потоков. В результате были определены ключевые риски и угрозы, воздействующие на экономическую безопасность Российской Федерации. Помимо этого, выделены ключевые проблемы, воздействующие на уровень экономической безопасности страны, что определяет актуальность изучения особенностей обеспечения экономической безопасности в стране. В заключении предложены рекомендации, направленные на совершенствование действующей системы
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретико-правовые аспекты экономической безопасности государства
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности государства
Анализируя особенности функционирования современной социально-экономической и политической системы Российской Федерации, нельзя не коснуться понятия «экономическая безопасность», которое рассматривается как неотъемлемая часть внутренней и внешней политики государства. единая страна. В странах с развитой рыночной экономикой уже накоплен большой положительный опыт, связанный с обеспечением национальной экономической безопасности, который можно рассматривать с точки зрения общенационального комплекса мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономических процессов, и включая сформированный защитный механизм с точки зрения противодействия внешним и внутренним угрозам.
Экономическая безопасность позволяет обеспечить экономическую независимость государства, поддерживать стабильное и устойчивое развитие, защищает от внутренних, внешних угроз.
Определим содержание понятия «экономическая безопасность». В современной экономической литературе можно найти следующие подходы к определению этого понятия:
экономическая безопасность означает способность удовлетворять экономические потребности населения на достаточном уровне, а также противостоять возможным опасностям, связанным с финансовыми потоками, как внутри страны, так и на уровне мировых экономических отношений;
экономическая безопасность - это состояние экономической и политической системы, в которой люди (через государственные органы) суверенно и без давления определяют формы и пути своего экономического развития;
Экономическая безопасность – это государство, в котором обеспечивается защита жизненно важных экономических интересов человека, общества и государства.
По словам В.П. Охапкина, экономическая безопасность должна быть определена как безопасность, которая оказывает влияние на все сектора экономики государства.
А В.Ф. Гапоненко определяет экономическую безопасность как состояние финансово-кредитной сферы, для которой характерны сбалансированность, устойчивость к внутренним и внешним негативным воздействиям, способность этой сферы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост.
Экономическая безопасность – это не только защита национальных интересов, но и готовность и способность государственных учреждений создавать механизмы для реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики и поддержания социально-политической стабильности общества.
Таким образом, большинство исследователей связывают экономическую безопасность с защитой жизненно важных интересов и способностью удовлетворять потребности общества. Экономическая безопасность рассматривается в связи с угрозами, рисками и опасностями, влияющими на обмен товарами и другие экономические процессы.
Специалисты выделяют ряд принципов обеспечения экономической безопасности, основными из которых являются: независимость экономики страны, ее стабильность и устойчивый рост. Таким образом, стабильный экономический рост является гарантом обеспечения экономической безопасности государства.
Обеспечение экономической безопасности страны является одним из приоритетных направлений эффективной государственной политики, актуальность которой резко возрастает при возникновении взрывоопасных и нештатных ситуаций во внутренней или внешней сферах общества.
Само государство становится основным субъектом обеспечения собственной безопасности, а также основным субъектом обеспечения безопасности общества.
Государство в лице своих органов, сил и средств обеспечивает, в соответствии с конституцией и законодательством страны, безопасность каждого гражданина на своей территории, а вне его гарантирует его защиту и покровительство.
В литературе политика экономической безопасности обычно рассматривается через концепцию «национальных интересов».
Понятие политики экономической безопасности следует понимать как комплекс мер по организации сил, средств и органов, государства и общества, направленных на создание условий для единой системы правового, политического, экономического, социального, военного, международного и иного характера. обеспечение устойчивого прогрессивного развития страны в части реализации наиболее важных и значимых интересов.
Государственная политика в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. В настоящее время создана стабильная основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциала Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире.
Основополагающим принципом политики экономической безопасности Российской Федерации и ее главной стратегической целью является обеспечение приоритета общенациональных интересов при безусловном учете разнообразия и специфики российских регионов.
Особенно точно отражает методологические подходы к определению безопасности и классификация, предложенная М. Бондаренко. Все имеющиеся в настоящее время в социально-гуманитарных науках определения и характеристики безопасности, несмотря на их противоречивость, с учетом их содержания и смыслового наполнения, М.В. Бондаренко условно подразделил на две основные группы (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация определений безопасности по М.В. Бондаренко
Н.Н. Костюченко предлагает рассматривать феномен «безопасность» на основе диалектики, теории социальных систем и социального управления по его мнению «безопасность», прежде всего, является функцией социальной системы, в теории экономической безопасности данный феномен предлагается рассматривать как функцию, элемент социальных систем, а «систему безопасности» – как совокупность функций «безопасности» социальной системы, ее подсистем и функциональной структуры (органов, подразделений, отдельных должностей), которые создаются для реализации этих функций. При этом «состояние безопасности» будет результатом реализации этих функций, позволяющим обеспечить устойчивое и безопасное функционирование системы.
1.2 Структура системы экономической безопасности государства
Безопасность государства – совокупность условий позволяющий сделать вывод об отсутствии существенных препятствий для эффективной реализации его жизненно - важных потребностей. От экономической силы, которая включает в себя способность вносить свой вклад в дела международного сообщества, выживать в сложившихся кризисных и экстремальных международных условиях, а также в полном объеме реализовать свои национальные интересы как внутри страны, так и за ее пределами, зависит безопасность государства.
