Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Мягкая сила. Что это такое? 6
1.1.«Мягкая сила» Японии в странах Центральной Азии 6
1.2.«Мягкая сила» Южной Кореи в странах Центральной Азии 10
Глава 2. Специфика «мягкой силы» во внешней политике Японии в начале XXI века 15
2.1. Предпосылки формирования политики «мягкой силы» Японии 15
2.2. Институциональный аспект политики «мягкой силы» Японии 19
2.3. Основные направления реализации политики «мягкой силы» Японии 24
Заключение 37
Список источников и литературы 39
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Процессы, наблюдаемые в глобальной системе международных отношений в XXI веке, диктуют новые вызовы и формируют новые модели взаимодействия государств и иных акторов мировой политики. В современном мире происходит трансформация понимания феномена силы, которая становится всё более неоднородной и менее сконцентрированной в руках одной ведущей державы. Кроме того, всё большее влияние начинают оказывать негосударственные акторы, преследующие собственные интересы. На фоне многих разрушительных войн XX века продолжается постепенный отказ от агрессивных, «жёстких» методов осуществления внешней политики. Вместо этого фокус смещается на применение «мягких» методов воздействия, основанных не на угрозе силой, а на силе привлекательности и убеждения. Способность оказывать подобное воздействие американский специалист в области международных отношений Джозеф Най – младший назвал «мягкой силой».
«Мягкая сила» даёт возможность средним и малым государствам, не обладающим серьёзным военным или материальным потенциалом, успешно преследовать собственные интересы на мировой арене. С развитием современных информационно-коммуникационных технологий для государств открываются новые возможности реализации собственной «мягкой силы» и установления непрерывной связи с зарубежными обществами. При этом актуальными по-прежнему остаются инструменты «мягкого» влияния, получившие развитие во второй половине XX века, такие как образовательные и экономические обмены, культурные и языковые программы.[7]
Объектом исследования является политика «мягкой силы» Японии,
Предметом исследования – институты, инструменты, направления и формы её реализации в начале XXI века.
Актуальность работы, а так же её теоретическая и практическая значимость определяют цель исследования – дать оценку политике «мягкой силы» Японии.
Достижение поставленной цели требует выполнения ряда задач: определить теоретические рамки классической концепции «мягкой силы» Дж. Ная – младшего для чёткого понимания основного инструмента исследования;
• провести разграничение смежных понятий, тесно связанных с концепцией «мягкой силы», для систематизации теоретического аппарата исследования;
• обосновать обращение Японии в начале XXI века к политике реализации собственной «мягкой силы»;
• отметить отличающиеся приоритеты при реализации японской «мягкой силы» в различных странах и регионах, опираясь на примеры реализации конкретных программ и внешнеполитических шагов.
В российской науке целый ряд авторов, таких как Е.Л. Катасонова и П.А. Мошняга, проявляет интерес к отдельным аспектам японской «мягкой силы». Однако такие исследования довольно часто имеют историко-культурологический характер. Существует определённый недостаток литературы на русском языке, рассматривающей эти вопросы с точки зрения политической науки в широком смысле и международных отношений в частности. Это отчасти объясняется повышенным интересом исследователей к «мягкой силе» других государств, прежде всего Китая. Таким образом, предмет исследования недостаточно описан в русскоязычной литературе и нуждается в большем внимании.
Теоретическая значимость исследования состоит в осмыслении основных положений классической концепции «мягкой силы» и их приложении к практической внешнеполитической деятельности Японии. Также в работе проводится разграничение и систематизация отдельных понятий, тесно связанных с концепцией «мягкой силы», формирующих теоретический аппарат исследования.
Настоящая работа обладает новизной в отечественной науке о международных отношениях, поскольку она является одним из немногих русскоязычных комплексных исследований «мягкой силы» Японии, предпосылок обращения к ней как к обособленному типу силы, основных направлений её реализации на современном этапе. Недостаточное внимание прежде уделялось и институциональному аспекту проведения публичной дипломатии Японии, роли конкретных институтов в рамках этого процесса. Помимо этого, рассматриваемые в работе кейсы реализации «мягкой силы» Японии в отношении других стран также редко рассматриваются в российской науке.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы
Глава 1. Мягкая сила. Что это такое?
