Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентных преимуществ организации в сфере производства и сбыта, повышения уровня жизни населения является активизация инновационной деятельности. Инновационные технологии играют важнейшую роль в развитии общества. Все большее число организаций и фирм стремятся внедрять новые технологии в организацию сбытовой деятельности. Однако, персонал организаций не всегда правильно понимает сущность и структуру инновационных технологий, подменяет их незначительными видоизменениями в товарах и услугах. Поэтому формирование механизма внедрения инновационных технологий в сбытовую деятельность организации является актуальной темой курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка мер по внедрению и использованию инновационных технологий в организации сбытовой деятельности организации и оценка значения их внедрения с точки зрения критерия роста конкурентоспособности продукции и услуг.
Задачи:
- изучить теоретические основы внедрения инновационных технологий в сбытовую деятельность;
- выявить особенности реализации инновационных технологий в сбытовой деятельности;
- разработать механизм внедрения инновационных технологий.
Предмет изучения в курсовой работе – процессы внедрения инновационных технологий в сбытовую деятельность организации.
Объект курсовой работы – коммерческая организация субъект хозяйствования Российской Федерации.
Методы и приемы исследования: монографический, аналитический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СБЫТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1Роль и особенности инноваций
в развитии сбытовой деятельности организации
Впервые категория «инновация» появилась в исследованиях культурологов (XI в.). Она означала диффузию элементов одной культуры в другую. Выдающийся экономист Й. Шумпетер в начале XX века рассматривал инновацию, как средство предпринимательства для получения прибыли. При этом предпринимателями он называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». Русское словосочетание “нововведение” означает процесс использования новшества. В широком смысле под инновациями понимается использование новшеств в виде новых технологий, продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера, которое сопровождается получением прибыли [1, 2, 3, 4].
Организация не может гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды без осуществления инновационной деятельности. Следовательно, она перестанет эффективно удовлетворять потребителей своей продаваемой продукцией или предлагаемой услугой. Это может привести ее к потере рыночных позиций. Организации в сбытовой деятельности имеют свои особенности инноваций [5, с.133].
А. Д. Гайворонский в своей статье обосновывает необходимость внутреннего контроля при внедрении инноваций. От отмечает: «В настоящее время приоритетным направлением развития организаций является инновационная деятельность. Чаще всего она связана с большими рисками, поэтому целью настоящего исследования является определение подходов к организации и ведению внутреннего контроля инновационной деятельности» [6; c. 36].
Можно согласиться с этим и в применении к внедрению инновационных технологий в сбытовую деятельность организации. Только введение внутреннего контроля в эту область потребует расширения сферы цифровизации торговли, внедрения интеллектуальных систем.
Самиков А. М. отмечает необходимость разработки стратегии внедрения инноваций, как на уровне страны, так и на уровне отдельного предприятия, организации. В связи с этим, он констатирует, что Российская Федерация согласно показателям Глобального инновационного индекса так и не догнала индустриально развитые страны, находящиеся сейчас в стадии постиндустриального развития [7; c. 38].
Естественно, процесс внедрения инновационных технологий в сбытовую деятельность организации требует хорошо продуманной стратегии и тактики. Это должно быть отражено при разработке алгоритма внедрения инноваций в конкретной организации.
Иригов Т. А. подчеркивает возрастание взаимосвязи инноваций и творчества, как общего процесса, характерного для интеллектуального труда. Он выдвинул такой тезис, что начиная с 80-х XX века, произошел настоящий прорыв за счет проникновения в сферу творчества среднестатистических граждан. Творчество перестало быть сферой деятельности гениев. Оно стало доступно для широкого круга людей [8].
С эти трудно не согласиться, тем более, что категория «инновации» пришла к нам из сферы культуры. Понятно, что внедрение инновационных технологий в сбытовую деятельность организации должно иметь творческий характер. Это касается в первую очередь таких направлений развития сбытовой и торговой деятельности, как реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, мерчендайзинг, информационная работа с покупателями.
