Фрагмент для ознакомления
2
Появление понятия "процесс" сопровождалось появлением общей теории процессов, изучающей процессы природы. Он появился в конце 60-х годов и был расценен как новый качественный этап в развитии теории систем. Термин "процесс" переводится как ход, ход, Ход, последовательная смена состояний. Что касается бизнеса, то процесс представляет собой последовательность действий по достижению конечного результата.
Принято считать, что впервые понятие "процесс" было использовано г. Плехановым и П. Тимофеевым как фундаментальное свойство системы управления. Сегодня определение "процесса", данное в стандартах ISO 9001: 2015, является общепринятым на международном уровне: "совокупность взаимосвязанных и / или взаимодействующих видов деятельности с использованием входных данных для достижения желаемого результата"»
Т. Дэвенпорт определяет процесс как специально упорядоченный набор работ, задач во времени и пространстве с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов. В этом определении автор подчеркивает четкость процесса, его последовательность, что требует уточнения временных интервалов его протекания.
Большинство определений понятия» процесс " содержат такие критерии, как согласованность, периодичность, трансформация (обработка) и полнота (конечный результат). Важной особенностью процесса также являются четко установленные параметры его протекания, то есть наличие конкретной технологии реализации процесса, позволяющей адаптировать данную концепцию к любому виду деятельности.
В переводе с английского термин "бизнес" (business) означает "бизнес", "Бизнес", "Бизнес" и т. д. В экономической литературе этот термин рассматривается как любая деятельность, направленная на получение прибыли, и включает в себя привлечение капитала или косвенное участие в такой деятельности путем инвестирования средств.
Таким образом, понятия «бизнес» и «предпринимательство» взаимозаменяемы, а их сущность и значение являются синонимами, поскольку оба термина подразумевают коммерческую деятельность, направленную на получение прибыли.
В современной научной литературе отсутствует общепринятое определение понятия "бизнес-процесс", а подходы к его интерпретации различаются в зависимости от принадлежности бизнес-процессов к определенному виду деятельности. В то же время некоторые авторы подходов дают обобщенное определение бизнес-процесса, не привязывая его к предпринимательской сфере. Рассмотрим более подробно основные определения бизнес-процесса отечественных и зарубежных авторов, отражающие его сущность как экономической категории (табл. 1).
Таблица 1 – Основные определения понятия «бизнес-процесс»
На основании представленных определений понятия "бизнес-процесс" можно сделать вывод, что оно рассматривается в различных аспектах, но в интерпретации термина существует относительное единство, поскольку авторы определяют его как совокупность действий, последовательность этапов, действий по достижению определенного результата или достижению цели.
Таким образом, бизнес-процесс следует понимать как совокупность взаимосвязанных операций в отдельных видах деятельности компании, которая использует ресурсы, необходимые для достижения конечного результата в виде продукта (услуги) для удовлетворения конечного потребителя.
1.2 Структура и классификация бизнес-процессов
Считается, что у современной компании есть около двадцати ключевых бизнес-процессов, от которых зависит ее успех на рынке. А общее количество бизнес-процессов, в зависимости от масштаба предприятия, может достигать нескольких сотен.
В большинстве научных источников предлагается выделить три основные группы бизнес-процессов (таблица 2).
Таблица 2 – Основные виды бизнес процессов
Существуют и другие подходы к классификации бизнес-процессов. Рассмотрим некоторые из них.
По критерию ориентации на клиента бизнес-процессы делятся на:
- процессы, ориентированные на клиента (COP'S), - это процессы производства продукта, которые определяются требованиями клиентов( входными данными в эти процессы): требованиями к дизайну, способу производства, доставке и обслуживанию. Эти процессы обычно имеют самый высокий уровень взаимодействия с внешними потребителями. Процессы группы COP's включают маркетинг и продажи, разработку и разработку продуктов, производство, доставку, упаковку продуктов, обслуживание и гарантийное обслуживание, процессы создания ценности для клиента;
- процессы, ориентированные на поддержку (SOP's). Процессы в этой группе предоставляют необходимые ресурсы для процессов, ориентированных на клиента. Они объединяют рабочую силу, информационные технологии, закупки сырья, лабораторные исследования, поддержку основных процессов, производство запасных частей, логистику, управление инфраструктурой склада и многое другое.;
- процессы, ориентированные на управление (MOP). Они включают в себя процессы формирования лидерства, управленческие ресурсы, мониторинг и принятие управленческих решений на уровне высшего руководства организации.
На уровне цепочки создания стоимости выделяют следующие типы бизнес-процессов:
- входящие логистические процессы, связанные с получением, хранением и распределением ресурсов между "входами" бизнес-процессов . Отношения с поставщиками являются ключевым фактором создания стоимости в этой группе процессов;
- производственные процессы, связанные с преобразованием входных данных в выпускаемые продукты с помощью технологии производства / предоставления услуг. Баланс и эффективность производственных процессов являются ключевыми факторами создания стоимости в этой группе бизнес-процессов
- процессы исходящей логистики, которые включают в себя все процессы доставки продуктов (услуг) клиентам организации;
- маркетинг и продажи-процесс, направленный на то, чтобы убедить клиента приобрести товары (услуги) организации. Источником ценности в этой группе процессов является эффективная маркетинговая политика;
- сервис-поддержка потребительской стоимости товаров (услуг), произведенных для клиента после покупки.