В современных международных отношениях «мягкая сила» является важной составляющей успешной внешней политики. Понятие «мягкая сила», введённое в научный оборот профессором Гарвардского университета Джозефом Наем в 1990 г., подразумевает способность достичь поставленной цели путём воздействия на поведение других акторов не через принуждение, а через сотрудничество и убеждение.
Во внешней политике «мягкую силу» применяют США, Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Турция, Великобритания и ряд других государств. Нас интересует влияние «мягкой силы» на страны Центральной Азии, поэтому мы остановимся лишь на некоторых государствах из вышеперечисленных, а именно на Японии и Южной Корее, которые больше всего проявляют себя в данном регионе.[21]
1.1. «Мягкая сила» Японии в странах Центральной Азии
«Мягкая сила» в Центральной Азии является неотъемлемой частью общей экономической стратегии Японии. Основным инструментом проецирования «мягкой силы» Японии в Центральной Азии является официальная помощь развития (ОПР). В начале 1990-х гг. Япония заявила, что «как азиатская страна будет оказывать значительную помощь бывшим советским государствам Азии».
В частности, ОПР была оказана в форме финансовой и технической помощи. Так, японские компании способствовали реализации проектов по строительству Бухарского нефтеперерабатывающего завода, Шуртанского газохимического комплекса, компрессорной станции на месторождении Кокдумалак, реконструкции Ферганского нефтеперерабатывающего завода, прокладке железной дороги Ташгузар-Байсун-Кумкурган, модернизации Самаркандского, Бухарского и Ургенчского международных аэропортов.
В рамках разработанной правительством Японии программы ОПР Узбекистану были предоставлены кредиты на общую сумму более 140 миллиардов иен, оказана безвозмездная помощь в размере более 22 миллиардов иен, реализованы проекты по техническому сотрудничеству общей стоимостью более 13 миллиардов иен. В 2014 году было подписано межправительственное соглашение в энергетической отрасли, направленное на реализацию проекта «Jupiter» по строительству крупной теплоэлектростанции в Ферганской долине.
Кроме ОПР в Японии применяется практика осуществления прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). На данный момент в Узбекистане функционируют представительства 12 японский компаний и 10 совместных предприятий. Помимо того, в июле 2015 г. в Ташкенте между акционерной компанией «Узавтосаноат» и «Isuzu Motors Ltd» было подписано соглашение о вхождении этой японской компании в состав учредителей ООО «СамАвто». Также следует отметить, что в настоящее время ведётся совместная работа по электрификации железнодорожной ветки Карши-Термез, расширению Навоийской и модернизации Талимарджанской ТЭС.[21]
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Нормативно-правовые документы
1.Конституция Японии // Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А. Мишин. - 16-е изд., стер. – М.: Юстицинформ, 2010. – с. 532-536
2.Cabinet Decision on Development of Seamless Security Legislation to Ensure Japan’s Survival and Protect its People. July 1, 2014. – URL: http://japan.kantei.go.jp/96_abe/decisions/2014/__icsFiles/afieldfile/2014/07/03/anpohosei_eng. pdf (дата обращения 21.12.2021)
3.独立行政法人国際交流基金法 [Закон о независимом административном учреждении Японский фонд] Закон №137 от 6 декабря 2002 г. // Электронное правительство Японии. URL: https://elaws.egov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/detail?lawId=414AC0000000137 (дата обращения 21.12.2021)
Материалы правительственных министерств и ведомств Японии
4.Japan International Cooperation Agency. Japan’s ODA // Japan International Cooperation Agency Annual Report 2017. – 2017. – 113 p. URL: https://www.jica.go.jp/english/publications/reports/annual/2017/c8h0vm0000bws721- att/2017_02.pdf (дата обращения 21.12.2021)
5.Ministry of Economy, Trade and Industry of Japan. Cool Japan Strategy (Modified version of the Interim Report submitted to the Cool Japan Advisory Council) – September, 2012. URL: https://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/121016_01a.p df (дата обращения 21.12.2021)
6.Ministry of Foreign Affairs of Japan. Diplomatic Bluebook 2019. – 353 p. URL: https://www.mofa.go.jp/files/000527157.pdf (дата обращения 21.12.2021)
7.Ministry of Foreign Affairs of Japan. Inauguration Ceremony of Anime Ambassador. – March 19, 2008. URL: http://www.mofa.go.jp/announce/announce/2008/3/0319-3.html (дата обращения 21.12.2021)
7.Ministry of Foreign Affairs of Japan. “Final Report” by the Panel of Experts on Strengthening Sport Diplomacy. URL: https://www.mofa.go.jp/files/000068241.pdf (дата обращения 21.12.2021)
8.Ministry of Foreign Affairs of Japan. Pop-Culture Diplomacy – March 8, 2017. URL: https://www.mofa.go.jp/policy/culture/exchange/pop/index.html (дата обращения: 21.12.2021).