Можно выделить следующие особенности инноваций в сбытовую деятельность:
- применение Интернет-технологий для создания электронных систем сбыта товаров и услуг;
- более важная роль организационных инноваций, чем технологических, потому что результаты сбытовой деятельности зависят от ее эффективной организации;
- распространение маркетинговых инноваций, так как расширение сбыта напрямую связано с совершенствованием технологий маркетинга;
- совершенствование систем коммуникаций с партнером по сбыту.
1.2 Цели и задачи внедрения инновационных технологий
в сбытовую деятельность
Инновационные технологии это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают такие их виды, как внедрение, тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий), консалтинг, трансферт, инжиниринг и другие. Обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание эволюционного (маркетингового) и революционного (изобретательского) направлений внедрения инновационных технологий [9; 10].
Как отмечалось ранее: «инновация (нововведение) является скорее экономическим или социальным понятием, нежели техническим... Таким образом, получается, что цель инновационного решения — повысить отдачу на вложенные ресурсы. В преломлении современной экономической мысли нововведение определяется как явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, т. е. оно изменяет ценность и полезность, извлекаемые потребителем из ресурсов»[11]
Спектр инновационных технологий, применяемых в сбытовой деятельности, обширен. Наиболее интересными являются: радикальные инновации, пошаговые инновации, социальные инновации, технические инновации.
Современным направлением внедрения инновационных технологий в сбытовую деятельность являются инновации в логистике. Р. С. Зарипова, О. А. Рочева, Ф. Р. Хамидуллина, М. В. Арбузова утверждают, что предметом инноваций в логистике является оптимизация траектории экономических потоков, циркулирующих в цепи, в целях сокращения времени логистического цикла, рационализации общих издержек товародвижения, повышения эффективности логистической цепи [12, с. 103].
Задачей инноваций в логистику, согласно выше приведенному тезису, является в конечном счете сокращение общих издержек в цепочке создания добавленной стоимости в фазе сбыта и реализации товаров и услуг. Здесь инновации в логистике должны сочетаться с эффективными маркетинговыми коммуникациями с тем, чтобы добиться научно обоснованной минимизации издержек.
Зубайдуллина К. А. среди целей внедрения инновационных технологий выделяет снижение финансовых рисков. Инструментом этого снижения согласно ее предложение будет бюджетирование. Он отмечает по этому поводу: «Внедрение инноваций требует обязательно применения специализированного подхода к бюджетированию. В основе разработки бюджета инновационной деятельности лежат цели и задачи предприятия, сформулированные в рамках реализации инноваций, основная задача бюджетирования в данном случае – обеспечить реализацию инновационных проектов финансовыми и материальными ресурсами, а также осуществлять контроль затрат на каждом этапе реализации проекта.»[13; c. 203]
Из выше приведенного следует, что современные задачи внедрения инновационных технологий в сбытовую деятельность организации охватывают сферы логистики, информатики, финансов.
1.3 Модели внедрения инновационных технологий
в сбытовую деятельность организации
Внедрение это мероприятия, направленные на воплощение в жизнь, изготовление, распространение изобретения или новой методики. Эффективность инновационного (научно-технического) развития предприятия определяют исходя из соотношения эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат. Можно выделить четыре основных вида инновационного эффекта: технический, ресурсный, экономический и социальный. При реализации инновации предприниматель преследует цель увеличения прибыли, удовлетворяя потребности потребителей.
Так как и предприниматель, и изобретатель имеют одинаковую цель: обогащение, то при введении инновации проблем не должно возникнуть. Проблемы есть в приживаемости внедряемых идей. Возникает дилемма замены старого продукта или услуги на новый (новую): нужен ли этот инновационный продукт потребителям и достаточна ли экономическая выгода при замене старого продукта на новый аналог. Слабая внедряемость возникает, когда конечного покупателя не очень интересует предлагаемая инновация. То есть настолько незаметна экономическая выгода, что она даже не может покрыть расходы потребителя при замене старого продукта. Это могут быть физические, материальные и психологические издержки. Можно сформулировать это так: если получатель выгоды находится только с одной стороны потребительской цепочки, то внедрение инновации будет проходить медленно или вообще не получится. Но если все заинтересованные стороны (стейкхолдеры) получат выгоду, то такой проект воплотится в жизнь быстро и легко.
