Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данное время функционирование таможенных органов направлено, на развитие внешней торговли, в связи с этим одной из наиболее актуальных проблем является достижение требуемого уровня качества услуг. Необходимость улучшения качества услуг таможни, подкреплены стратегическими документами.
В РФ, наряду с другими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проводится серьезная работа по улучшению качества оказываемых услуг таможни и в сфере внешней торговли. В тоже время, хотя и наблюдается положительные сдвиги в этой области, рейтинг предоставляемый Всемирным банком, по результатам проведенного мониторинга бизнес-среды, показывает что ряд индикаторов все же имеет негативную тенденцию, даже в сравнении с странами-участниками ЕАЭС.
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством таможенных услуг в условиях ЕАЭС
1.1 Понятие и классификация таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности
Современный бизнес использует внешнеэкономические связи путем торгово-экономических сделок с другими странами. Важную роль в этих отношениях играют методы государственного регулирования внешней торговли, одним из самых важных направлений которых является таможенное регулирование. Актуальной, также является задача по разработке эффективных методов оценки качества услуг таможни, предоставляемых участникам ВЭД. Решение данной задачи предусматривает разработку общей классификации таможенных услуг, предоставляемых в таможенном пространстве ЕАЭС, с целью создания эффективного алгоритма управления качеством и достижения необходимого уровня этих услуг.
На рисунке 1.1 схематично представлена структура ВЭД, в соответствии с нормативно-законодательными актами и существующим алгоритмом ВЭД в РФ .
1.2 Единый подход к формированию системы таможенных услуг и принципы управления их качеством
ЕЭК вместе с государствами-членами ЕАЭС осуществляет проект по совершенствованию, развитию «единого окна» в управлении качеством услуг таможни. Оптимизация алгоритма «единого окна» имеет национальное значение. Члены ЕАЭС развивают свои системы услуг таможни по единым методам и стандартам для обеспечения функциональной совместимости 5 таможенных систем между собой и создания единой информационной базы в сферах услуг таможни и ВЭД.
Межправительственный совет 30 апреля 2019 года, принял решение №6, в котором утверждено описание модели алгоритма функционирования «единого окна» в регулировании ВЭД ЕАЭС . Модель является прототипом для создания алгоритмов регулирования услуг таможни в государствах-членах ЕАЭС.
Данная модель своим появлением обязана цифровой модернизации и возрастающим требованиям к таможенным услугам. Создание «единого окна» вызвано общими требованиями цифровизации на территории ЕАЭС, переходом от бумажных документов к электронному документообороту, ввиду внедрения цифровых технологий. Таким образом, главной целью его создания является разработка и внедрение новой системы управления в ВЭД, в задачу входит не только автоматизация имеющихся бизнес-процессов, но и создание единой цифровой информационной системы. Цифровые технологии дают возможность участникам ВЭД осуществлять операции без помощи сторонних организаций и дают возможность перейти на новый уровень в ВЭД.
Анализ актуальности нормативно-правовых актов стран ЕАЭС и информации, представленной на сайтах таможенных органов этих стран, позволил обобщить полученные данные в виде следующей таблицы (таб. А.1, прил. А).
Существующие отличия в методах устройства систем услуг таможни, не позволяют7 иметь одинаково комфортные условия для функционирования бизнеса в ВЭД. В связи с этим существует объективная необходимость, выработки единого способа, формирования пакета услуг таможни в контексте функционирования ЕАЭС . Для этого необходимо, определить концептуальную модель, имеется в виду базовые принципы и последовательные определения терминов, которые лягут в основу единого подхода8. Единый способ формирования пакета услуг таможни, должен быть основан на концептуальных принципах, представленных на рисунке 1.4.
Глава 2. Анализ качества таможенных услуг в ЕАЭС
2.1 Особенности предоставления таможенных услуг в ЕАЭС
Совершенствование таможенных услуг определено потребностями участников ВЭД в сокращении их расходов, на всех этапах поставок товара, обеспечение качественных услуг в таможенной сфере позволит уменьшить конечную стоимость товаров и цены для потребления. Важным фактором достижения этой цели является объединение и улучшение инфраструктуры услуг таможни в рамках ЕАЭС. Но отличия стандартов и регламентов в странах-членах ЕАЭС, разное время оказания услуг, отсутствие общего пакета услуг таможни у некоторых членов ЕАЭС сейчас не дает возможность развития таможенного объединения стран для международной торговой деятельности .
