Фрагмент для ознакомления
2
Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами напрямую влияет на достоверность как самого бухгалтерского учета, так и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. И аудит подтверждает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для российских предприятий актуальным является хорошо организованный учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, поскольку неуплата налогов и взносов в срок влечет начисление пени. Занижение сумм налогов и взносов может также привести к начислению штрафных санкций в соответствии с законом. Поэтому своевременная и полная уплата налогов и взносов в бюджет и во внебюджетные фонды является функцией бухгалтера организации.
В связи с этим возникает необходимость уточнения особенностей ведения учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами для возможности полного учетного отображения и удовлетворения всех потребностей управления.
Несмотря на ключевую значимость проблемы учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами как главного движущего фактора развития предприятия в условиях рыночной экономики, многие ее аспекты еще недостаточно исследованы в общеэкономической и отраслевой литературе. Для предприятий проблемы осуществления учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами очень актуальны. Исследование данной проблемы актуально не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Для ее решения необходимо сформировать целостную концепцию управления расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами.
Объективная необходимость и слабая проработанность проблемы ведения на предприятии учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами определяют актуальность данной темы. Таким образом, учет расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии - актуальная тема для всех организаций вне зависимости от формы собственности и степени государственного участия.
Объект исследования дипломной работы – ООО «Эффективный сайт».
Предмет исследования – организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ООО «Эффективный сайт».
Цель настоящей работы – изучить особенности ведения на предприятии учета расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также разработать мероприятия по их совершенствованию.
Задачи работы:
1) Рассмотреть теоретические основы учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
2) Дать краткую экономическую характеристику ООО «Эффективный сайт».
3) Рассмотреть особенности ведения учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
3) Разработать предложения по оптимизации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Эффективный сайт».
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, анализ, методы обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведен собственный анализ организации и проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Эффективный сайт», а также разработаны предложения по оптимизации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и по совершенствованию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Эффективный сайт».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
1.1 Экономическая сущность расчетов с внебюджетными фондами
В условиях современных рыночных отношений хозяйствующие субъекты не могут легально существовать без соблюдения налоговой политики страны. Организации, граждане и нерезиденты должны в обязательном порядке уплачивать установленные законодательно налоги и сборы. Эти платежи поддерживают бюджетную систему и обеспечивают создание благоприятной среды обитания. Расчеты с бюджетом, а также с внебюджетными фондами являются одним из важнейших аспектов бухгалтерского и налогового учета организации .
Объекты налогообложения, ставки налогов и сборов, порядок их взимания, а также сроки уплаты налогов регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации .
Бюджетные расчеты являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это требует достоверного определения налоговой базы и суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, с учетом действующего налогового законодательства Российской Федерации. На основании аналитических данных Федеральной налоговой службы основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления, на которые приходится до 90% всех статей доходов бюджета. Исходя из этого, обеспечение полноты, достоверности налоговой оценки и учета расчетов организации с бюджетом имеет большое значение для формирования бюджетов всех уровней .
Налоги являются обязательными и неэквивалентными платежами, уплачиваемыми налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией .
Налоговая система является совокупностью предусмотренных налогов и обязательных платежей, которые взимает государство, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля .
Объект налогообложения представлен доходами, стоимостью отдельных товаров, отдельными видами деятельности, использованием ценных ресурсов, имуществом юридических и физических лиц и другими объектами, установленными законодательными актами. Субъект налога представлен налогоплательщиком, то есть физическим либо юридическим лицом .
Источником налога является доход, с которого уплачивается налог. Ставка налога является суммой налога на единицу объекта налогообложения.
Налоговая льгота представлена полным или частичным освобождением плательщика от налога .