На успех реализации в сбытовую деятельность организации инновационных технологий влияет комплекс факторов, среди которых: научно-технический потенциал; производственно-техническая база; основные виды ресурсов; крупные инвестиции; соответствующая система
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. «Сущность понятия инновация и его классификация» // Инновации. – 1998. - №2.-3. – С. 4.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. –С. 169-170.)
3. «Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами» / Под ред. Валдайцева С.В. – СПб.: СПбГТУ, 1995.
4. Котлер Ф. «Основы маркетинга» – Новосибирск: Наука, 1990., с.160
5. Брагин Л.А. Организация коммерческой деятельности. – М.[Текст]: Издательский центр «Академия», 2017.
6. Гайворонский А. Д. Взаимосвязь внутреннего контроля и инноваций // Международный научный журнал «Символ науки», 2021. № 2. – С. 35-37
7. Самиков А. М. Стратегия внедрения инноваций в экономику // Цифровая наука, 2021. № 1. С. 37-42
8. Иригов Т. А. От творчества – к инновациям: творчество – культура – инновации // E-SCIO: Философские науки, 2019. № 12 (39). URL: e-scio.ru Электронный журнал (дата доступа: 22.12.2022)
9. Гунин В. Н. Управление инновациями. Модуль 7. - М.: Инфра-М, 1999
10. Друккер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992. — С. 46.
11. Юлдашева О. У., Писарева Е. В. Эволюция маркетинговых моделей в России: концептуальные основы//Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Маркетинг взаимодействия и технологии пространственно-системной экономики» в СПбГЭУ , 10-12 сентября 2015г. СПб., 2015. С.23-31.
12. Зарипова Р.С., Рочева О.А., Хамидуллина Ф.Р., Арбузова М.В. Внедрение цифровых технологий как фактор повышения эффективности работы транспортно-логистических систем // International Journal of Advanced Studies: Transport and Information Technologies, Vol. 11, No 2, 2021. С. 100-114.
13. Зубайдуллина К. А. Бюджетирование и его роль в инновационной деятельности компании // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral», 2020. №5. С. 203-209
14. Алешина. И. В. Искусственный интеллект: цифровая глобализация и маркетинг//Маркетинг в России и за рубежом. 2019. № 1 (129). С.74-80.
15. Результаты исследования GCI 2021. Глобальный индекс сетевого взаимодействия / Huawei-2021 . URL: https://www.huawei.com/minisite/russia /gci2018rus/huaweiGCI.html
16. Голубков. Е. П. Использование цифровых технологий в маркетинге//Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 2 (124). С.3-10.
17. Кадырова А. Р., Арсаханова З. А. Финансовая политика России: приоритетные направления и пути реализации // Московский экономический журнал, 2021. №1. С. 273-280
18. Кудайберген К. Ж. Инновационные методы и модели планирования и управления целевыми схемами поставок в промышленных холдингах // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки, 2021. № 3. С. 53-66
19. Решетило Т. В., Чернова Т. В., Олейникова И. Н., Максименко Т. С. Императивы роста производительности труда российской экономики // Вестник АГТУ, 2019. № 1. С. 15-27
20. Короткова Т. Л., Лебедев А. С. , Болормаа Б. Маркетинг инноваций и его роль в реструктуризации сбытовых сетей // Экономические и социально-гуманитарные исследования, 2016. № 3 (11). С. 68-76
21. Святохо Н. В. Стратегия сбытовой деятельности предприятия: сущность, виды, принципы формирования и управления // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции, 2021. № 1. – С. 152-161
22. Ершова М. В., Жариков В. В. Новые тенденции в производстве инновационной экономики // Организатор производства, 2017. Т. 25. № 3. С. 59-65
23. Набоков В. И., Некрасов К. В. Повышение конкурентоспособности организаций АПК на основе инноваций в сбытовой деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2017. С. 115-118
24. Спиридонова Л. С., Спиридонова Е. А. Ключевые этапы управления сбытом инновационной продукции // Вестник СПбГУ. Сер 5, 2010. Вып. 1 С. 70-76
25. Пиньковецкая Ю. С. Оценка затрат на финансирование инноваций: региональный аспект // Экономика Профессия Бизнес 2021, №3. С. 78-83