Фрагмент для ознакомления
2
Как известно, в психологии различают представления памяти и представления воображения. Напомним, что в представлениях памяти отражает личный опыт человека, содержание его прошлых восприятий или действий. Представления воображения основываются на прошлых восприятиях. Однако эти последствия служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые образы о предметах и явлениях, не имевших места в нашем прошлом опыте [31, стр. 15].
Рассмотрим некоторые приемы исследования особенностей воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы со слухом [30, стр. 53].
1) При изучении воссоздающего воображения исследователь пытается узнать, в какой мере испытуемый, при самостоятельном чтении рассказа, способен увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить автор.
В таких случаях пользуются так называемым «Иллюстрированием рассказа с помощью рисунка». Суть данного метода заключается в том, что в своих рисунках дети должны воссоздать форму, цвет, положение в пространстве объектов, названных в рассказе.
Естественно, что рассказ для самостоятельного чтения должен быть адаптирован возрасту испытуемого ребенка и его уровню развития. Примером такого рассказа может быть рассказ о белочке. Образец методического материала для диагностики приведен ниже [14].
Рассказ о белочке
Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.
Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась куница. Она приготовилась схватить белочку. Мама – белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!»
Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?
Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.
2) В тех случаях, когда маленькие испытуемые затрудняются в воссоздании сюжета прочитанного рассказа с помощью рисунка, целесообразно пользоваться видоизмененной методикой, в которой дети иллюстрируют сюжет описания с помощью настольной игры. Детям можно предложить набор предметов-игрушек, подходящих под сюжет рассказа и совсем не походящих. Это делается с целью проверки правильности выбора сюжетных игрушек испытуемым ребенком. Образец методического материала для диагностики приведен ниже [14].
Рассказ о медведе
В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.
Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.
К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, опасный.
К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.
Для проведения диагностики можно взять игрушки, соответствующие сюжету рассказа: медведь, рыба, ягоды, грибы. Следует так же предоставить ребенку игрушки, которые не соответствуют сюжету рассказа, например, белочку, орехи.
3) Воссоздающее воображение у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха может быть исследовано посредством методики «Подбор картинки-иллюстрации, соответствующей сюжету рассказа». Суть данной методики состоит в том, что испытуемые после прочтения рассказа, должны из ряда предложенных картин выбрать ту, в которой, по их мнению, лучше, чем в других, иллюстрируется сюжет рассказа и упомянутые в нем объекты. Как правило, у детей, имеющих проблемы со слухом, воссоздание образов отдельных объектов, упомянутых в сказке, имеет неспецифический характер, что объясняется неспецифичностью восприятия слова глухим ребенком. Образец методического материала для диагностики приведен ниже [14].
Рассказ о лисе
У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.
Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.
Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.
Рисунки для проведения диагностической методике представлены на рисунке 1.
А) Б)
В) Г)
Рисунок 1. Рисунки для проведения диагностической методики. А) - верный вариант, Б), В), Г) – неверные варианты.
4) Можно успешно сочетать методы словесного рисования и графического рисования.
Диагностика проводится следующим образом. В одной группе испытуемых можно предложить рассказ «Шар». Образец методического материала для диагностики приведен ниже [30, стр. 55].
Шар
Мальчику Коле подарили стеклянный, блестящий, синий шар. Шар был такой красивый, что мальчику очень хотелось поиграть с ним. Коля подержал шар на одной руке, затем на другой руке, а потом подбросил его, как мяч, вверх, но поймать не успел. Шар упал на пол и разбился. Коля горько заплакал, а мама сказала: «Со стеклянным шаром нельзя играть как с мячом. Это опасно, можно порезать руки».
В рассказе прямо не указывается место, в котором происходят события. Только слово «пол» косвенно должно вызывать образ ситуации, происходящей дома.
В другой группе испытуемых можно слово «пол» заменить словом «трава». Тогда анализ «словесных рисунков» детей должен быть направлен на наличие правильного образа ситуации, происходящей на природе.
После проведения такой диагностики нужно провести анализ соответствия графического изображения ребенка «словесному рисунку». Таким образом, следует проанализировать, каким образом опорное слово, введенное в повествование, актуализирует у слушателей разные образы ситуаций. Можно задаться вопросом, будет ли у испытуемых актуализирован образ ситуации слушания названного выше рассказа, если исключить все так называемые «опорные слова». При этом сюжет следует изменить так «Шар упал и разбился». Отсутствие указанных опорных слов может не мешать актуализации образа определенной ситуации, может вызывать самую знакомую ситуацию (пол в квартире) [30, стр. 56].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет. - М.: Сфера. - 2005. - 120 с.
2) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. - 1980. -Т 1. - 1980. - 232 с.
3) Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Academia. - 2002. — 220 с.
4) Богданова Т.Г. Динамика интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха. - М.: Спутник. - 2009. - 247 с.
5) Бодрова Е.В. К проблеме диагностики воображения у дошкольников. Творчество и педагогика: материалы всесоюзной научно-практической конференции. - М.: Просвещение. - 1988. - С. 30-39.
6) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер. - 2008. - 398 с.
7) Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М.: PerSe. - 2003. - 144 с.
8) Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978. 5-9. Взаимодействие и синтез искусств. - СПб.: Питер. – 2008. - 78 с.
9) Всемирная Организация Здравоохранения. Глухота и потеря слуха. Информационный бюллетень. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs300/ru/
10) Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно- ролевым играм. - М.: Просвещение. - 1975. - 174 с.
11) Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч.: в 6 т.; Т. 2: Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. - 1982. - С. 436-454.
12) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз. - 1997. - 91с.
13) Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Университет: Высшая школа. - 2002. - 399 с.
14) Глухих Г.А. Короткие рассказы о животных для детей старшего дошкольного возраста. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/korotkie-rasskazy-o-zhivotnykh
15) Головчиц Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих дошкольников. - Дефектология. - 1987. - № 2. - С. 55-61.
16) Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды. - 2007. – 32 с.
17) Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. Вопросы психологии. - 1987. — № 1. — С.44—51.
18) Желонкина Ю.Н., Андреева Т.В. Диагностика и развитие творческого воображения дошкольников на основе незаконченных и абстрактных изображений. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX международная студенческая науч.-практ. Конф. № 3(30). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Comp/Downloads/3(30).pdf
19) Жерело Л.В. Развитие воображения в онтогенезе. – Социальная сеть работников образования. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/10/08/statya-razvitie-voobrazheniya-v-ontogeneze
20) Игнатьев Е.И., Лукин И.С., Громов М.Д. Психология. - М.: Просвещение. - 1965. – 457 с.
21) Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Педагогика. - 1985. - 108 с.
22) Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение. – 1977. – 301 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/izo/teoria12.html
23) Котелевская В.В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону. - 2002. – 256 с.
24) Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (ранний и дошкольный возраст). - ОГПИ. - Орел: МП «Простор». - 1992. - 119 с.
25) Левитов Н.Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Детская и педагогическая психология. - М. - 1964. – С.55-76
26) Морозова Г.В. Особенности анализирующего восприятия изображенных предметов глухими, слабовидящими и умственно отсталыми детьми. Дефектология. - 1988. - №2. - С. 16-21.
27) Милюкова Н.Е. Воображение. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psihomed.com/voobrazhenie/
28) Морозов А.В. Дошкольная психология. – 2017. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=251
29) Мусс Н.П. Развитие воображения у детей с нарушениями слуха. – 2010. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625b2ad78b4d43b88521306d27_0.html#text
30) Нудельман М.М. О методах изучения воображения глухих детей. Вопросы сурдопедагогики. – М. – 1972. - 64 с.
31) Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси. – 1972. – 150 с.
32) Натадзе Р.Г. О формировании установки на основе воображения у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии. - №3. – 1973. – С. 3-8.
33) Особенности воображения у лиц с нарушенным слухом. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sites.google.com/site/tvorceskoevoobrazenie/osobennosti-voobrazenia-u-lic-s-narusennym-sluhom
34) Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. – М.: Просвещение. - 1961. – 49 с.
35) Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: Педагогика. – 1978. – 232 с.
36) Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Педагогика. - 1973. – 245 с.
37) Сакулина Н.П. Игра и формирование художественных образов. Дошкольное воспитание. – 1964. - № 4. - С. 4-8.
38) Сеченов М.И. Элементы мысли. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bookap.info/clasik/sechenov_elementy_mysli/gl17.shtm
39) Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М. – 1975. – 212 с.
40) Смирнова Е.Б. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС. - 2006. – 366 с.
41) Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. - М.: Педагогика. - 1981. – 144 с.
42) Теория подвижных игр. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.i-gnom.ru/books/phizicheskoe_vospitaniye/p28.html
43) Труханова Ю.А. Психологические условия развития воображения у слабослышащих старших дошкольников. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – 2011. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-razvitiya-voobrazheniya-u-slaboslyshashchikh-starshikh-doshkolnik#ixzz553jeYRB5
44) Урунтаева Г.А. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольная психология. - М. - 1999. – С. 64-85.
45) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
46) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
47) Эльконин Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста. Детская психология. – М. - 2007. – С. 105-135.
48) Эльконин Д.Б. Психология игры – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС. - 1999. – 360 с.
49) Яшкова Н.В. Психология глухих детей. – М.: Лабиринт. – Советский спорт. – 2006. – 501 с.