Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1. Виды собственности в Российской Федерации и ее особенности
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Гражданский кодекс РФ выделяет следующие формы собственности, разрешенные законом:
-частную собственность;
-собственность юридических лиц;
-собственность общественных объединений и религиозных организаций;
-государственную и муниципальную собственность;
-собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств [14, с. 105].
Некоторые виды имущества не могут принадлежать отдельным категориям собственников.
В собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных категорий имущества, которое по закону им не может принадлежать. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц, не ограничиваются (за некоторыми редкими исключениями).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, считается муниципальной собственностью. Оно также закрепляется во владение и пользование за муниципальными предприятиями и учреждениями или находится во владении и пользовании самого муниципального образования.
Общественные и религиозные организации имеют право собственности на свое имущество. Они могут использовать его лишь для достижения целей, которые предусмотрены учредительными документами этих организаций.
Частная собственность— одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество). К частной собственности относят: индивидуальную, корпоративную, кооперативную, акционерную, интеллектуальную, авторскую и любую другую негосударственную форму собственности. Частный собственник вправе поступать со своей собственностью по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т. п.) без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями) [21, с. 65]. Потому иногда частная собственность рассматривается как противоположностью государственной и муниципальной собственности [15, с. 60].
Частную собственность в свою очередь можно разделить на индивидуальную и групповую [18, с. 56]. Индивидуальное право собственности подразумевает единоличное владение имуществом, то есть собственник только один, и других таких нет. Под групповой частной собственностью понимается владение имуществом несколькими собственниками, они обладают на него равными правами. В экономической сфере деятельности многие эксперты делят право на собственности на частное и личное. Личная форма собственности относится к тому имуществу, которое используется собственником для своих нужд, в целях, которые не приносят ему доход. Частная форма собственности распространяется на имущество, которое собственник передаёт другим лицам за плату. Таким образом, такое имущество выступает в качестве товара в экономических отношениях [20, с. 51].
Общая собственность — собственность нескольких лиц на одно и то же имущество. В общей собственности может находиться, как неделимая вещь, так и делимая вещь, а также совокупность делимых и неделимых вещей, составляющих единое целое. Она возникает по различным основаниям , в частности при совместном приобретении имущества ,совместном строительстве, объединении средств для создании и эксплуатации имущества .
Доли собственников определяются в соответствии с основанием возникновения общей собственности они могут быть равными или неравными. Если она возникла на основании совместного приобретения или создания имущества, доли устанавливаются в соответствии с участием каждого из собственником своим трудом и средствами.
Каждый участник долевой общей собственности обязан соразмерно со своей долей нестирасходы, связанные с общим имуществом. Помимо участия в осуществлении права собственности на все имущество ,каждый собственник имеет право на отчуждение своей доли другом к лицу путем дарения, обмена, продажи.
Однако при продаже доли остальные участники собственности имеют право преимущества покупки по той же цене и на тех же условиях, на которых доля продается. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре невозможен без соразмерного ущерба для хозяйственного назначения имущества, выплачивается денежная компенсация.
Государственная собственность – это материальная база функционирования государства. Значит, функции государственной собственности важно анализировать вкупе с теми функциями, которые выполняет в рыночной экономике государство. Но полностью приравнивать функции государственной собственности с государственными функциями не есть правильно, поскольку государственная собственность – это лишь один из способов регулирования государством экономико-социальных процессов [1, с.13].
Изменила отношение на государственную роль в экономике Великая депрессия 1929-1933 гг, которая показала очевидность экономических проблем, которые есть у рынка. Великая депрессия инициировала формирование новых точек зрения в экономике. Общество увидело недостаточную адаптивность рынка к саморегулированию и обеспечению равновесия на макроэкономическом уровне в условиях экономики того времени. Об этом говорил Дж. М. Кейнс, который подверг обоснованному сомнению положения неоклассической теории экономики [13, с. 53].
Развитие рыночной экономики во время индустриализации и монополизации показало, что базовые идеи классической теории экономики находятся в противоречии с реальностью. Например, идеи автоматического равновесия параметров спроса и предложения. Или идея о постоянстве объема национального дохода при неизменных возможностях производства в экономике. Или несостоятельность идеи того, что денежное обращение не влияет на процессы в экономике [9, с. 5].
Дж. Кейнс классифицировал следующие важные функциональные зависимости:
1) Склонность к сбережению на уровне субъектов экономики – не регулируема. Она инициирует уменьшение потребительского спроса и увеличивает предложение.
