Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью данных полученных и проанализированных в этой работе можно будет определить выгодность данного туристского продукта для предпринимательства РФ.
Экскурсионный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. За последние десятилетия ХХ столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. В связи с этим огромное значение имеет процесс изучения туризма как науки.
Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов. Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.
Расширяется география маршрутов, туры становятся разнообразными и очень интересными. В настоящее время экскурсионно-познавательный туризм становится самостоятельным видом туризма. В основу предлагаемых программ, туроператоры берут историко-культурный потенциал стран и регионов. Большой популярностью пользуются программы, которые включают знакомство с традициями и обычаями, особенностями национальной кухни, музыки и народных промыслов. Сегодня популярность пользуются комбинированные программы, когда во время одной поездки туристы имеют возможность объединить два и более видов туризма.
Экскурсионный туризм не имеет ограничений по возрасту. Туристов, которые выбирают для отдыха экскурсионно-познавательные туры, привлекают общие интересы и желание познавать новое, стремление увидеть новые города, побывать в музеях, посетить концертные залы, увидеть памятники старины и архитектуры, полюбоваться природой разных мест.
Объект исследования – экскурсионный туризм.
Предмет исследования – экскурсионный туризм в России.
Цель исследования – особенности развития экскурсионного туризма в России.
Задачи исследования:
охарактеризовать определение экскурсионного туризма;
рассмотреть экскурсионный туризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма;
исследовать мотивы, способствующие развитию экскурсионного туризма;
изучить понятие тура и туристского маршрута;
рассмотреть проектирование экскурсионных туров;
определить экономическую значимость экскурсионного туризма ;
охарактеризовать современное состояние экскурсионной деятельности на российском рынке туристских услуг.
Гипотеза – анализ состояния экскурсионного туризма в России поможет выявить его количественные и качественные характеристики, а так же наметить перспективы его развития.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть применены для дальнейшего развития экскурсионного туризма в России. А так же результаты данной курсовой работы могут быть использованы в деятельности работников сферы туризма в России.
Научно-методическая основа работы. При написании работы были использованы учебные пособия, материалы периодической печати, посвященные туризму, технологии разработки и проведения экскурсий.
Ключевые слова: Туризм, экскурсионный туризм в России, туристские ресурсы, экскурсионный туризм, внутренний туризм.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
1.1. Определение экскурсионного туризма
На современном этапе развития общества чрезвычайно актуальной становится проблема формирования и повышения духовного потенциала каждого человека, особенно молодежи, а также проблема выявления средств и способов, способствующих правильной ориентации индивида на духовно-нравственное развитие его личности и сохранение культурного суверенитета родного государства.
Одним из наиболее эффективных способов нравственного развития личности является туризм, в первую очередь, культурно-познавательный – благодаря его гуманитарной функции, направленной на духовно-нравственное развитие человека. Структура духовной жизни общества включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и созданные этой деятельностью духовные ценности, отражающие общественную природу человека и условия его бытия, духовные отношения, проявляющиеся, прежде всего, в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох, благодаря чему сохраняется и развивается духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Да и сам человек является духовной личностью .
При знакомстве населения с культурным наследием – мифами, фольклором, обрядами, религией, идеями и ценностями, принятыми в разных культурах, традициями и т.д. – формируется мировоззрение людей, вырабатываю тся представления о ценностях жизни, ее идеалах, складывается система ценностных ориентаций, и тем самым определяется общая линия поведения людей, направление их деятельности. Традиции закрепляют границы моральных, духовных, нравственно-этических правил, формируют определенный образ жизни, поведения, общения и культуры в целом. Культура формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, оказывая воздействие как на все общество, так и на каждого из нас. Поэтому именно духовную культуру часто называют мерой человеческого в человеке. В результате участия в туристической деятельности у туриста укрепляются чувства патриотизма, любви к собственному народу, к культурной традиции, к которой он принадлежит, к своей Родине и гордости за то, что он является представителем своей страны.
Познавая мировую культуру, турист ощущает себя частью глобального человечества. Большую роль в этом играет экскурсионный туризм. Экскурсионный туризм представляет собой сложное явление. Встреча различных культур является составляющей частью туристического феномена. Интерес к спросу на объекты и содержание культурного характера становится все более распространенным. Например, города развивают городской туризм, руководствуясь представлениями о социологических, культурных, экономических и экологических последствиях этого развития .
С помощью культурных маршрутов городские партнерства подтверждают важность культуры как динамичного источника устойчивого развития в будущем, а также принятия социальных, культурных и региональных особенностей. Экскурсионный туризм стимулирует креативность, качество и инновационность, он создает также многочисленные положительные эффекты. В экскурсионном туризме проявляется большой интерес к оригинальному взаимодействию с местными сообществами и их традициями. Мы также можем говорить об экскурсионном туризме как путешествии, в котором туристы участвуют как исследователи и как искатели приключений.
