Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Без понимания категории духовности невозможно понять русскую литератур. Исследовать творчества любого русского писателя и поэта в каком бы то ни было научном историко-литературоведческом контексте при рассмотрении и изучении интересующей его конкретной литературной тематики возможно только при обращении исследователя к данной категории.
Духовность является достаточно объемной и многогранной в философском и культурно-эстетическом плане категорией. Известно, что чем шире, объемнее и многограннее понятие, тем труднее дать его определение.
Духовность можно рассматривать как определенное состояние внутреннего мира человека и направленность его сознания на восприятие жизни и ее понимания в свете Высших начал. Исследование выраженного в христианстве монотеистической идеей высшего смысла жизни стало онтологическим источником и подлинной причиной творческих, мировоззренческих, эстетических поисков подавляющего большинства русских поэтов «серебряного века».
Отметим, что современным литературоведением этот вопрос еще недостаточно освещен. Однако в дальнейшем будет невозможно составить полное представление об истории русской литературы (и в частности поэзии) XX века без пристального изучения этого фактора.
Творчество А. А. Ахматовой в русской и мировой культуре XX века занимает особое место. Сегодня можно с уверенностью сказать, что произведения поэта обнаруживают неисчерпаемый нравственно-философский потенциал, являются характеристикой духовной жизни эпохи, сохраняют свою эстетическую ценность. А.А. Ахматова является художником, по отношению к которому в последней трети XX века можно констатировать повсеместный читательский интерес и особую активность исследовательской мысли.
В настоящее время ахматоведение достигло значительных успехов в разработке проблемы единства и целостности творчества Ахматовой, в исследовании идеостиля поэта, особенностей поэтики, в раскрытии исторической, любовной, психологической проблематики ее лирики.
Однако до сих пор остаются практически вне поля зрения большинства исследователей вопросы художественного воплощения религиозного чувства и миропонимания. Даже самый беглый обзор литературы об Ахматовой приводит к следующему выводу: признается за аксиому присутствие в ее творчестве философско-религиозных мотивов, но подавляющее большинство исследователей ограничивается лишь констатацией этого факта.
Вместе с тем насыщенная философскими обобщениями и созданная с учетом различных религиозно-философских теорий поэзия Ахматовой имеет как бесспорную художественную ценность, так и несомненное историко-культурологическое значение. Наиболее значимым, на наш взгляд, в рамках данной тематики является анализ религиозных мотивов в творчестве поэта.
Являясь мельчайшей текстовой единицей, мотив дает возможность непосредственного осмысления структуры и семантических «полей» художественного произведения.
Данная тема представляет большой интерес особенно в наше время, когда общество возвращается к духовным истокам, а А.А. Ахматова старалась быть хранительницей тех духовных традиций, которые существовали в России.
Все вышесказанное обусловливает актуальность настоящей курсовой работы.
Целью исследования является выявление и анализ основных мотивов лирики, раскрывающих философское и религиозное мировосприятие А.А. Ахматовой
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
выявить основные тенденции и приемы в творчестве А.А. Ахматовой;
проанализировать ведущие философские мотивы творчества А.А. Ахматовой;
выявить и охарактеризовать религиозные мотивы лирики А. А. Ахматовой.
Объект исследования: творчество А.А. Ахматовой.
Предмет исследования: религиозные мотивы в творчестве А.А. Ахматовой
Глава 1. Теоретические основы изучения религиозных мотивов в творчестве А.А. Ахматовой
1.1. Христианская образность в художественном мире А.А. Ахматовой
В исследовании поэтического наследия Анны Ахматовой большое внимание отводится изучению особого феномена – воплощения религиозных взглядов и чувств русского поэта двадцатого века с его особым духовным опытом в художественном слове, в системе поэтических образов и мотивов.
Собственно, вопрос о наличии и существенной роли воплотившегося в ахматовской поэзии религиозного типа мировоззрения был поставлен и решен в самых общих чертах уже в первых отзывах и критических статьях.
Н. Недоброво в статье «Анна Ахматова» писал о «сильнейшем выражении религиозного чувства», о том, что сама Ахматова «указывает на религиозный характер своего страдальческого пути» .
Стихотворение «Плотно сомкнуты губы сухие», написанное в 1913 году, для критика является свидетельством того, что А. Ахматова «знает упоение молитвы», а «Исповедь» (1911), указывает на то, что для такой души есть прибежище в Таинстве Покаяния»
К периоду 1917-1921 гг., рубежному в жизни и творчестве поэта, уже вполне было сформировано представление об особом религиозном звучании ее творчества. Данное представление достаточно полно сформулировал К. Чуковский в своем докладе «Ахматова и Маяковский», который позже был напечатан в виде статьи в журнале «Дом искусств» в 1921году. К. Чуковский прямо называл А. Ахматову «последним и единственным поэтом православия», подробно и убедительно раскрыл на конкретном материале ранней лирики Ахматовой тезис об обусловленности религиозным настроем системы образов, трактовки тем, особого духа ее поэзии.
Религиозные мотивы в качестве приема достижения особой художественной выразительности были исследованы Б. Эйхенбаумом и В. Виноградовым. В. Виноградов достаточно подробно исследовал религиозные мотивы творчества Ахматовой в работе «О символике Анны Ахматовой», опубликованной в журнале «Литературная мысль» в 1922 году. В фундаментальном труде «О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски)» ученый говорит о "привлечении религиозной символики как материала, из которого создаются новые формы выражения эротических переживаний, «новый стиль» любовной лирики" .