9.Ministry of Foreign Affairs of Japan. Takeshima. URL: https://www.mofa.go.jp/region/asiapaci/takeshima/index.html (дата обращения 21.12.2021) Office for Strategic Communication Hub,
10.Ministry of Foreign Affairs of Japan. JAPAN HOUSE Activity Report. – March, 2019. – 75 p. URL: https://www.japanhouse.jp/en/n_pdf/whatsjh/report/report_201903_en.pdf (дата обращения 21.12.2021)
11.The Japan Foundation. About the JFT-Basic. URL: https://www.jpf.go.jp/jftbasic/e/about/index.html#se01 (дата обращения 21.12.2021)
12.The Japan Foundation Center for Global Partnership. Abe Fellowship Program. URL: https://www.jpf.go.jp/cgp/e/fellow/abe/index.html (дата обращения 21.12.2021)
13.日本国際交流基金アジアセンター。”日本語パートナーズ”って? [Азиатский центр Японского фонда. О программе «NIHONGO Partners»]. URL: https://jfac.jp/partners/overview/ (дата обращения 21.12.2021)
Статистические данные
14.EF Education First. EF English Proficiency Index 2019 – Japan. URL: https://www.ef.com/wwen/epi/regions/asia/japan/ (дата обращения 21.12.2021)
15.GDP (Official Exchange Rate) // The World Factbook – Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/209.html (дата обращения 21.12.2021)
16.GDP – Real Growth Rate // The World Factbook – Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/210.html (дата обращения 21.12.2021)
17.Organization of Economic Cooperation and Development. OECD DAC Aid at a glance by donor. URL: https://public.tableau.com/views/AidAtAGlance/DACmembers?:embed=y&:display_count=no? &:showVizHome=no#1 (дата обращения 21.12.2021)
18.Stokes, B., Delvin, K. Countries’ Views of Japan, Abe; Japanese Views of China / B. Stokes, K. Delvin // Pew Research Center. Despite Rising Economic Confidence, Japanese See Best Days Behind Them and Say Children Face a Bleak Future. – 2018. – p. 19-20. URL: https://www.pewresearch.org/global/wp-content/uploads/sites/2/2018/11/Pew-Research Center_Despite-Rising-Economic-Confidence-Japanese-See-Best-Days-Behind-Them-and-SayChildren-Face-Bleak-Future_2018-11-121.pdf (дата обращения 21.12.2021)
19.「 憲 法 に 関 す る 意 識 調 査 」 単 純 集 計 結 果 [Результаты опроса о конституционной сознательности граждан] / // NHK 放送文化研究所 [Научно-исследовательский институт радиовещания NHK] URL: http://www.nhk.or.jp/bunken/research/yoron/pdf/20180501_10.pdf (дата обращения 21.12.2021)
Литература
20. Монографии Leonard, M. Public Diplomacy / M. Leonard – London: The Foreign Policy Centre, 2002. – 183 p.