Представляется, что это правильно, особенно в контексте туземного и этнического туризма, когда туристы желают посетить местное население в его естественной среде обитания, которая иногда может быть очень удаленной и недоступной (джунгли, пустыня и т.п.). Полагаем, что туристы, отдавшие предпочтение экскурсионному туризму, более образованны, чем обычные туристы, лучше понимают негативное влияние туризма на местное население и экологию.
Экскурсия является методом расширения кругозора. Цель посещения этого мероприятия – получение знаний об определенном предмете, месте или событии. Ввиду широты понятия экскурсионной деятельности существует множество видов экскурсий, на которые они подразделяются по некоторым характерным признакам. Что такое экскурсия Слово «экскурсия» появилось из латыни и означает оно прогулку или поездку. Данный термин означает индивидуальную прогулку или поездку по примечательным местам, представляющим интерес с научной, познавательной или увеселительной точки зрения. В экскурсии участвуют три элемента: экскурсовод, экскурсант и объект (или предмет) экскурсии. Объектом экскурсии становится предмет или явление, представляющее историческую, культурную, эстетическую или научную ценность. Посещение места, представляющего интерес, курирует экскурсовод. Это квалифицированный специалист, способный дать подробную информацию об объекте экскурсанту. В осмотре объекта принимает участие один и более экскурсантов в зависимости от вида экскурсии .
Цель, с которой проводится экскурсия, определяет ее направление. Часто поездка имеет увеселительный характер. Такие поездки являются неотъемлемой частью туристической деятельности. В ином случае экскурсия становится образовательным мероприятием.
Важная отличительная особенность экскурсии – это возможность созерцать объект и получать информацию о нем. Без созерцания экскурсия становится лекцией, без информативного аспекта экскурсия станет осмотром.
К первым экскурсиям, по мнению многих историков, можно отнести паломнические путешествия по святым местам. К экскурсиям спортивного характера причисляют Олимпиады в Древней Греции. Но только в начале двадцатого века экскурсионная деятельность стала самостоятельным направлением. Развитие транспортных путей, туризма во многом способствовало этому. Высшие сословия получили возможность свободно путешествовать по разным уголкам мира, а также отправлять своих детей на обучение в другие страны.
Одновременно с путешествиями стали проводить обучающие экскурсионные мероприятия с детьми. Основной их целью являлось знакомство учащихся с окружающей средой, то есть это были различные виды экскурсий в природу. В это же время зародилась профессия "экскурсовод". Активное развитие экскурсионной деятельности обусловило образование различных компаний, занимающихся организацией и проведением экскурсий .
В настоящее время для классификации подобной деятельности используют признаки, выделенные ученым-экскурсионистом Б. Е. Райковым, являющимся основоположником экскурсионной работы. Подразделяются экскурсии на виды и формы в зависимости от следующих признаков:
Содержание.
Состав и количество экскурсионистов.
Место, в котором проводится экскурсия.
Способ перемещения экскурсионной группы.
Длительность мероприятия.
Форма проведения экскурсии.
Каждый из вышеперечисленных видов экскурсий обладает индивидуальными особенностями и характерными чертами.
Необходимость классифицирования экскурсионной деятельности возникла по многим причинам. Основная из них – упрощение в подготовке и разработке экскурсионных мероприятий. При составлении плана прогулки важно учитывать, что она должна не только иметь познавательный характер, но также приносить положительные эмоции. Поэтому для эффективной экскурсии недостаточно знать предмет показа.
Экскурсоводу необходимо хорошо ориентироваться в месте проведения прогулки, выбирать точки наилучшего обзора. Экскурсия должна иметь некоторый сюжет, который, рассказывая непосредственно об объекте, будет дополнен интересными фактами и включением связей объекта с известными личностями или знаменательными событиями. В случае длительной прогулки экскурсовод должен предусмотреть несколько перерывов в рассказе для отдыха группы. Для некоторых видов экскурсий (в начальной школе, для людей с ограниченными возможностями) следует учитывать особенности группы .
Содержание экскурсии разделяет ее на два вида: обзорная и тематическая. Обзорная прогулка – это вид экскурсии, по содержанию являющейся многоплановой. Обзорные экскурсии, как правило, проводятся для описания какого-либо города, края, предприятия или природного объекта. Такие экскурсии имеют определенную структуру. Обзор объекта имеет несколько тем и подтем, освещая большой промежуток времени, на протяжении которого существует объект, и связывая объект с различными историческими событиями.
1.2. Экскурсионный туризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма
В экскурсионном туризме расходование культурных ресурсов осуществляется только тогда, когда они готовятся как туристические объекты, которые формируются как туристские продукты и предлагаются на рынке по определенной цене. Как предложение в туризме, культурные ресурсы формируются и представлены тремя способами:
1) культурной деятельностью (гастроли и осмотр исторических объектов, городов, музеев, галерей, театров, концертов, выставок, мероприятий и т.д.);
2) механически (в различных документальных сериалах, кинотеатрах);
3) в виде предметов для продажи (книги, картины, компакт-диски, видео, поделки, сувениры и тому подобное).
