Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент, формирование у слабослышащих детей устной речи является наиболее важной и сложной задачей обучения и воспитания. Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи. Это объясняется тем, что устная речь это в первую очередь способ общения, основа владения языком и инструмент мысли. Но без последовательной специальной и методичной работы устная речь детей с нарушением слуха не сможет иметь тенденций к улучшению и не сможет стать средством общения и развития ребенка. В формировании устной речи выделяют немало значимый фактор: работу над произношением. За прошедшие два десятилетия были исследованы такие вопросы как роль остаточного слуха в формировании произношения, психологические основы использования остаточного слуха при обучении произношению, факторы внятности речи глухих, темп речи детей с нарушением слуха и многие другие. [3].
Огромный вклад в изучение произношения слабослышащих детей сделали и советские педагоги, дефектологи и психологи: Ф. А. Рау, Ф. Ф. Рау, К. А. Волкова и Н. Ф. Слезина. Они разработали методику обучения слабослышащих произношению, раскрыли принципы слуховой работы с детьми с нарушенной слуховой функцией, а также описали формирование и развитие произносительных навыков. Одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха, является формирование устной речи, в том числе ее произносительной стороны. От успешного решения этой задачи во многом зависит достижение слабослышащими детьми определенного образовательного и профессионального уровня, их социальная адаптация.
Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения. Обе эти стороны, характеризующие состояние фонематической системы, в случаях рано приобретенной тугоухости не могут формироваться нормально [11].
Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Кроме этого, у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Фонетические особенности сочетаний звуков в речи учащихся с нарушением слуха». Выбор темы определил объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования – процесс сочетания звуков в речи учащихся с нарушением слуха.
Предмет исследования – фонетические особенности сочетаний звуков в речи учащихся с нарушением слуха
Цель исследования – изучить фонетические особенности сочетаний звуков в речи учащихся с нарушением слуха.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующего ряда задач:
1. Рассмотреть теоретические и методические аспекты изучения речи учащихся с нарушением слуха.
2. Проанализировать особенности сочетаний звуков у учащихся с нарушением слуха.
3. Разработать методические рекомендации по формированию произносительных навыков у учащихся с нарушением слуха.
Поставленные задачи решались при помощи следующих приемов и методов: анализ, синтез, обобщение.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Развитие связной речи у учащихся с нарушением слуха
Развитие связной речи глухих учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников с нарушением слуха придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Овладение речью является для не слышащего ребенка важнейшим средством компенсации дефекта слуха, предотвращения и коррекции вторичных нарушений познавательной деятельности, развитию целостной гармоничной личности и, что немало важно в наши дни, интеграции такого ребенка в общество слышащих людей. Важнейшим аспектом развития речи учащихся с нарушением слуха является обучение их связной речи, то есть ведению диалога и составлению монологических высказываний.
За историю сурдопедагогики сложились две основные педагогические системы обучения словесной речи глухих детей. Билингвистический подход предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процессе – русского (или иного национального) языка (в устной, письменной и тактильной форме) и русского (или иного) жестового языка. Данная система большее распространение получила на западе [7].
В нашей стране наибольшее распространение получила коммуникационная система, разработанная сурдопедагогом С.А. Зыковым и его сотрудниками. Учащиеся с нарушением слуха, в условиях обучения по такой системе, должны усваивать язык как средство общения, пользоваться им на всех этапах обучения и в условиях социального взаимодействия.
Содержание обучения детей с нарушением слуха произношению включает в себя формирование у учащихся умений, навыков и некоторых знаний, необходимых для того, чтобы фонетическое оформление их устной речи отвечало предъявляемым к нему требованиям.
Программа обучения произношению складывается из следующих разделов:
1. Речевое дыхание (формирование у учащихся умения правильно пользоваться дыхание);
2. Голос (формирование у учащихся навыка пользования голосом нормальной высоты и силы );
3. Звуки и их сочетания (формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах);
4. Работа над словом (формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова);
5. Работа над фразой (формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно и с правильным логическим ударением) [14].
В школах для учащихся с нарушением слуха первоначальное обучение устной речи осуществляется с помощью дактильной речи.
Дактилирование и устное проговаривание слов педагогом, и побуждение детей к их отраженному устно-дактильному воспроизведению активизируют речевой аппарат у детей, усваиваются контуры слов.
Такой метод обучения произношению является аналитико-синтетическим. В ходе обучения произношению используются целые слова и фразы. При этом ведется работа над анализом и синтезом слова и фразы. В процессе такого обучения достигается слитное и ритмичное произношение детьми целых слов и их фонем, что служит важным условием разборчивости речи.
Ф. Ф. Pay, H. Ф. Слезина выделили в своих исследованиях концентрический метод, в основу которого положена закономерность усвоения произносительной стороны речи нормально слышащим ребенком, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения слова он произносит в течение известного периода времени приближенно.
Сущность этого метода состоит в том, что первоначальное обучение произношению учащихся с нарушением слуха, поступающих в школу без речи, состоит из двух концентров, первый из которых совпадает с подготовительным классом, а второй охватывает I и II классы. В подготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах лишь 17 основных звуков, которые составляют сокращенную систему фонем. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и, а также согласные га, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (I), р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками .
К концу третьей учебной четверти в подготовительном классе дети усваивают все основные звуки и приобретают тем самым возможность произносить в рамках сокращенной системы фонем любые слова независимо от их звукового состава. В I и во II классах ведется систематическая работа по уточнению произношения слов. В речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты, мягкие согласные и гласный звук ы.
С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих детей произношению определяется как полисенсорный.
Это выражается в самом широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями [11,13].
Формирование у учащихся с нарушением речи произносительных навыков связано с необходимостью тем или иным способом вызвать у них требуемую работу речевого аппарата. Можно указать три основных способа, применяемых при постановке дыхания, голоса и звуков.
Первый способ основан на подражании. Ученик воспринимает и воспроизводит то, что ему демонстрирует учитель, пользуясь сохранными анализаторами. Подражание может осуществляться: на слуховой основе, на зрительной основе, на слухо-зрительной основе, на тактильно-вибрационной основе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абашкина, Р. А. Фонетическая ритмика как средство коррекции произносительных навыков детей с нарушениями слуха во внеурочное время / Р. А. Абашкина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 25 (211). - С. 281-283.
2. Аксенова, Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. и др.; Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Назаровой Н. М. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.
3. Богомолова, А. Нарушение произношения у учащихся. Пособие для логопедов / А. Богомолова. - М.: Просвещение; Издание 2-е, перераб., 2018. - 208 c.
4. Ворошнина, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 291 с.
5. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 c.
6. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. - М.: Юрайт, 2019. - 179 с.
7. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. - 354 с.
8. Королева, И. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2019. - 240 c.
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
10. Назарова, Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- М.: Просвещение, 1981.- 120 с.
11. Рау, Ф.Ф. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. - 1976. - №1. - С. 3-13
12. Ромм, Т. А. Педагогика социального воспитания: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 158 с.
13. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 191 с.
14. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. - Минск: БГПУ, 2011.- 216 с.
15. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.