21.Nye, Jr., J.S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / J.S. Nye, Jr. – New York, NY: Basic Books, 1990. – 307 p.
22.Nye, Jr., J.S. Soft Power: the means to success in world politics / J.S. Nye, Jr. - New York, NY: PublicAffairs, 2004. – 208 p.
23.Nye, Jr., J.S. The Future of Power / J.S. Nye, Jr. - New York, NY: PublicAffairs, 2011. – 320 p.
Статьи и материалы научных сборников
24.Богданов, С.В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления / С.В. Богданов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017. №61. – с. 132-152
25.Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. № 4 (18): в 2-х ч. Ч. I. – С. 25-27 Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики / Н.М.
26.Боголюбова, Ю.В. Николаева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. – 2008. №2. – с. 87-93
27.Виноградов, А.Д. Основные формы реализации «мягкой силы» Японии на современном этапе / А.Д. Виноградов // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием, 19–24 ноября 2018 г. Гуманитарный институт Ч. 1. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – С. 320-323
28.Виноградова, Е.А. К вопросу о работе с «новыми медиа» в стратегической коммуникации / Е.А. Виноградова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2013. № 41. – с. 218-228
29.Катасонова, Е.Л. Япония — Южная Корея: поп-культурные войны / Е.Л. Катасонова // Актуальные проблемы современной Японии. Выпуск XXXII. — М.: ИДВ РАН, 2018. – с. 221-239
30.Международные угрозы – 2020. Каждый – за себя / А.А. Сушенцов [и др.]; под ред. А.А. Сушенцова. – Лаборатория анализа международных процессов МГИМО МИД России, 2019. – 23 с. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/2ac/int-threats-2020.pdf (дата обращения 21.12.2021)
31.Мошняга, П.А. Внешняя культурная политика Японии / П.А. Мошняга // Власть. – 2009. №6. – с. 159-161
32.Allison, A. The Attractions of the J-Wave for American Youth / A. Allison // Soft Power Superpowers: cultural and national assets of Japan and the United States / ed.: Y. Watanabe, D.L. McConnell – Armonk, NY: M. E. Sharpe, 2008. – p. 99-110
33.Anholt, S. Beyond the Nation Brand: The Role of Image and Identity in International Relations / S. Anholt // Exchange: The Journal of Public Diplomacy. – 2013. №1 (2). - p. 6-12 Center for Strategic and International Studies. Resolved: Heisei was an Era Marked by Japanese Soft Power // Debating Japan. – 2019. № 5 (2). URL: https://www.csis.org/analysis/resolvedheisei-was-era-marked-japanese-soft-power (дата обращения 21.12.2021)
34.Cull, N.J. Public Diplomacy Before Gullion: The Evolution of a Phrase. / N.J. Cull // Routledge Handbook of Public Diplomacy / ed.: N. Snow, N.J. Cull. – New York, NY: Routledge, 2020. – p. 13-17
35.Lee, S. The Theory and Reality of Soft Power: Practical Approaches in East Asia. / S. Lee // Public Diplomacy and Soft Power in East Asia / ed.: S.J. Lee, J. Melissen – New York, NY: Palgrave Macmillan, 2011. - p. 11-32
36.McConnell, D.L. The JET Program as Cultural Diplomacy / D.L. McConnell // Soft Power Superpowers: cultural and national assets of Japan and the United States / ed.: Y. Watanabe, D.L. McConnell – Armonk, NY: M. E. Sharpe, 2008. – p. 18-33
37.McGray, D. Japan’s Gross National Cool / D. McGray // Foreign Policy. - 2006. № 130. - p. 44- 54 Nye, Jr., J.S. Public Diplomacy and Soft Power / J.S. Nye, Jr. // Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2008. Vol. 616. – p. 94-109
38.Vinogradov A. Japan’s Cultural Diplomacy to the Russian Federation after 2014 / A. Vinogradov // Актуальные исследования молодых учёных в области гуманитарных наук: материалы научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2020. – с. 170-174