Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что математические знания, умения и навыки счетной деятельности, включенные в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются одними из самых сложных. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий, что представляет особую трудность для дошкольников. Между тем, в ФГОС ДО записано, что в период дошкольного детства для каждого ребенка должны быть «созданы условия для его позитивной социализации, его личностного развития». Создание таких условий невозможно без математического образования детей и формирования у них умений и навыков счетной деятельности.
ФГОС ДО подчеркивает необходимость создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Счет является сложной умственной деятельностью, в процессе которой устанавливается единство между числами и каждым элементом множества и определяется количество.
Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объема знаний, необходимых ребенку для последующего успешного перехода в начальную школу, в том числе речь идет об обучении математики в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Без знания счета и овладения счетной деятельности невозможно сформировать математические представления, исследовать окружающий мир и подготовить ребенка к изучению математики в школе.
Изучением различных аспектов формирования счетной деятельности, детей дошкольного возраста в разное время занимались такие педагоги, как Ф.И. Блехер, Л.В. Глаголева, Я.А. Коменский, А.М. Леушина, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, и другие.
Объект исследования: условия обучения счетной деятельности дошкольников.
Предмет исследования: процесс обучения счетной деятельности дошкольников.
Цель курсовой работы – выделить условия обучения счетной деятельности дошкольников.
Задачи курсовой работы:
- выделить психологические особенности детей дошкольного возраста влияющие на процесс обучения их счетной деятельности.
- определить теоретические аспекты обучения счетной деятельности детей дошкольного возраста.
- проанализировать средства особенности обучения счету детей дошкольного возраста.
- выделить условия обучению счетной деятельности детей дошкольного возраста.
- исследовать особенности формирования навыков счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Теоретической основой исследования явились:
- идеи и возможности формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста (З.А. Анипченко, Ф.Н. Блехер, Т.И. Ерофеева, Л.М. Леушина, А.П. Усова.);
- возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста (М. Фидлер, Е.И. Щербакова, В.Д. Яковенко).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.
Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка [7].
Л.С. Метлина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Она отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка [11].
Внимание ребенка-дошкольника 4-5 лет совершенно непроизвольно, задерживается на привлекательных, броских предметах. Внимание ребенка постарше (5-6 лет) уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.
Восприятие уже позволяет им хорошо видеть и слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи и звуки и пр. Однако полноценная систематизация воспринятого материала детям-дошкольникам еще недоступна.
Память является важным элементом познавательной деятельности. Ее развитие зависит от стороны и спецификации деятельности ребенка, так как один и тот же материал может по-разному запоминаться. Зависит это от роли, которую выполняет ребенок. Значит можно отметить, что память напрямую зависит от процесса произвольности внимания. Так, для старшего дошкольника характерно зачаточное формирование произвольного запоминания и припоминания. В групповых играх или на учебных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в мероприятии, а потом рассказать дома, что и как он делал.
Мышление так же является важной характеристикой познавательного процесса. У дошкольников очень стремительно развивается мышление. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Ребенок готовится к школе. Успешность развития мышления ребенка дошкольного возраста зависит от образовательной и воспитательной организации, в которой он находится.
Воображение ребенка-дошкольника развито очень хорошо. Данный возрастной период очень подходит для развития воображения, свободного фантазирования, развития творческих способностей [3].
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Результатом развития всех видов деятельности становится умение моделировать ситуацию и воспроизводить произвольные стили поведения [10].
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди [7].
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом [5].
Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. В игровую деятельность ребенок уходит целиком.
Ролевая игра помогает ребенку отразить опыт, полученный из окружающей среды, из собственной деятельности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношениях взрослых, отражают эпохальные события и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Из-за этого у детей младшего возраста количество сюжетов для ролевых игр ограничено, а у детей старшего дошкольного возраста их гораздо больше [2].
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр. Так, продолжительность игры у детей трех - четырех лет составляет всего 10-15 минут, у четырех - пятилетних доходит до 40-50 минут, а у старших дошкольников игры могут достигать несколько часов и даже в течение нескольких дней.
Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у маленьких, так и у старших дошкольников (дочки-матери, детский сад).
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное внимание на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений [11].
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анипченко, З.А. Формирование элементарных математический представлений у дошкольников [Текст] / З.А. Анипченко. - Москва: ИНФРА-М. 2014.-235 с.
2. Беланова, Э.И. Развитие счетных навыков у дошкольников [Текст] / Э.И. Беланова. - М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2016. - 319 с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - Москва: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 400 с.
4. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф.Н. Блехер. - Москва: Просвещение, 2017. - 224 с.
5. Богданова, Е.А. Формирование счетной деятельности у дошкольников [Текст] / Е.А. Богданова // Дошкольное воспитание. - 2020. -№10.-С. 21-26.
6. Волкова, С.И. Математика для дошкольников [Текст] /С.И. Волкова. // Дошкольное воспитание. - 2019. - №9-10. - С. 22-31.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учеб, для вузов [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика: «Пресс», 2009. - 536 с.
8. Герасимова, А.Д. Формирование счетных навыков у дошкольников [Текст] / А.Д. Герасимова // Дошкольное воспитание. -2017.-№2,-С. 13-16.
9. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод: учебное пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Астрель; Ростов н/Д: Март, 2016. - 319 с.
10. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] /Л.М. Леушина. - Москва: Наука и жизнь, 2009. - 368 с.
11. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] /Л.С. Метлина. - М.: Асгрель; Ростов н/Д: МарТ, 2016. - 319 с.
12. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб: «Детство-Пресс», 2018. - 384 с.
13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб, пособие для студентов/ Г.А. Урунтаева. - М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2016. -319с.
14. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - Москва: Просвещение, 2017. - 98 с.
15. Ушинский, К.Д. О первоначальном обучении счету [Текст] / К.Д. Ушинский; под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Высш, шк., 2005. - 394 с.
16. Фидлер. М. Математика уже в детском саду [Текст] /М. Фидлер; под ред. О.А. Павлович. - Москва: Высш. шк. 2015. - 239 с.
17. Черникова, Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. [Текст] М.: «ДОМ XXI век», 2017. 185 с.
18. Чилингирова, Л.К. Играя, учимся математике [Текст] / Л.К. Чилингирова. - Москва: Просвещение, 2017.- 189 с.
19. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е.И. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015.-392 с.
20. Эдельман, С.Л. Математическая логика [Текст] / С.Л. Эдельман. - Москва: 2015. -319 с.
21. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2017. - 384 с.
22. Яковенко, В.Д. Математика для дошкольников [Текст] /В.Д. Яковенко. – Ростов на /Д: Феникс, 2016