Экономическая безопасность самым непосредственным образом отвечает за стабильность и устойчивость в развитии государства. А.А. Песоцкий
и А.В. Петров предлагают рассматривать национальную безопасность как диалектическое единство безопасности государства, общества и личности, которое характеризуется тем, что ослабление безопасности одного из объектов, одного из уровней, одной из сфер жизнедеятельности незамедлительно отражается на безопасности всей нации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 05.05.2021)
3. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, 2018 г
4. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. Режим обращения: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 216629/ (дата обращения: 05.12.2021).
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390 Ф3(ред. от09.11.2020) "О безопасности" [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://base.garant.ru/ 12181538/#ixzz6vUea9nDY (дата обращения: 05.12.2021).
6. Акулинин В. Н., Епифанова Н. С. Концепция гибридной войны в практике межгосударственного противостояния // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 11. Вып. 36. С. 53-60.
7. Арбузов С. Методологические основы оценки уровня экономической безопасности // Общество и экономика. - 2017. - № б. - С. 28-37.
8. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: Монография. М., 2002.
9. Гунина И.А., Посаженникова Ю.Н. Система управления экономической безопасностью предприятия // ЭКОНОМИНФО. - 2019. - №1. (дата обращения: 05.05.2022).
10. Ионов В.А., Строков А.А. Проблемы экономи ческой безопасности малых и средних предприя тий АПК в условиях пандемии 2020 года // Фи нансовая экономика. - 2020. - № 7. - С. 218-221.
11. М. М. Кучерявый, Ю. В. Вовенда К пониманию политики модернизации национальной безопасности // https://www.acjournal.ru/jour/article/view/212/213
12. Менеджмент экономической безопасности. [Doc- 396k] Учебное пособие. Омск: Типография ИП Долгов Р.Н., С.Е. Метелев, 2017
13. Муравых А.И. Основы национальной безопасности и устойчивого развития: Учебное пособие / А.И.Муравых, Е.Г.Никитенко - М.: МАКС Пресс, 2018. - 216 с.
14. Основы теории национальной безопасности. Курс лекций [Электронный ресурс] : учеб, пособие / А.В. Шободоева. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2019. -168 с.
15. Официальный сайт РБК [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://rbc.ru/ (дата обращения: 05.12.2021)
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 05.12.2021).
17. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru (дата обращения: 05.12.2021).
18. Охапкин В. П., 2013. "О Роли Финансовой Безопасности Банковской Системы В Экономической Безопасности Государства: Методологические Основы Решения," //ideas.repec.org/a/scn/029045/15741467.html
19. Песоцкий А. А. Безопасность экономического пространства региона: концептуальные основы и система показателей // Экономика региона. — 2018. — Т. 13, вып. 4. — С. 1236-1250
20. Правительство выделило 81 млрд рублей на помощь малому и среднему бизнесу [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://www. kommersant.ru/doc/4341471 (дата обращения: 05.12.2021)
21. Система индикаторов экономической безопасности М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко, 2020 //pnu.edu.ru/media/vestnik/articles-2020.pdf
22. Щербакова К.О., Сайко А.И. Теоретико-методологические аспекты категории «экономическая безопасность» // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2018 № 12. С.77-80.
23. Экономика РФ и карантин: как выживать бизнесу в кризис? [Электронный ресурс]. Режим обращения: https:// regnum.ru/news/2895106.html (дата обращения: 05.12.2021).
24. Экономическая безопасность предприятий - Гапоненко В.Ф. - Подходы и принципы //institutiones.com/download/books/1656-ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya.html
25. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
27. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/
28. Кочубей Е.И. Топильская А.А. Проблемы и факторы устойчивого экономического развития РФ в условиях эконо¬мического кризиса. Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». Выпуск № 8 (51) август, 2018.
29. Мадатова О.В. Основные направления развития венчурного финансирования в современном обществе //Бюллетень Международного Нобелевского экономического форума. - 2021. №1-2 (5). С. 196-201.
30. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
31. Сапунов А.В., Попова В.С. Анализ структуры и динамики развития макроэкономических показателей Российской Федерации и их прогнозные изменения. Вектор экономики. 2021. № 1 (19). С.33.
32. Ольхова А.С., Сапунова Т.А. Прогнозирование состояния фондового рынка РФ. Modem Science. 2020. № 5-3. С. 151-156.
33. Coronavirus COVID-19 Global Cases by Johns Hopkins CSSE [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://gisanddata.maps.arcgis. com/apps/ opsdashboard/index.htm (дата обращения: 05.12.2021)
34. COVID-19 грозит ввергнуть мировую экономику в тяжелейшую рецессию со времен Второй мировой войны. [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ news/ pressrelease/2020/06/08/covid-19-to-plunge- global-economy-into-worst-recessions! псе world- war-ii (дата обращения: 05.12.2021).
35. Ivanova A.A., Tufetulov A.M. Programmno-celevoe i normativno-pravovoe obespechenie regional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. № 12. S. 318 – 325.