На данный момент в РФ, на основании с утвержденными регламентами ФТС РФ по оказанию услуг таможни, предоставляет 30 услуг таможни. В тоже время в Республике Казахстан пакет услуг таможни содержит список услуг, предоставляемых органами «государственных доходов». Пакет услуг таможни Республики Казахстан больше, чем в РФ.
Таможенные услуги и особенности их предоставления в Республике Казахстан. Здесь таможенными услугами является «таможенная очистка товаров», а также в отдельную услугу выделена процедура с использованием электронной декларации.
Выпуск товаров из таможни может откладываться с целью проведения таможенного контроля, но на срок не более чем десять рабочих дней. Для экономических операторов сроки уменьшены. Результата во многом зависит от того, в как подана таможенная декларация.
Имеется услуга «выдачи решения о классификации товара», который не собран или разобран для удобства транспортировки, включая некомплектный или незавершенный вид, ввоз которого осуществляется отдельными партиями в течение установленного временного промежутка. Суть услуги заключается в том, что перевозимый товар декларируется заранее, до перевозки первой партии, что значительно сокращает время декларирования и перевозки .
В Республике Казахстан отдельной услугой является корректировка времени уплаты таможенной пошлины. Для ее получения участнику ВЭД необходимо:
- написать заявление о предоставлении отсрочки и предоставить необходимые документы;
- прием документов осуществляется в течении 10 минут;
- регистрация заявки в таможенном органе осуществляется в течение 1-го часа;
- происходит рассмотрение заявления руководством подразделения в течение 2-х часов.
Далее работник таможенного подразделения в течение 8-ми дней рассматривает заявку и отдает на утверждение руководителю подразделения. В заключение происходит регистрация результата и его выдача клиенту в течение 1-го часа.
В Казахстане процедуры валютного контроля представлены отдельными услугами:
- регистрация уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов;
- подтверждение наличия излишне внесенных денежных сумм в качестве таможенных пошлин, налогов или сборов;
- составление акта сверки по таможенным пошлинам, налогам и сборам.
В работе, рассматривается сравнительный анализ качества таможенных услуг, таможенных органов 3-х стран – участниц ЕАЭС:
- Российской Федерации;
- Республики Беларусь;
- Республики Казахстан.
В проведенном исследовании выявлены существенные различия в пакетах услуг предоставляемых органами таможни этих стран, а также различия в сроках и стоимости.
Результаты сравнительного анализа качества услуг таможни по характеристикам времени и стоимости, в 3-х странах ЕАЭС представлены в таблице 2.1. Данный анализ позволил найти расхождения и проблемные места в системе услуг таможни ЕАЭС.
В представленной таблице названия услуг даны общие и наиболее краткие для всех стран-участниц. Звездочкой обозначены услуги, представляемые как процедуры или функции в соответствии с таможенным законодательством.
2.4 Совершенствование управления качеством таможенных услуг в ЕАЭС
2.4.1 Создание единого информационного пространства таможенных услуг в ЕАЭС
Наиболее значимым фактором в функционировании алгоритма управления качеством услуг таможни, является разработка рекомендаций, по применению на практике. Цель создания данного алгоритма заключается в разработке и использованию на практике единого подхода к созданию общего перечня услуг таможни с целью повышения качества. В рамках ЕАЭС, как уже отмечалось, важной задачей принято считать, разработку единой методики для создания общей системы услуг таможни ЕАЭС, которая должна стать фундаментом общего информационного пространства для таможни в ЕАЭС .
Функции таможенной службы направлены на содействие участникам ВЭД, участниками ВЭД принято считать две группы, это:
- государство как субъект внешней торговли, таможенные органы;
- участники ВЭД (продавцы, покупатели во внешней торговле), коммерческие или "околотаможенные" организации (таб. В.1, прил. В).
Разработанные рекомендации по созданию единой информационной базы таможенных служб ЕАЭС, включают:
1. План мероприятий по принятию общего метода к разработке правил услуг таможни.
2. Создание инфраструктуры для оперативного обмена информацией в общем информационном пространстве таможенных служб.
3. Соглашение о разработке общей информационной базы для таможенных органов.
4. Общий набор административных регламентов для таможенных служб в общем информационном поле.
Общая информационная база данных является сложной системой связанных между собой элементов, на ограниченной территории, функции которой обусловлены предоставлением услуг таможни на данной территории. Она основана на разработанном едином подходе, к созданию общего пакета услуг таможни и состоит из коммуникационного, вычислительного оборудования, информационных ресурсов, программного обеспечения, другие средства, а также подготовленные кадры .
