Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития общества качество образования определяется не только его содержанием и новейшими образовательными технологиями, но и личностной направленностью психолого-педагогической деятельности, компетентностью и соответствующим нравственным уровнем культуры личности. Пределы психологической и педагогической деятельности регулируются двумя аспектами: правовыми и моральными нормами.
Этические нормы регулируют отношения и формируются в образовательной деятельности, соответствуют обычаям и традициям и определяются уровнем культуры личности. «Моральные нормы устанавливаются внутренней мерой того, что индивидуально допустимо, потому что только то, что рождено в человеке добровольно без насилия, ценно, становится его независимым выбором, потому что никакая моральная заповедь не может жить в человеке как свободном субъекте, как предъявителя морали».
Чем глобальнее цивилизация, тем сложнее становится человек, его жизнь и его отношения с другими людьми. Это приводит к потребности, которая влечет за собой постоянно растущую потребность в высококвалифицированных специалистах в области практической психологии, к которым предъявляется ряд обоснованных требований: образование, квалификационный уровень, удобство использования, знания в практической работе, ответственность за результаты их работы.
Соблюдение этических норм является важнейшим требованием к квалифицированным работникам и показывает реальный уровень квалификации. Именно поэтому вопрос психологической и педагогической этики сейчас наиболее актуален.
Цель данной работы изучить этикет в профессиональной культуре педагога-психолога.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить понятие этикета в работе психолога;
Определить особенности делового этикета педагога-психолога;
Рассмотреть профессиональная этика педагога-психолога в системе образования;
Выявить качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога;
Рассмотреть свободу, ответственность и нравственность в деятельности педагога-психолога.
В ходе исследования использовались следующие методы: аналитический метод, метод систематизации, графический метод, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.
Информационной базой послужили данные, опубликованные в научной и периодической печати, данные официальной статистики, исследовательские разработки российских специалистов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального этикета педагога- психолога
1.1 Этикет в работе психолога
Профессиональный этикет имеет особенное значение в работе психолога, поскольку специалист не просто общается с человеком, а помогает решать проблемы. Психолог устанавливает контакт с пациентом, завоевывает доверие и подсказывает, как обрести гармонию. Выполнять профессиональные задачи будет крайне сложно, если не соблюдать этикет.
Существуют общие нормы и правила этикета, которые должны выполняться каждым психологом, чтобы клиент, который платит деньги, ушел из кабинета с положительным результатом. Обсуждать вопросы оплаты сеансов нужно до начала лечения пациента. До начала сеансов также необходимо обговорить всю систему взаимодействий, включая конфиденциальность [Галяпина В.Н., Поштарева Т.В., 2020, с.140].
Психолог должен получить от клиента четкое согласие на проведение профессионального лечения. Если сам пациент не может дать подобного разрешения, специалист получает его у людей, которые несут ответственность за пациента.
Психолог не бросает своих клиентов, если не может продолжать деятельность. Он прекращает работу с клиентом, если последний больше не нуждается в лечении или же если терапия не приносит желаемого результата. Перед окончанием взаимодействия психолог определяет состояние пациента и готовит его к прекращению лечения либо к передаче в руки коллегам.
Психолог обязан охранять права на сохранение личных данных в тайне. Специалист имеет право раскрыть конфиденциальную информацию только в рамках, установленных законодательством. Также ему разрешено пользоваться сведениями, если его деятельность направлена на защиту пациента. Во время консультирования с коллегами психолог не должен давать им такую информацию, с помощью которой можно будет установить личность клиента.
Специалист должен заранее позаботиться о защите данных, если он больше не сможет выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или по другим причинам. Также он должен обеспечить защиту полученной информации от кражи [Елькин И.О., Горбунов И.А.,2018, с.52].
Психолог ведет деятельность только в рамках собственной компетенции, которая определяется образованием, курсами повышения квалификации и профессиональным опытом. Специалист может применять новые методики в лечении только после обширного изучения их особенностей, консультаций с практикующими психологами и обучения. Принимая определенное решение по поводу работы с клиентом, психолог учитывает свой опыт и квалификацию. В работе специалист использует понятные для собеседника слова, избегая сложных терминов.
Психолог уважает права людей на собственные моральные ценности и жизненные установки. Он избегает дискриминации по какому-либо признаку: национальному, возрастному и другим. Специалист не имеет права на поведение, которое оскорбляет и унижает клиента. Психолог внимательно относится к собственным проблемам, которые могут отразиться на профессиональной деятельности. Он старается работать в той сфере, в которой его личные сложности не нанесут вреда пациентам. Психолог трезво оценивает появление новых проблем и тогда обращается за консультацией к коллегам. На время лечения профессиональная деятельность останавливается. Специалист обязан делать все возможное, чтобы лечение не повлекло негативных последствий [Богдановская И.М., Кошелева А.Н.,2018, с.46].
Психолог не должен принимать подарки и презенты от клиентов, поскольку это может быть рычагом манипуляций. В результате возможно возникновение конфликтов. Специалист может стать участником бартера только тогда, когда это не касается его работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова О.А. Волонтерская деятельность как основа формирования активной жизненной позиции педагога-психолога в гуманитарном вузе // Педагогическое образование и наука. 2019. № 5. С. 85-88.
2. Белобрыкина О.А. Этический кодекс психолога: противоречия и идеал // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 2. С. 64-71.
3. Богдановская И.М., Кошелева А.Н. Этические принципы педагогической диагностики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (26). С. 45-48.
4. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров : М. : Юрайт, 2019. 245 с.
5. Быков С.В. Профессиональная ответственность психолога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2021. № 1. С. 14-17
6. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение психологов, экономистов и рекламистов на ранних стадиях профессионализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 3. № 4. С. 346-348.
7. Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагог. учебн. заведений и слушателей ФПК и ИПК. Ставрополь: СКИПКРО, 2020. 198 с.
8. Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога М. : Сентябрь, 2018. 176 с.
9. Елькин И.О., Горбунов И.А. Этика как регламент взаимодействия в психолого-педагогическом процессе // Специальное образование. 2018. №9. С. 52-53.
10. Еремина М.А. Точки соприкосновения психологии и этики // В сборнике: Проблемы развития сознания в культуре и образовании сборник научных статей. Барнаул, 2018. С. 154-157.
11. Колпакчи Е.С. Проблема формирования этических ценностей профессиональной деятельности будущих практических психологов // В мире научных открытий. 2019. № 11.4 (47). С. 194-202.
12. Корниенко Н.А. Ценности гражданственности и патриотизма как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2021. Т. 5. № 2. С. 81-93.
13. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2019. 315 с.
14. Панкратова И.А., Сидоренко Т.А. Формирование представлений о профессиональной этике на этапе обучения в вузе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2019. № 1. С. 114-116.
15. Петрова О.В. Личностная проработанность как условие профессионального становления психологов-практиков // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 307. С. 136-139.
16. Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2020. № 3. С. 7-17.
17. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2020. № 3. С. 35-4
18. Фомина Е.А. Этические проблемы оказания психологической помощи в контексте феномена религиозности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3. С. 193-197.
19. Цепелева Н.В. Методические аспекты преподавания профессиональной этики для клинических психологов // Медицина и образование в Сибири. 2019. № 6. С. 2.
20. Шаболтас А.В. К обсуждению проекта этического кодекса российского психологического общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2018. № 2. С. 75-84.
21. Эфа С.Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2016. №2. С. 166-169.