Налоги могут взиматься разными способами:
1) кадастровым - (от слова кадастр - таблица, ссылка), когда объект налога дифференцируется на группы по определенному критерию. Список этих групп и их признаков заносится в специальные справочники. Каждая группа имеет индивидуальную налоговую ставку. Этот метод характерен тем, что сумма налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога является транспортный налог с владельцев транспортных средств. Он взимается с фиксированной ставкой от мощности транспортного средства, независимо от того, используется ли транспортное средство или находится в режиме ожидания;
2) на основании декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога обеспечивает расчет доходов и налога с него. Характерной особенностью этого метода является то, что налог уплачивается после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером является налог на доходы физических лиц;
3) у источника. Этот налог оплачивает лицо, выплачивающее доход. Следовательно, налог уплачивается до получения дохода, а получатель дохода получает его, уменьшенный на сумму налога .
Например, тот же налог на доходы физических лиц. Этот налог оплачивается компанией или организацией, в которой работает физическое лицо. То есть перед уплатой, например, заработной платы, сумма налога вычитается из нее и перечисляется в бюджет. Оставшаяся сумма выплачивается работнику. В этом случае компания выступает в роли так называемого налогового агента .
Государственный внебюджетный фонд - это фонд средств, созданный за пределами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсию, социальное страхование, здравоохранение и медицинское обслуживание. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также другими законодательными актами, в том числе законами о бюджете Российской Федерации на соответствующий год .
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых взносов. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в себестоимость продукции и устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда. В России существует более 30 внебюджетных фондов на социально-экономические цели. Более 60%
Фрагмент для ознакомления
3
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2019, с изм. от 02.05.2019)
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2019)
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2019)
4 Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2019) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
5 Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 15.10.2018) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"
6 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2019) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
7 Постановление Правительства РФ от 04.12.2018 N 1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 ноября 2019 г."
8 Постановление Правительства РФ от 26.11.2019 N 1265 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 ноября 2020 г."
9 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
10 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.12.2019) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
11 Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. 431 с.
12 Гетьман В.Г. Бухгалтерский учет: Учебник /Гетьман В.Г., Керимов В.Э., Бабаева З.Д., Неселовская Т.М. М.: ИНФРА-М, 2018. 717с.
13 Масленникова Л., Медведева М. Нюансы налогового и бухгалтерского учета депонированной зарплаты // Российский налоговый курьер, 2018, N 19. 78 с.
14 Немирович Р.В. [Комментарий к Постановлению АС УО от 22.01.2019 N Ф09-9561/14] // Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера. 2019. N 4. С. 73 - 78.
15 Нестеров С.Е. Отдельные вопросы выплаты и расчета пособия по временной нетрудоспособности // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, N 11. 115 с.
16 Нестеров С.Е. Средний заработок: рассчитываем с учетом новшеств// Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, N 6. 32 с.
17 Нестеров С.Е.НДФЛ: обзор разъяснений Минфина // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, N 7. 128 с.
18 Оплачивается ли больничный, если работник болел во время отпуска без сохранения зарплаты? // "Электронный журнал "Азбука права". 2019.
19 Попов А.К. Форма 4-ФСС за I квартал 2019 года: отчитываемся по-новому // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. N 4. С. 33 - 43.
20 Правомерно ли понижение зарплаты работнику при неизменности его должности? // "Электронный журнал "Азбука права". 2019.
21 Пронина Е. Учет оплаты труда//Кадровый вопрос, 2018, N 7.45с.
22 Сусанов А.В. [Комментарий к Определению ВС РФ от 26.12.2018 N 304-КГ14-6337] // Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера. 2019. N 4. С. 11 - 14.
23 Тарасова А.В. [Комментарий к Постановлению АС УО от 29.01.2019 N Ф09-9597/14] // Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера. 2019. N 4. С. 63 - 67.
24 Трофимова В. Индексация заработной платы [Интервью с Н. Пластининой] // Трудовое право. 2019. N 4. С. 110 - 111.
25 Что делать при длительной задержке выплаты зарплаты? // "Электронный журнал "Азбука права". 2019.
26 Шадрина Т.В. Кого и в каких случаях отстраняем от работы? // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. N 4. С. 52 - 62.
27 Сайт Министерства финансов РФ URL: http://www.minfin.ru
28 Консультационно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru
29 Информационно-правовой портал «Гарант»URL: http://www.garant.ru
30 Энциклопедический словарь экономики и права URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_economic_law/.