Тезис о «религиозности» А. Ахматовой был очень своеобразно «освещен» в печально известном докладе А.А. Жданова, связанном с Постановлением ЦК ВКП/б/ от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Интерпретируя мысль Б. Эйхенбаума о сочетании в творчестве Ахматовой религии и любовных мотивов в весьма своеобразном ключе, Жданов говорил о «поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной», о «мистических переживаниях пополам с эротикой». «Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анна Ахматова: pro et contra : антология / сост. С. И. Коваленко. - СПб. : РХГИ, 2001. - 922 с.
2. Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания А. Ахматовой – СПб.: Азбука, 2011. – С.400
3. Ахматова, А. А. Ветер лебединый: Стихотворения и поэмы / А. А. Ахматова. - М. : Эксмо - Пресс, 1998. - 512 с.
4. Бельская, Л.Л. Русские поэтессы о жене Лота [Текст] / Л.Л. Бельская // Русская речь. – 2006. − № 6. – С. 3−7.
5. Библия. Книги священного Писания Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами. Перепечатано с Синодального издания. Издание всесоюзного совета евангельских- баптистов. М.:1968. – 1238с
6. Бурдина С. В. Поэма А. Ахматовой «Реквием»: вечные образы библии и жанра // Русская литература. – 2006. – № 7. – С. 7-19.
7. Бурдина С.В. Библейские образы и мотивы в поэме «Реквием»: Дисс…кан. филол. наук. – Казань, – 2002. – 200 с.
8. Бурдина, С.В. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой „Реквием― [Текст] / С.В. Бурдина // Филологические науки. − 2001. − №6. − С. 3−12.
9. Быков. Д. Л. В зеркалах: Ахматова // Знамя. – 2014. – № 11. – С. 110-118.
10. Васильев С. А. Стихотворение А. А. Ахматовой «Лотова жена»: трансформация ветхозаветного образа // Обозрение. – 2003. – с. 56-60.
11. Васильев, С.А. Стихотворение А.А. Ахматовой «Лотова жена»: трансформация ветхозаветного образа [Текст] / С.А. Васильев // III Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. – Москва, 2005. − С. 143−146.
12. Виленкин, В. В сто первом зеркале [Текст] / В. Виленкин. – Москва, 1990. – 334 с.
13. Виноградов, В. В. О символизме Анны Ахматовой / В. В. Виноградов // Литературная мысль. - 1992. - № 1. - С. 91-138.
14. Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой: (Стилистические наброски) // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. – М.: Наука, 1976. – С. 367–459
15. Евангелие от Иоанна. Апокалипсис :Пер. / Славян, библейский фонд. –СПб.:1997. –66 с.
16. Евангелие от Луки.– Апокалипсис :Пер. / Славян, библейский фонд. –СПб.:1997. –159 с.
17. Евангелие от Марка. Апокалипсис :Пер. / Славян, библейский фонд. –СПб.:1997. –59 с.
18. Евангелие от Матфея. Апокалипсис :Пер. / Славян, библейский фонд. –СПб.:1997. –100 с.
19. Игошева, Т.В. О драматической коллизии в стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль» [Текст] / Т.В. Игошева // Вестник Новгородского университета. Серия Гуманитарные науки. − 2000. − № 15. − С. 15 – 21.
20. Киxнeй Л.Г. Пoэзия Aнны Axмaтoвoй. Тaйны peмecлa. – М.: Пpaвдa, –1991. – 102 с.
21. Комар, Н. Г. Мотив покаяния и прощения в лирике А. А. Ахматовой / Н. Г. Комар // Вестник НГУ. - 2010. - № 56. - С. 32-34
22. Кудряшова, Ю.И. Семантика «Библейских стихов» Ахматовой как цикла [Текст] / Ю.И. Кудряшова // Мировая литература в контексте культуры. – 2008. − №3. – С. 57−60.
23. Кушнер А. С. У Ахматовой // Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 3. „Свою меж вас еще оставив тень…“ С. 136.
24. Лейдерман Н. Л. Бремя и величие скорби („Реквием“ в контексте творческого пути Анны Ахматовой) // Русская литературная классика XX века. Монографические очерки. Екатеринбург, 1996. С. 211.
25. Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века [Текст] / В.В. Мусатов. − М., 1998. – 484 с.
26. Найман А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой. – М.: Зебра Е: АСТ, 2009 – 416 с.
27. Недоброво Н. Анна Ахматова //Русская мысль, 1915, N7.С.50-68.
28. Недоброво Н.В. Анна Ахматова из Евангелие от Луки. // Русская мысль. – 1917. – № 5 – С. 68-80.
29. Недоброво Н.В. О лирике А.А. Ахматовой // Русская мысль. – 1917. – № 4 – С. 323-354.
30. Руденко М.С. Религиозные мотивы в поэзии Ахматовой // Вестник московского университета. –1995. – № 4. – С. 66 - 77.
31. Самсонова, Т.А. Евангельские образы в «библейских стихах» Анны Ахматовой [Текст] / Т.А. Самсонова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – Самара, 2008. – № 1. – С. 294 – 298.
32. Тименчик, Р. Д. Чужое слово у Ахматовой / Р. Д. Тименчик // Русская речь. - 1989. - № 3. -С. 33-36.
33. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой. М., 1991. С. 243.
34. Эткинд Е. Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой „Реквием“ // Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб, 1997. С. 358.