Привлекательными районами, которые рассматриваются как потенциальные туристические достопримечательности и мотивы в экскурсионном туризме, являются: археологические районы и архитектура (руины, знаменитые здания, целые города); музеи, искусство, скульптура, ремесла, галереи, фестивали, различные мероприятия, музыка и танцы (классика, фольклор, современность), драма, театр, кино, лингвистика и литературоведение (экскурсии и мероприятия), религиозные праздники, паломничества, вся культура и субкультура. Об экскурсионном туризме говорят как о растущей индустрии и туристическом секторе, который становится все более универсальным .
Исходя из этого, крайне важно провести различие между универсальным, более широким, более узким и секторальным экскурсионным туризмом. Такое деление примерно соответствует восприятию культуры как целостного образа жизни, культуры в контексте включения в конкретные этнические или туземные группы, культуры в контексте участия в интеллектуальной деятельности общества и посещения объектов культурного наследия или художественных павильонов.
По нашему мнению, культура является одним из основных мотивационных факторов для так называемых культурных туристов, но не обязательно первичным. Культурные туристы не образуют однородной группы или категории, поэтому выделяют пять типов культурных туристов:
1) целенаправленный культурный турист, для которого культура является основным мотиватором и который находится в поиске интенсивного культурного опыта;
2) экскурсионный культурный турист, который путешествует по культурным причинам, но стремится к получению поверхностного культурного опыта, в основном в результате посещения культурных достопримечательностей;
3) случайный культурный турист, который не в первую очередь мотивирован культурой, но который, прибыв в пункт назначения, имеет интенсивный культурный опыт;
4) случайный культурный турист, для которого культура не является значимым мотивационным фактором и который находится в поисках поверхностного опыта;
5) случайный культурный турист, для которого культура не является фиксированным мотивом, но который посещает культурные достопримечательности.
С целью разработки проекта по созданию туристического продукта в экскурсионном туризме необходимо со здание эффективной команды. Большое значение при этом имеет деятельность руководителя проекта. Руководитель проекта по созданию туристического продукта в сфере экскурсионного туризма должен обладать опытом в сфере управления туризмом, хорошими организаторскими способностями, иметь представление о современных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, 2018. - 560 c.
2. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
3. ГОСТ Р 50690-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/zakon/gost2.htm.
4. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200077638.
5. Государственная поддержка сферы туризма и рекреации в России: факторы повышения конкурентоспособности, риски, перспективы развития / Куклина Е.А. // Управленческое консультирование. 2017. № 8 (104). – С. 43-54.
6. Государственный доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2021 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://istina.msu.ru/media/projects/project/62b/da7/11594874/Doklad_2-1.pdf#1
7. Калимуллин, Д.М. Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в России / Д.М. Калимуллин // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. – № 7(9). – М., Изд. «МЦНО», 2017. – С. 57-64.
8. Карпухин, С.В. Социокультурная идентичность личности как фактор развития туризма / С.В. Карпухин // Вестн. Нац. акад. туризма. – 2017. – № 1. – С. 67-69.
9. Кобяк, М.В. Мировой рынок гостинично-туристских услуг / М.В. Кобяк // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2018. – № 2. – С. 46.
10. Киселева, И.А. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли / И.А. Киселева // Аудит и финансовый анализ. 2019. – № 2. – С. 182–185.
11. Культурный туризм и COVID-19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unwto.org/ru/ cultural-tourism-covid-19
12. Матюхина, Ю. А., Мигунова Е. Ю. Экскурсионная деятельность: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spisok-literaturi.ru/books/ekskursionnaya-deyatelnost_15845016.html
13. Менеджмент туризма/Экскурсионная деятельность: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vfmgiu-tourism.ru.
14. Мирошниченко, Е.В. Анимационная деятельность в культурно-познавательном туризме: теоретический аспект / Е.В. Мирошниченко // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 т. 2019. – С. 118–122.
15. Молоток, Е. Принципы маркетингового исследования рыночной конкуренции // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. marketing.spb.ru/read/m3/
16. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2017. - 208 c.
17. Оборин, М.С. Особенности динамики туристских потоков в России / М.С. Оборин, А.А. Сарян // Сервис в России и за рубежом. 2018. №2 (80). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/osobennosti-dinamiki-turistskih-potokov-v-rossii
18. Розничная торговля, услуги населению, туризм: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
19. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, 2017. - 448 c.
20. Статистические данные по субъектам РФ – Ростуризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ contents/statistika/ statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2021-god
21. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/
22. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
23. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/
24. Экспомир. Инновации в экскурсионной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.expomir.ru/cms/pages/view/TOUR-GUIDE
25. Юдин, И.О. Значение и роль культурно-познавательного туризма в современном мире / М.О. Юдин // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых. Сборник трудов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. – С. 241–242.
26. Ясницкая, А.О. Культурно-познавательный туризм / А.О. Ясницкая // Приоритеты и тенденции управления бизнес-процессами в структуре информационных систем. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Даугавпилсский университет, Латвия; Белорусский государственный институт проблем культуры, Беларусь; Физико-технический институт, Таджикистан и др. 2019. – С. 423–426.