- управление персоналом – это комплекс процессов отбора, найма, обучения, мотивации и увольнения сотрудников организации. Люди являются источником формирования новых идей, инноваций, поэтому ценность этой группы бизнес-процессов заключается в том, чтобы структурировать работу для создания всех видов деятельности, описанных выше.
- инфраструктура организации-это системы и функции, поддерживающие повседневную деятельность организации. Эта группа бизнес-процессов включает в себя финансы и бухгалтерский учет на предприятии, функционирование юридического отдела, Службы безопасности и других вспомогательных служб на предприятии, а также общее управление предприятием;
- технологическое развитие (инновация) - совокупность процессов, обеспечивающих поиск новых идей, их тестирование, реализацию и маркетинг. Эти процессы направлены на создание необходимого конкурентного преимущества путем изменения конфигурации основных бизнес-процессов;
- методы и методы обеспечения производственных процессов необходимыми ресурсами – комплекс процессов поиска лучших поставщиков услуг и компаний, которые по оптимальной цене смогут предоставить необходимое количество ресурсов и инструментов для непрерывной работы основных бизнес-процессов. Процессы в этой группе создают ценность, возможно, снижая стоимость ресурсов или улучшая их качество.
По критерию повторяемости бизнес-процессы делятся на:
- повторяющиеся процессы - группа бизнес-процессов, которые постоянно повторяются, причем конец одного цикла выполнения процесса является началом следующего цикла;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Агиевич Т.Г. Оптимизация бизнес-процессов: концептуальный подход. // Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 4. - С. 224-226.
2.Алексейчик Т.В., Володин А.Н. Методы оптимизации бизнеспроцессов. // РИНХ. - 2021. - № 2 (46). - С. 101-107.
3.Бариленко В.И. Основы бизнес - анализа: учебное пособие - М.: КНОРУС, 2017. - 272 с.
4.Батанова, М. В. Бизнес-процессы на промышленном предприятии // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (124). - С. 260-263.
5.Бойдел Т.Н. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителя. – М.: АО «Ассиана», 2019.-117 с.
6.Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2017 - 319 с.
7.Ефимов В. В. Описание и улучшение бизнес-процессов: учебное пособие. - Ульяновск УлГТУ, 2017. – 84 с.
8.Зайцева, Е.А., Попова, А.С. Управление бизнес процессами торгового предприятия / Инновационная наука. - 2019. - № 6-1. - С. 108-110.
9.Золотухина Е. Б. Моделирование бизнес-процессов. - М.: КУРС, 2017 - 79 с.
10.Катрич С. В. Организация бизнеса и его менеджмента: учеб. Пособие. – СПб: Дело АНХ, 2020. – 276 с.
11.Кондратьев В.В. Показываем бизнес-процессы. – М.: Эксмо, 2017. – 352 с.
12.Кузнецов О.И., Махметова А.Е. Инновационные технологии в управлении бизнес-процессами предприятий. // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2021. - № 1 (69). - С. 289-292.
13.Ляндау Ю.В. Инструменты управления бизнес-процессами. // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2018. - № 5. - С. 47-51
14. Маклак, С.В. Моделирование бизнес-процессов – М.: Наука, 2018. – 240 с
15.Мальцева О.М. Оптимизация бизнес-процессов с помощью информационных технологий // Экономика. - 2020. - № 4. - С. 86-92.
16. Орехов В.И. Влияние бизнес-процессов на повышение производительности труда // Вестник Университета. - 2019. - № 15. - С. 86-89.
17.Орешков И.В. Выбор методики оптимизации бизнеспроцессов. // Известия высших учебных заведений. - 2020. - № 6. - С. 53-58.
18.Петросян Д. С. Организационное проектирование: реорганизация, реинжиниринг, гармонизация - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019 - 196 с.
19.Репин В.В. Бизнес по правилам: регламенты должны работать: практич. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017 - 347 с.
20.Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособ. - М.: Наука, 2019 - 248 с.
21.Туголуков, Е. А. Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования // Молодой ученый. - 2019. - № 46 (284). - С. 361-364.
22. Цуканова, О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов: учеб. пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2017. – 101 с
23. Шаныгин С.И. Управление ресурсным обеспечением бизнеспроцессов организации // Лизинг. - 2021. - № 6. - С. 25-30.
24.Шеер, А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. – М.: Весть-МетаТехнология, 2019. – 222.с
25. Шподарев П.П. Принципы управления бизнес-процессов предприятия. // Психологоэкономические исследования. - 2018. - № 1. - С. 159-162.
26.Яновская, М. В. Бизнес-процессы в сфере предпринимательства // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (26).- С. 209-213.