Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. По статистике Министерства здравоохранения и социального развития «число людей с тугоухостью и глухотой в России превышает 13 млн. человек, в том числе более 1 млн. из них - дети». Важной задачей обучения и воспитания таких детей является формирование у них устной речи, которая представляла бы собой полноценное средство общения и орудие мышления. Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления детей с нарушением слуха раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис и др.
Вся история сурдопедагогики связана с поисками путей совершенствования словесной речи детей с нарушением слуха. Обучение глухих детей языку как средству общения, восходит к трудам профессора С. А. Зыкова. Фундаментальные исследования Р. М. Боскис, Г. К. Коровина, А. Г. Зикеева, получившие развитие в работах И. М. Гилевич, К. В. Комарова, М. И. Никитиной, И. А. Шаповал и других известных авторов, явились основополагающими для создания в России системы обучения языку детей с нарушением слуха, в которой особое внимание уделяется развитию связной речи.
Актуальность данной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха у детей влечет за собой задержку речевого развития, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие данной категории лиц.
Достаточное количество работ исследователей затрагивают те или иные аспекты данной проблемы. В частности важным вкладом в изучение этой проблемы являются исследования Н. А. Рау, Ф. Ф. Рау, Р. М. Боскис, а также В.И.
Бельтюкова, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Е.П. Кузьмичевой, К.В. Коровина, Б.Д. Корсунской, Л.В. Нейман, Т.В. Розановой и др.
Наряду с использованием традиционных подходов в обучении глухих и слабослышащих детей, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха, и речи, обращаясь к современным технологиям. Использование в воспитательно-образовательном процессе инновационых технологий, позволяют нам организовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая при этом индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника. Инновационные технологии сочетают в себе современные, прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, проверенные временем и доказавшие свою эффективность.
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить формы взаимодействия школьников с нарушением слуха на уроках языкового цикла.
Объект: речевое развитие детей с нарушениями слуха.
Предмет: процесс взаимодействия школьников с нарушением слуха на уроках языкового цикла
Гипотеза: развитие речи школьников с нарушениями слуха будет более эффективным если, во время работы использовать различные формы взаимодействия школьников .
Задачи:
1. Изучить классификацию нарушений слуха;
2. Проанализировать речевое развитие глухих и слабослышащих школьников;
3.Сформулировать педагогические выводы по рассматриваемой проблеме.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения психологии и психолингвистики о сложности структуры речевой деятельности (JI. C. Выготский, A. A. Леонтьев); положения педагогической типологии (Р.М.
Боскис, Л. В. Нейман).
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение научной, нормативной и программно-методической литературы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 20 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях
Область педагогических взаимодействий практически безгранична, поскольку вбирает в себя все то, что касается процессов образования, обучения, воспитания, формирования коллектива (класса, школы), управления образованием, государственной политики образования и т.д. Но приоритет здесь все же отдается сфере человеческих взаимоотношений.
Обратимся к трактовке самого словосочетания «педагогическое взаимодействие».
Слово «взаимодействие», в свою очередь, составлено из двух корней — «взаим-» и «действие». Взаимный, согласно словарю С. И. Ожегова, означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». Здесь необходимо сделать следующую оговорку: в педагогическом взаимодействии предполагается участие различных сторон, но это вовсе не означает, что этих сторон может быть только две (как на это указывает определение «обоюдный»). Само педагогическое взаимодействие — явление чрезвычайно разностороннее.
Оно включает в себя: контакт в диаде (два участника, прямо или опосредованно включенные в учебный процесс), триаде (и далее по увеличению количества участников: учитель, ученик, родитель или психолог, завуч и др.), группе как совокупном субъекте, различающемся по составу, по характеру выполняемой деятельности (ученические коллективы, педагогический коллектив, родительский комитет, единый школьный коллектив и т. п.). Кроме того, педагогическое взаимодействие включает в себя сложную взаимосвязь общественных явлений — системы образования, общества, социального заказа и пр. Следовательно, в зависимости от конкретной ситуации количество сторон может быть самым различным, в том числе и выходящим за рамки двусторонних контактов.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии / Р. И. Айзман. – М. : Юрайт, 2020. – 225 с.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону, 2011
3. Аксенова Л. И. Восприятие глухих детей / Л. И. Аксенова // Дефектология. – 2005. – №21. – 23 с.
4. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р.М. Боскис. – М.: Просвещение, 1988. – 125 с.
5. Безруких М. М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М. : Триада-Фарм, 2002. – 76 с.
6. Бьюзен Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
7. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению / Волкова К. А., Казанская В. Л., Денисова А. А. – М : Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 224с.
8. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. – М. : Юрайт, 2019. – 179 с.
9. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 295 с.
10. Большанина Л. В. Особенности возникновения речи у детей с нарушенным слухом // Науковий часопис Нацiонального педагогiчного унiверситету iменi М. П. Драгоманова. Серiя 19. Корекцiна педагогика та спецiальна психологiя. – 2012. – № 21. – С. 27–29.
11. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 200 с.
12. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М.: Книга, 2003. – 123 с.
13. Зыкова М. А. О речевом общении глухих младших школьников / М. А. Зыкова // Дефектология. – 2001. – №3. – С. 35–43.
14. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 176 с.
15. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. – М.: ООО «Издательский дом “ОНИКС 21 век”», 2005. – 223 с.
16. Литвинова В. В. Инновационные процессы в специальной школе дл детей с нарушением слуха / Литвинова В. В. // Дидактические и социальнопсихологические аспекты коррекционной работы в специальной школе. М. : Наук. мир, 2009. – С. 152–156.
17. Литвинова В. В. Особенности обучения словесной речи школьников с нарушениями слуха / В. В. Литвинова, В. И. Бондаря, В. В. Засенко // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб. – М. : 2005. – С. 351–353.
18. Луцько К. Влияние высоких технологий на развитие современной сурдопедагогики / К. Луцько, В. И. Бондаря, В. В. Засенко // Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе: метод. сб. – Калининград : 2005. – С.61–67.
19. Макаров С. И. Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха [Электронный ресурс] / С. И. Макаров – от 22 ноября 2015 г. – Режим доступа:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/164921-primeneniekompjuternyh-tehnologij-v-rabote-p
20. Миронова Э. В. Формирование речи у глухих детей / Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2005. – №5. – 27 с.
21. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильская. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
22. Ожгибесова Е. И. Развитие речи неслышащих школьников посредством
инновационных технологий / Е. И. Ожгибесова. – Текст : непосредственный // Вопросы школьной педагогики. – 2020. – № 1 (28). – С. 43–46. – Режим
доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4717
23. Рахманова Е. В. Развитие речи: учеб. пособие для 1-го класса спец. общеобразоват. шк. / Е. В. Рахманова. – Минск : Пачатковая школа, 2018. – 1154 с.
24. Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Реабилитационный потенциал долингвальных детей с кохлеарным имплантом в аспекте овладения связной речью // Мать и дитя в Кузбассе. – 2018. – № 4(75). – С. 50–55.
25. Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Состояние вербальных практик детей с патологией речи, осложнённой минимальными нарушениями слуха // Мать и дитя в Кузбассе. – 2019. – № 2(77). – С. 35–39.
26. Четверикова Т. Ю. Овладение глухими школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 26 с.
27. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.