2) Предыдущий эффект инициирует уменьшение инвестиций, увеличение предпочтения ликвидности. Итог критического анализа этих правил – идея регулирования государством, которое нацелено на стимулирование совокупного спроса. Это регулирование должно проводиться, как полагает Дж. Кейнс, при помощи инвестиций государства, низких ставок процента банков, разнообразия налоговых льгот.
Важно также перераспределение доходов в пользу субъектов экономик, которые проявляют направленность к потреблению и инвестированию (наемные сотрудники и предприниматели). Во внешнеэкономической политике рассматривалось смещение акцентов от фритредерства к протекционизму.
Данные способы могли бы осуществить помощь рыночной экономике выйти из периода Великой депрессии. Но технология Дж. Кейнса применялись в экономике многих государств долгое время. Экономическая теория пополнилась идеями кейнсианства – это привело к увеличению границ традиционных правительственных функций. Но для проявления отдельной ответственности и инициативы остаются широкие условия и обстоятельства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Безпалов В.В. Анализ практики управления государственным имуществом Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом // Актуальные проблемы социально-экономического и инновационного развития территориальных образований. - М., 2020. - С. 13-18.
2) Галов В. В., Местное (муниципальное) хозяйство в системе рыночных отношений: управление и распоряжение муниципальной собственностью // Российская юстиция. — 2021. — № 8. — С. 35-38
3) Горбунова О. Н., Гласность и уважение к частной собственности - основные правовые принципы, которые должны присутствовать в управлении демократическим государством // Государство и право. — 2019. — № 3. — С. 97-104.
4) Жилинский Е. С. Государственная собственность в Российской Федерации: конституционно-правовая основа разграничения. — М.: Норма, 2017. — 125 с.
5) Зимин А.С. К вопросу об эффективности управления государственным имуществом региона // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 497-501.
6) Ильин В. А. Проблемы эффективности государственного управления. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2020. — 185 с.
7) Институт экономики, Институты современной экономики. Научные доклады Института экономики РАН Т. 3, 2020. — 428 с.
8) Кабилов Ш., Развитие предпринимательства как ведущий фактор подъема экономики // Общество и экономика. — 2020. — № 12. — С. 100-108.
9) Козлова С., Трансформация официальных подходов к оценке эффективности управления государственной и муниципальной собственностью в современной России // Общество и экономика. — 2021. — № 4. — С. 5-20.
10) Лупенко И. Ю., Экономическая основа местного самоуправления как институт муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 1. — С. 49-52.
11) Максимов С.Н. Стратегические приоритеты развития государственной собственности в условиях смены парадигмы экономического развития. Монография. - СПб.: СПбГЭУ, 2020. - 221 с.
12) Малахова Т. А., Создание многоуровневой системы поддержки предпринимательства в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. — 2019. — Т. 17, вып. 3. — С. 482-493
13) Минат В., Эволюция отношений собственности в России в XX в.: экономический и исторический контексты // Экономист. — 2020. — № 8. — С. 53-61.
14) Мысливченко А. Г., Социальное государство: генезис, становление и перспективы // Государство и право. — 2019. — № 3. — С. 105-116.
15) Покрытан П., К вопросу о законах присвоения и трансформации собственности // Экономист. — 2020. — № 12. — С. 58-68.
16) Ревинский О. В., Объект промышленной собственности - идеальный выбор для предпринимательства // Патенты и лицензии. — 2021. — № 2. — С. 32-35.
17) Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 416 с.
18) Рубаник В. Е., Некоторые заметки об исторических и теоретико-методологических основах права частной собственности и их роли в реформировании современной российской системы отношений собственности // История государства и права. — 2019. — № 6. — С. 55-61
19) Соловьев М. М. Управление государственной собственностью: методология, опыт, инновации. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 303 с.
20) Спиренков В., Как защитить частную собственность // Российская Федерация сегодня. — 2020. — № 7. — С. 50-53
21) Ткаченко С. В., Рецепция либеральной идеи важности института частной собственности в постсоветской России // История государства и права. — 2020. — № 7. — С. 64-70
22) Трифонов Е., Экономический закон демократизации отношений собственности // Общество и экономика. — 2019. — № 5. — С. 53-57.
23) Управление государственной собственностью субъекта Российской Федерации: концептуальная модель: монография / С.А. Кочеткова, И.В. Моисеева, Ю.А. Акимова, Т.М. Тишкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2020. - 184 с.
24) Червяков М. Э., К вопросу об эффективных инструментах управления муниципальной собственностью: вопросы теории и практики // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 1. — С. 6-8.