В данном случае под общим информационным пространством таможенных служб принято считать общую территорию государств-членов ЕАЭС, учитывая при этом ряда особенностей, уже имеющихся систем таможенных служб в каждого из участников. Применяют единые стандарты, общие цели и обязательства в предоставлении качественных услуг таможни. Основной задачей этой информационной системы служит предоставление стандартных, комфортных условий для предпринимательской деятельности для участников ВЭД, независимо от того, в какой конкретной стране ЕАЭС он обратился за услугами .
Таким образом, неотъемлемой частью реализации проекта общей информационной базы для таможенной системы является общая методология создания набора услуг таможни, для реализации которого предусмотрен следующий план действий:
1. Принятие соглашения о общих основах и требованиях к таможенным услугам – выдвижение на рассмотрение, обоснование необходимости услуг таможни, утверждение общего термина «таможенная услуга»24 на законодательном уровне, принятие общей классификации пакета услуг;
2. Утверждение общего пакета услуг которые предоставляются органами таможни в ЕАЭС, и индивидуального перечня для каждого участника, услуг таможни оказываемых дополнительно;
3. Согласование и утверждение регламентов услуг таможни. Принятие стандартов общего документооборота, отражающего все операции для осуществления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи:
- проведено исследование теоретических аспектов управления качеством услуг таможни, понятий классификации, единого подхода к формированию системы услуг таможни, нормативно-правовой базы;
- проведено исследование особенностей предоставления услуг таможни в ЕАЭС, показателей и критериев определения качества услуг таможни, алгоритма управления качеством услуг таможни;
- разработаны рекомендации по совершенствованию управления качеством услуг таможни в ЕАЭС, рассмотрен вопрос создания единого информационного пространства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
2. Гупанова Ю.Е. Таможенные услуги в системе таможенного регулирования Российской Федерации / Ю.Е. Гупанова. – Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2020. N 1 (11). С. 152 - 179.
3. Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Блюм М.А., Уляхин Т.М., Гуськов А.В. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса: учеб. пособие. / А.Л денисова, Н.В. Молоткова, Т.М. Гуськова. – Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2020. – 132 с.
4. Дианова В.Ю. Маркетинг таможенных услуг: Учебник / В.Ю. Дианова, В.В. Макрусев. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2021. – 311 с.
5. Мантусов В.Б. Особенности интеграции РФ в Евразийском экономическом пространстве // Вестник Российской таможенной академии, 2020. № 4. С. 31 – 48.
6. Мантусов В.Б., Збировская Е.П., Гамидуллаев С.Н. Развитие системы управления таможенным сервисом в условиях современных интеграционных процессов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 5. С. 34 – 72.
7. Немирова Г.И., Мохнаткина Л.Б. Финансовое обеспечение муниципальных образований в условиях расширения глобальной интеграции // Научно-исследовательский институт. Финансовый журнал. № 6 (21), апрель‒июнь, 2021. С. 52 ‒ 83.
8. Подачина Л.И., Суслова Ю.Ю. Современные подходы к классификации и оценке услуг, влияющих на параметры качества жизни // Проблемы современной экономики. 2021. № 7. С. 276.
9. Пилипчук В.В., Семенова Н. К., Плоткина Н.П. Управление таможенными органами Российской Федерации на основе применения теории организационно-управленческой деятельности: монография. / В.В. Пилипчук, Н.К. Семенова. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА, 2020. – 212 с.
10. Пилипчук В.В., Семенова Н. К. Таможенный менеджмент: практикум. / В.В. Пилипчук. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2020. – 122 с.
11. Трунина Е.В. Государственные услуги в области таможенного дела в законодательстве государств ‒ членов ЕАЭС // Теория и практика современной юридической науки. 2021. С. 107 ‒131.
12. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: Монография / А.Д. Ершов, В.В. Макрусев, О.В. Калинина, К.А. Сизова. М.: ИНФРА-М, 2020. – 217с.
13. Чечулин Ю.О. Сравнительный анализ подходов к предоставлению таможенных услуг в странах Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии. 2020. С. 154 – 197.
14. Чечулин Ю.О. Проблемные вопросы оценки качества предоставляемых таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 11. С. 152 – 178.
15. Шишкина О.В., Сорокин М.А. Человеческий фактор при оказании государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 9. С. 102 ‒ 127.
16. Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики) [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11193# (дата обращения: 28.12.2021).
17. Отчет об исполнении Публичной декларации целей и задач Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 21.01.2022).
18. Официальный сайт РУП "Белтаможсервис". М., 2004 - 2020. URL: www.declarant.by (дата обращения: 24.01.2022).
19. Предоставления таможенных услуг в рамках ЕАЭС [Электронный ресурс] – URL: http://www.eaeunion.org/#about (дата обращения: 20.01.2022).